Светлана Фоменко
Тематическое занятие «Музыкальные инструменты»
▼ Скачать + Заказать документы
Тематическое музыкальное занятие.
Цели занятия :
• формировать мотивацию к музыкальной деятельности;
• воспитывать любовь и уважение к искусству народа;
Публикация «Тематическое занятие „Музыкальные инструменты“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, дидактические пособия
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
• дать детям обобщенное представление о народных инструментах.
Задачи:
• ознакомить детей с народными ударными и духовыми инструментами и их художественно-выразительными особенностями;
• развивать творческие способности, фантазию и воображение в процессе игры на музыкальных инструментах;
• учить детей музицированию на шумовых инструментах в оркестре;
• продолжать обучение детей передаче музыкальных образов через пластику движений, мимику и жесты;
• развивать эмоциональную отзывчивость детей.
Материально-техническое обеспечение:
• музыкальные инструменты (бубен, маракас, барабан, металлофон, ложки);
• плакаты с народными инструментами;
• музыкальное сопровождение (диск с записью музыкальных инструментов);
• компьютер с интерактивной доской.
Форма занятия : игровая.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, я очень рада видеть вас на нашем занятии.
Посмотрите сколько у нас сегодня много гостей. Давайте повернёмся к ним и улыбнёмся (Дети поворачиваются).
Спасибо! Теперь у нас у всех хорошее настроение на целый день!
Ну, а теперь пришло время поздороваться!
Здравствуйте, гости!
Всем привет! (Поворачиваются к гостям и машут им двумя руками).
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о музыкальных инструментах.
На земле у каждого есть родимый дом.
Хорошо и весело, и уютно в нем.
У собаки — конура, у лисы — нора,
А у птичек дом — гнездо, у совы — дупло.
Отгадай загадку, маленький мой друг,
Где живет, по-твоему, музыкальный звук?
Где же, ребята живет музыкальный звук?
Дети: Музыкальный звук живет в музыкальных инструментах.
Воспитатель: Правильно, музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах, и звучать музыкальные инструменты начинают тогда, когда на них заиграют музыканты.
И сейчас мы познакомимся с некоторыми музыкальными инструментами.
Колокола.
Воспитатель: Это самый узнаваемый и всеми знакомый инструмент (показ вид инстр. и его звучание). Как вы думаете как он называется?
Дети: Колокольчик.
Воспитатель: Колокола - это один из самых древних муз. инструментов.
В далё кие времена пользовались колокольчиками поразному:
• вешали на пояс одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых духов);
• применяли в храмах для богослужений.
(Показ слайда с изображением цветка колокольчика).
Посмотрите на этот красивый цветок. Есть легенда, которая гласит, что когда-то давным-давно, ещё в 14 веке епископу Ноланскому приснился сон, где он увидел полевые цветы, от дуновения ветра которые издавали чистые приятные звуки.
После этого епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении.
Ребё нок:
Колокольчик! Колокольчик!
На лугу со всех сторон
Лёгкий-лёгкий, тонкий-тонкий
Будто слышится мне звон.
Колокольчик! Колокольчик!
Неужели это ты
Так звенишь и так трепещешь
Там, где травы и цветы.
Может быть звонишь ты тоже,
Но твой звон не слышен нам,
И понятен только пчёлам,
Роще, травам и цветам.
Колокол - металлический ударный инструмент с разным звучанием. Внутри колокольчика есть язычок. Когда музыкант встряхивает колокольчик, язычок ударяется о его стенку, так получается звук. Как вы думаете, почему не делают колокольчики из дерева? (Деревянный колокольчик не такой звонкий). (Показ деревянного колокольчика). (Показ слайдов колоколов).
Из дерева делают другие музыкальные инструменты.
Пастуший барабан (барабанка)
Воспитатель: Простейший ударный инструмент, с виду как простейшая доска с палочками. Применялся пастухами как сигнальный. Пастухи барабанили утром, когда выгоняли стада скотины, и вечером по возращении. Днём собирали стадо, чтобы коровы не разбредались. И ещё этот инструмент отпугивал зверей от стада. А в минуты досуга исполняли плясовые наигрыши с частушками. (Показ инструмента). (Показ слайдов).
