Людмила Галкина
«Музыкальные инструменты русского народного оркестра»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкальной деятельности по слушанию музыки
для детей подготовительной группы на тему: «Музыкальные инструменты русского народного оркестра»
Цель занятия: повышение интереса к развитие музыкальных способностей детей через приобщение к русскому народному искусству на занятиях по слушанию музыки.
Задачи:
Публикация «„Музыкальные инструменты русского народного оркестра“» размещена в разделах
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыкальные инструменты
- Народная культура, фольклор
- Оркестр для детей
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
1. Расширять и закреплять знания о видах оркестров и музыкальных инструментах народного оркестра. Учить узнавать инструменты по виду и тембру звучания.
2. Развитие музыкального слуха, его ладовысотного и метроритмического
компонентов через ознакомление с народным музыкальным репертуаром.
Упражнять в игре на детских музыкальных инструментах.
3. Сформировать положительное отношение, интерес к содержанию русской народной музыки.
Предварительная работа: беседа с детьми о разновидностях оркестра, их составов, знакомство с инструментами народного оркестра, их звучанием. Слушание музыкальных произведений в различном исполнении. Разучивание с детьми ролей сказки "Музыкальный магазин", а так же обработки народной мелодии "Русская плясовая" в исполнении совместно с педагогом.
Приё мы руководства деятельностью детей:
1. Приемы активизации деятельности детей в процессе проведения занятия: беседа, игра, создание ситуации, направленной на применение личного опыта детей.
2. Приемы поддержания интереса у детей: применение художественного слова, использование музыки различного характера, а так же фото и видео материала, игровые ситуации, возможность применения личного опыта.
3. Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей, обсуждение.
Виды детской деятельности на занятии:
Познавательная.
Игровая.
Музыкальная : слушание, музицирование, игра в оркестре.
Ожидаемые результаты:
-повышение интереса к русской народной культуре;
-желание слушать классическую и народную музыку и играть на музыкальных инструментах;
-проявление эмоциональной отзывчивости;
-развитие свободного общения с взрослым и со сверстниками;
Критерии оценки: Активность. Эмоциональность.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Оборудование: иллюстрации с изображением оркестров (народного, духового, симфонического) и групп народного оркестра (группа струнных, духовых, клавишных и ударных, детские музыкальные инструменты для оркестра -2 металлофона, ксилофон, 2 треугольника, коробочка, 2 трещотки, бубен, погремушка, маракас; для сказки- домик, колокольчик, музыкальные инструменты, шапочки зверей-персонажей: мышка, заяц, лиса, волк, медведь, ёж.
Ход занятия.
Музыкальный руководитель : Здравствуйте, ребята, здравствуйте, гости! Друзья, я рада видеть вас, у меня сегодня очень хорошее настроение и я хочу поделиться с вами, приготовьте свои ладошки (подносит ладони ко рту, дует в сторону детей). Теперь у вас у всех чудесное настроение. А сейчас давайте и нашим гостям передадим хорошее настроение (дуют в сторону гостей). Дети садятся на стулья.
Приглашаю вас отправится со мной в интересное путешествие в удивительный мир музыки, чтобы расширить свои познания. Вы готовы?
(Звучит аудиозапись Сен-Санс "Аквариум" - фон)
Тихо-тихо сядем рядом –
Входит музыка в наш дом
В удивительном наряде,
Разноцветном, расписном.
И раздвинутся вдруг стены –
Вся земля видна вокруг:
Плещут волны речки пеной,
Чутко дремлет лес и луг.
Вдаль бегут степные тройки,
Тают в дымке голубой…
Эта музыка торопит
И ведёт нас за собой.
- Мы попали с вами в страну оркестров. Ребята, что такое "Оркестр"?
-Правильно. Это группа музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.
- Ребята, какой оркестр вы видите? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением симфонического оркестра). Как вы узнали?
(ответы детей)
-А это какой оркестр? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением народного оркестра) Почему вы так думаете?
(ответы детей)
- Какой оркестр сейчас изображен на экране? (музыкальный руководитель показывает иллюстрацию с изображением духового оркестра) Как вы определили? (ответы детей)
Сейчас мы послушаем одно из известных музыкальных произведений «Светит месяц» и определим его характер после прослушивания (звучит обработка русской народной песни “Светит месяц” в исполнении оркестра русских народных инструментов)
Музыкальный руководитель : Мы прослушали с вами музыкальное произведение «Светит месяц». У меня есть волшебный колокольчик, к кому он попадёт, тот характер музыки и назовет (музыкальный руководитель передаёт колокольчик детям, они отвечают).
Музыкальный руководитель : Какой оркестр исполнил музыкальное произведение?
Дети: Русский народный оркестр.
Музыкальный руководитель :
Эх, оркестр народный,
Раздольный, хороводный!
Если грянет плясовую –
Я со всеми затанцую!
Если песню грустную –
Грусть в душе почувствую!
А «Страданья» заиграет –
Прямо сердце замирает!
То он плачет, то хохочет –
С нами делает, что хочет!
(Лев Яковлев)
Музыкальный руководитель : Какие инструменты входят в состав русского народного оркестра?
Дети: струнные, ударные, духовые, клавишные.
Музыкальный руководитель : Назовите струнные инструменты русского народного оркестра? (правильный ответ сопровождается показом иллюстраций с изображением групп оркестра)
Группа струнных - (балалайка, домра, гусли)
Духовые инструменты - (дудочка, свистулька, жалейка)
Ударные - (ложки, трещотки, бубен)
Клавишные - группа баянов, аккордеонов, гармошка.
Музыкальный руководитель : А сейчас мы еще раз послушаем отрывок русской народной песни «Светит месяц» в исполнении оркестра народных инструментов и определим, какие инструменты исполняют данное произведение (звучит отрывок русской народной песни «Светит месяц»)
Музыкальный руководитель : Звуки каких инструментов вам знакомы? (Дети отвечают)
В аудиозаписи звучит фон к сказке -музыка
Вместе с музыкой хорошей,
К нам приходит волшебство.
Осторожней, осторожней –
Не спугнуть бы нам его.
Что-то доброе случится-
Сказка в гости к нам стучится,
Видно, хочет подружиться,
Скажем сказке – заходи!
Сказка-игра «Музыкальный магазин»
Ведущий (взрослый) :
Расскажу я сказку, дети,
Как однажды на рассвете,
Там, где лес стоит высок,
Появился теремок.
Колокольчик у дверей -
Видно, в доме ждут гостей.
Мимо мышка пробегала,
Теремок тот увидала. Под музыку выбегает Мышка.
Мышка (удивленно) :
Это что за теремок?
Он не низок, не высок.
Здесь недавно пробегала -
Теремочка не видала. Звонит в колокольчик. Из теремка выходит Ёж.
Ё ж: Это чудо-магазин,
На весь лес такой один.
Магазин мой необычный:
Музыкальный, мелодичный.
В магазин ты забегай,
Инструменты выбирай.
Ведущий: Забежала мышка в терем,
За собой закрыла двери,
Инструмент себе купила,
Поиграть на нём решила. Ёж и Мышка заходят в теремок. Мышка играет в теремке на металлофоне. Дети отгадывают, какой инструмент звучит.
Мышка выходит из теремка, кладет металлофон на столик, садится рядом.
Ведущий: Стоит терем-теремок,
Из трубы идёт дымок.
По лесной тропинке
Заинька бежал,
Теремок он на полянке увидал. Под музыку поскоками появляется Заяц.
Заяц: Это что за теремок?
Из трубы идет дымок.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт? Из теремка выходит Ёж.
Ё ж: Я построил магазин -
На весь лес такой один!
Инструментов в нём не счесть,
Для всех зверей выбор есть.
В магазин ты забегай,
Инструменты выбирай!
Ведущий: Забежал косой в отдел,
Все товары посмотрел,
Инструмент себе купил,
Поиграть на нём решил.
Вы, ребята, не зевайте,
Что купил он, отгадайте. Заяц играет на треугольнике, дети называют инструмент. Заяц выносит инструмент из теремка, ставит его на стол, садится рядом.
Ведущий: Облетела новость лес,
Что в лесу дремучем есть
Музыкальный магазин.
На весь лес такой один!
К теремку спешит Лисица,
Петь большая мастерица. Под музыку выходит не спеша Лиса, поё т:
Лиса: В магазин меня впустите,
Все товары покажите.
Инструмент прошу продать -
Я хочу артисткой стать.
Ё ж: В магазин ты заходи,
Всё, что нравится, купи!
Ведущий: В магазин лиса зашла,
Нужный инструмент нашла.
Деньги в кассу заплатила,
Инструмент себе купила.
Удержаться не смогла -
В лапы поскорей взяла. Лиса играет на коробочке, дети узнают инструмент на слух. Лиса выходит из теремка, ставит металлофон на столик, садится рядом.
Ведущий: Волк увидел магазин,
На весь лес такой один.
Хочет с музыкой дружить,
Хочет инструмент купить. Под музыку выходит Волк.
Волк: Я – серый волк, зубами щёлк!
В музыке я знаю толк.
В магазин скорей иду,
Инструмент себе куплю!
Ё ж: В магазин ты заходи,
Всё, что нравится, купи!
Ведущий: Серый забежал в отдел,
Инструменты рассмотрел,
Деньги в кассу заплатил,
Что же он себе купил? Играет на трещотке (вертушке, дети угадывают.
Ведущий: Средь берёзок и рябин
Ёж построил магазин.
На товар на музыкальный
Спрос в лесу необычайный.
Расступись, честной народ -
В магазин медведь идёт! Под музыку выходит Медведь.
Медведь: Музыкантом стать хочу,
Ноты с песнями учу.
Очень музыку люблю,
Инструмент себе куплю!
Ё ж: В магазин ты заходи,
Всё, что нравится, купи! Медведь заходит в теремок, Ёж нетерпеливо ходит снаружи.
Ведущий: Мишка долго выбирал,
Ёжик даже ждать устал.
Наконец купил, и вот
Инструмент домой несёт.
Что купил Медведь мохнатый?
Отгадайте-ка, ребята! Медведь играет на ксилофоне мелодию, дети отгадывают, Медведь выходит с инструментом, ставит его на столик и садится рядом.
Ведущий: С той поры лесной народ
Очень весело живёт.
И играют, и поют,
В гости нас к себе зовут!
В исполнении детского оркестра звучит «Русская плясовая» в обработке Г. Короткова
Музыкальный руководитель : Ребята, наше путешествие подошло к концу, нам пора возвращаться. Вы сегодня услышали много русской народной музыки, это – наша история, наша русская музыкальная культура, которую нужно беречь и сохранять для наших будущих поколений, чтобы они гордились нашей Родиной так же, как и мы. Мне бы очень хотелось, чтобы вы не только слушали русские народные песни, но и пели их своим детям, когда станете взрослыми.
Рефлексия: У меня есть разноцветные нотки. Если наше путешествие вам понравилось, если оно было интересное, увлекательное, познавательное, то возьмите весёлую нотку, а если было скучно – грустную (опрос детей). Спасибо, до свидания!