Приложение МААМ

Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) в старшей группе

Ульяна Молдованова
Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы

«КАК РУБАШКА В ПОЛЕ ВЫРОСЛА»

(по мотивам рассказа К. Д. Ушинского)

Программные педагогические задачи: познакомить с технологией изготовления крестьянами одежды; расширять словарный запас; воспитывать уважение к нелегкому труду крестьян.

Планируемые результаты: проявляет активность для расширения представлений о технологии изготовления крестьянами одежды; уважительно относится к нелегкому труду людей; активен в беседе на интересующую его тему.

Публикация «Конспект занятия „Как рубашка в поле выросла“ (по мотивам рассказа К, Д, Ушинского) в старшей группе» размещена в разделах

Словарная работа: веретено, крсна, кудль, лен, мялка, нить, полотно, прялка, прясть, рубаха, ткань, ткать, ткачество, трепло, челнок, холст.

Материал: рубаха, сарафан, веретено; кукла, одетая в русский будничный костюм; видеофильм «Ленок»; картинки с изображением выращивания льна и орудий труда; отрывки из сказки «Царевна-лягушка».

Подготовительная работа: рассматривание альбома «Одежда наших бабушек», чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла», экскурсия в краеведческий музей.

Содержание деятельности

– Сегодня, ребята, мы поговорим о старинной одежде : чем-то она похожа на современную, а чем-то отличается. Разобраться в этом нам помогут мой волшебный сундучок и кукла Дуся. (Показывает куклу.)

– Во что она наряжена? Назовите вещи, отгадав загадки из сундучка.

• Один вход – три выхода. (Рубашка.)

• Днем как обруч,

А ночью как уж. (Рубашка.)

• В липовом корытце

Живое тело шевелится. (Ноги в лаптях.)

Загадывая загадку, следует сразу же показывать на кукле отгадку.

– Самой главной одеждой была рубаха. Ее носили старики и молодые, мальчики и девочки, богатые и бедные. Рубаха была нужна и крестьянину, и царю. По умению изготовить рубаху судили о мастерице.

Чтение отрывка из сказки «Царевна-лягушка», где речь идет об изготовлении рубашек для царя невестками и об оценке их работы.

– Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Чтобы сшить рубаху, девушки и женщины работали не одну ночь, а полтора года. Для рубах они растили замечательную траву – лен, из которого делали ниточки, из ниточек – полотно, так что можно сказать, что крестьяне свою одежду «выращивали».

– Скажите, вы когда-нибудь видели, чтобы рубашки в поле росли? А вот крестьянская девочка Таня, с которой подружилась кукла Дуся, видела.

Рассказ воспитателя о севе льна и показ иллюстраций.

– Увидела Таня, как ее отец горстями разбрасывает по полю маленькие блестящие зерна, и спрашивает:

– Что это ты, тятя, делаешь?

– А вот сею ленок, дочка. Вырастет тебе и Васютке новая рубашечка.

Удивилась Таня. Недели через две покрылась полоска земли зеленой шелковистой травкой, и подумала Таня: «Хорошо, если бы у меня была такая рубашечка».

Переход к рассказу об уборке льна.

– Прошло время, лен зацвел голубыми цветочками…

«У братца Васи такие глазки, – подумала Таня. – Но рубашечек таких я ни на ком не видела».

Когда цветочки опали, на их месте показались зеленые головки. Когда головки побурели и подсохли, мать и сёстры Тани повыдергали весь лен с корнем… На работу они вышли в особой одежде – расшитой узорами рубахе «Ленок», собирались, как на праздник, и говорили Тане: «Славная у тебя будет рубашечка.

Следует на протяжении рассказа показывать детям иллюстрации, фотографии (этапы роста льна) или принести настоящий лен (без цветов; с цветочками; с созревшими семенами – коробочками). Все операции по уборке льна, его обмолоту педагог проигрывает, показывает с помощью движений. Можно использовать видеофильм «Ленок».