Воспитатель: Нашим ножкам, нашим ручкам отдохнуть немножко нужно.
(Гимнастика для ручек и ножек).
Хлоп! Хлоп! Раз, ещё раз.
Мы похлопаем сейчас. (Хлопаем).
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей (хлопаем чуть быстрей).
Пальчик о пальчик – тук да тук (стучим указательными пальцами обеих рук друг о друга).
Хлопай, хлопай, хлопай (хлопаем)
Пальчик о пальчик – тук да тук,
Топай, топай, топай! (Топаем).
Рубель.
Воспитатель: Следующий деревянный инструмент называется «Рубель».
Вы видите, на одной его стороне вырезаны рубчики. Раньше с помощью этого инструмента, когда ещё не изобрели утюг, хозяйки гладили бельё. С тех времён и пошла пословица «Не мытьём, так катаньем!»
Если провести деревянной палочкой по поверхности рубеля, то образуется высокий трескучий звук. Вот так, ребята, из обычной гладильной доски получился чудесный инструмент. (Показ инструмента). (Показ слайдов).
Воспитатель: А теперь пришла пора поиграть нам детвора.
«Веселые музыканты»
Дети стоят в кругу – «музыканты»; «скрипач», «балалаечник», «барабанщик» - выходят из круга и садятся на стульчик; в центре круга стоят – 4-5 «зайцев». Дети берутся за руки и поднимают их вверх, через получившиеся «воротца» входит «скрипач» («балалаечник», «барабанщик», поет:
Я на скрипочке играю:
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:
Пляшут зайки на лужайке,
Ти-ли-ли, ти-ли-ли!
На последние слова «зайцы» приседают на корточки. «Скрипач» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «балалаечника» и поют:
Заиграл на балалайке:
Тренди-брень, тренди–брень!
«Зайцы» танцуют. Дети идут по кругу, затем останавливаются и поют, хлопая в ладоши:
Пляшут зайцы на лужайке,
Тренди-брень, тренди–брень!
«Балалаечник» уходит на свое место. Дети, в «воротца» пускают «барабанщика» и поют:
А теперь на барабане:
Бум-бум-бум, тра-та-там!
«Зайцы» услышав последние слова, имитируют испуг, дети поднимают руки вверх, изображая «кусты» и поют:
В страхе зайцы разбежались
По кустам, по кустам!
Зайцы прячутся, барабанщик играет.
Треугольник.
Воспитатель: Этот интересный инструмент, сделанный из металлического стержня, имеет необычную форму в виде треугольника. Его подвешивают за один из углов ниткой, и высоко держат в висячем положении. Музыкант ударяет металлической палочкой по инструменту, и получается нежный звук. Это ударный инструмент.
Ребё нок:
Тонкий прут из твёрдой стали,
Клавиш нет и нет педали.
В нём не больше трёх углов,
Звук – как звон колоколов.
Инструмент, конечно, мал,
Но с оркестром поиграл.
Угадает и ребёнок
Инструмент наш – треугольник.
(Показ инструмента). (Показ слайдов).
Воспитатель: А теперь расскажем нашим гостям сказку, которая называется
«Мышиная история».
Осенью мышки весь день бегали туда и сюда, собирая запас на зиму.
(стучим пальчиками по барабану).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
(используем колокольчики).
Они покрыли замёрзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на этом снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
(используем треугольник).
Стало холодно и Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды.
Они грызли орешки,
(используем деревянные ложки)
Грызли зёрнышки
(используем рубель).
И устраивали себе из соломы тёплые гнёздышки.
(используем маракасы).
А снаружи на землю каждый день падал снег.
(используем металлофон).
И шумел ветер.
(дуем в пустую бутылку).
И над мышиными норками намело большой – большой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в тёплых норках.
(ударяем палочкой по барабанке).
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы меня очень порадовали. Спасибо! А теперь попрощаемся с гостями, скажем «до свидания», и пойдём в группу.