Ульяна Молдованова
Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
«КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА»
(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского)
Программные педагогические задачи: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.
Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относится к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.
Публикация «Конспект занятия „Как рубашка в поле выросла“ (по мотивам рассказа К, Д, Ушинского) в старшей группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Косоворотка, русская рубаха
- Одежда, обувь, головные уборы
- Старшая группа
- Ушинский К.Д.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
Словарная работа: веретено, крсна, кудль, лен, мялка, нить, полотно, прялка, прясть, рубаха, ткань, ткать, ткачество, трепло, челнок, холст.
Материал: рубаха, сарафан, веретено; кукла, одетая в русский будничный костюм; видеофильм «Ленок»; картинки с изображением выращивания льна и орудий труда; отрывки из сказки «Царевна-лягушка».
Подготовительная работа: рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.
Содержание деятельности
– Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде : чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам помогут мой волшебный сундучок и кукла Дуся. (Показывает куклу.)
– Во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки из сундучка.
• Один вход – три выхода. (Рубашка.)
• Днем как обруч,
А ночью как уж. (Рубашка.)
• В липовом корытце
Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях.)
Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.
– Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.
Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.
– Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».
– Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.
Рассказ воспитателя о севе льна и показ иллюстраций.
– Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:
– Что это ты, тятя, делаешь?
– А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.
Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».
Переход к рассказу об уборке льна.
– Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками…
«У братца Васи такие глазки, – подумала Таня. – Но рубашечек таких я ни на ком не видела».
Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лен с корнем… На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собирались, как на праздник, и говорили Тане: «Славная у тебя будет рубашечка!».
Следует на протяжении рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (этапы роста льна) или принести настоящий лен (без цветов; с цветочками; с созревшими семенами – коробочками). Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает с помощью движений. Можно использовать видеофильм «Ленок».
– Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли…
Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской. … Про нее говорят: «Стоит Арина – рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она «пережует» стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.
Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку: «Мни лен доле, полотна будет боле».
– А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, – трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа – веселой.
Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт «работе» детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.
– Часто дарил трепало понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.
– А какие узоры вы видите на этом трепале?
Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить детям, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат – символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.
– Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя будет рубашечка!» – опять сказала Тане сестра.
Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно, сравнить ее с жесткими льняными стеблями.
– На что она похожа?
– Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку».
– Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. «Это нитки, – думает Таня. – А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?».
Воспитатель показывает детям прялку. Рассматривая ее, дети определяют назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала»; «зеркало» – к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.
• Скачу по горнице с работою моею.
Чем больше кручусь, тем больше толстею. (Веретено.)
• Скорчится – с кошку,
Растянется – с дорожку. (Нить и веретено.)
– Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок, натянул нити – основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.
Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка: «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает».
Рассматривая ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы, рыбку (челнок, лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка – «кросна».
– Но какого цвета холст? (Серого.)
– Будет ли Таня рада такой рубашке? (Нет.)
– Что же нам делать?
– Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.
Детям показывают рубаху из льняного полотна, заостряя внимание на деталях кроя.
– Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался «по росту» мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали «границу», «порог» – расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.
Игра «Подбери, что нужно для работы».
– Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами, они, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.
Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна-лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.
Игра «Плетем поясок».
– Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая – много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вслед платочком.
Дети прощаются с куклой Дусей, машут ей вслед рукой или платочком.