– Когда лен просох, то стали у него головки отрезать, а потом потопили в воде безголовые пучки, еще и камнем сверху привалили, чтобы не всплыли…

Недели через две вынули лен из речки, просушили и стали колотить доской. … Про нее говорят: «Стоит Арина – рот до ушей». Это – мялка. Своим зубастым ртом она «пережует» стебельки, разобьет жесткую кожуру, чтобы освободить мягкое волокно, которое прячется внутри.

Детям предлагается самим проиграть некоторые виды работ – помочь сделать Тане рубашечку. Ребята воспроизводят рукой движения мялки, произнося при этом поговорку: «Мни лен доле, полотна будет боле».

– А затем жесткую кожуру отделяли от волокна дощечкой, похожей на деревянный нож, – трепалом. А чтобы девушкам работать было полегче, в его ручку забивали горошек, и тогда трепало становилось «музыкальным», а работа – веселой.

Воспитатель берет в руки погремушку – шаркун – и гремит им в такт «работе» детей, воспроизводящих на этот раз движения трепальщицы льна.

– Часто дарил трепало понравившейся девушке парень. Тогда он стремился на этом деревянном ноже вырезать красивые ажурные узоры, чтобы показать: он по дереву работает не хуже, чем девушка вышивает по полотну.

– А какие узоры вы видите на этом трепале?

Чаще всего дети узнают в узорах травы, иногда называют уже знакомые им геометрические фигуры. Следует пояснить детям, что, завися от природы, человек был благодарен ей за те блага, которыми она одаривала его, почитал солнце и землю как светлые божества, украшал их символами свои дома, утварь, одежду (круг – символ солнца, квадрат – символ земли). Эти изображения были призваны помочь людям в работе, сделать ее удачной.

– Вытрепавши, стали железным гребнем лен чесать, пока он не сделался мягким и шелковистым. «Славная у тебя будет рубашечка – опять сказала Тане сестра.

Детям предлагается потрогать льняную кудель (непряденое волокно, сравнить ее с жесткими льняными стеблями.

– На что она похожа?

Но Таня подумала: «Где же тут рубашечка? Это похоже на волосы Васи, а не на рубашечку».

– Настали длинные зимние вечера. Сестры Тани стали из льна нитки прясть. «Это нитки, – думает Таня. – А где же рубашечка? А без ниток можно сделать рубашечку?».

Воспитатель показывает детям прялку. Рассматривая ее, дети определяют назначение деталей: донце – на него садилась мастерица, «чтобы работа не убежала»; «зеркало» – к нему привязывали кудель; девочек «присаживают» за прялку, «чтобы были хорошими мастерицами». Они при этом могут воспроизводить движения пряхи или накручивать на веретено специально заготовленные нитки. Воспитатель сравнивает веретено с катушкой, на которой хранятся нити.

• Скачу по горнице с работою моею.

Чем больше кручусь, тем больше толстею. (Веретено.)

• Скорчится – с кошку,

Растянется – с дорожку. (Нить и веретено.)

– Прошли зима, весна, лето, настала осень. Отец установил в избе кросна (ткацкий станок, натянул нити – основу для ткани и начал ткать. Забегал проворно челнок между нитками, и тут уже Таня сама увидела, как из ниток выходит холст.

Чтобы закрепить материал в памяти детей, им загадывается загадка: «Речка течет, рыбка играет, а за нею лед замерзает».

Рассматривая ткацкий стан, дети должны найти речку (нити основы, рыбку (челнок, лед (холст) и правильно их назвать. В конце проговаривают все вместе название станка – «кросна».

– Но какого цвета холст? (Серого.)

– Будет ли Таня рада такой рубашке? (Нет.)

– Что же нам делать?

– Стали на морозе холст морозить, по снегу расстилать, а весной раскладывали его по траве на солнышке и сбрызгивали водой. Сделался холст из серого белым… Настала зима. Накроила из холста мать рубашек, принялись сестры рубашки шить, и к Рождеству надели на Таню и Васю новые, белые, как снег, рубашечки.

Детям показывают рубаху из льняного полотна, заостряя внимание на деталях кроя.

Рубахи шили из узкого полотна. Шире полотно не могло быть, потому что станок делался «по росту» мастерицы. Рубаха, как считали наши предки, хранила в себе силу здоровья своего владельца, поэтому, чтобы она не потерялась, создавали «границу», «порог» – расшивали подол, рукава, горловину узорами и не доверяли одежду стирать или надевать другому человеку.

Игра «Подбери, что нужно для работы».

– Вот мы с вами и узнали, как делались рубахи в старину. Нить и полотно наделялись волшебными свойствами, они, как считалось тогда, могли привести сказочного героя к заветной цели.

Воспитатель напоминает детям сказку «Царевна-лягушка», где благодаря клубочку царевич нашел свою невесту.

Игра «Плетем поясок».

– Раньше, когда девочка пряла свою первую ниточку, по ней даже гадали: если получилась ровная, значит, жизнь будет счастливая, если же то тонкая, то толстая – много будет огорчений. Ниточка, полотно воспринимались как путь, который должен пройти человек. Кукла Дуся надеется, что он у вас будет счастливый. И чтобы ваша дорога была ровной, гладкой, прощаясь с вами, машет вслед платочком.

Дети прощаются с куклой Дусей, машут ей вслед рукой или платочком.

Публикации по теме:

Конспект комплексного занятия по пересказу рассказа К. Ушинского «Четыре желания» в подготовительной группе КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ с использованием мнемотехники Пересказ рассказа «Четыре.

Конспект ООД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. УшинскогоКонспект ООД по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского Конспект организованной образовательной деятельности по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Тема: Чтение рассказа К. Д. Ушинского.

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Чужое яичко» в подготовительной группе Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Конспект совместной деятельности.

Конспект сюжетно-физкультурного-оздоровительного занятия «Ветер и солнце» по мотивам сказки К. Ушинского Инструктор по физической культуре Бородина Л. Н. Форма проведения: игра-путешествие Цель: Формировать двигательные умения и навыки ребёнка.

Конспект занятия по пересказу рассказа К. Ушинского «Гуси» (средняя группа) Конспект занятия по пересказу рассказа К. Ушинского “Гуси” Средняя группа Ход занятия: Воспитатель предлагает детям посмотреть на картину.

НОД «Как рубашка в поле выросла» Цель: Познакомить детей с выращиванием льна, последовательностью его обработки (с опорой на художественное произведение, с использованием.

НОД по чтению рассказа К. Д. Ушинского «Два плуга» в подготовительной коррекционной группеНОД по чтению рассказа К. Д. Ушинского «Два плуга» в подготовительной коррекционной группе Программное содержание: - познакомить детей с произведением К. Д. Ушинского «Два плуга»; - совершенствовать умение детей поддерживать беседу,.

Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Смелая ласточка» для старшего возраста Форма организации – групповая. Вид занятия- НОД по развитию связной речи. Тип занятия – путешествие. Тема: «Пересказ рассказа К. Д. Ушинского.

Совместная деятельность воспитателя с детьми «Чтение рассказа Ушинского К. Д. «Гадюка» в подготовительной группе детей с ЗПР Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 г. Данков Совместная деятельность.

НОД по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок. Пересказ рассказа К. Д. Ушинского «Спор деревьев» Конспект НОД занятия по развитию речи в старшей группе с использованием опорных картинок на тему: Пересказ рассказа К. Д. Ушинского "Спор.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) в старшей группе
Опубликовано: 25 октября 2018 в 13:58
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Как рубашка в поле выросла» (по мотивам рассказа К. Д. Ушинского) в старшей группе» (включая файлы) размещена пользователем Ульяна Молдованова (УИ 358806) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД