Виктория Волгина
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого музыкального занятия для детей комбинированной группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»
Автор: Музыкальный руководитель I квалификационной категории Волгина В. Н.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Игры, самодельные инструменты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыкальные инструменты. Конспекты
- Русская народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2023
Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей через приобщение к русскому народному искусству.
Задачи:
Образовательные:
1. Формировать представление о фольклоре, культуре русского народа;
2. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.
3. Расширять знания детей о русских народных инструментах, обогащать словарный запас новыми словами, музыкальными терминами;
4. Формировать навыки исполнительских приёмов на музыкальных инструментах, побуждать интерес к инструментальному творчеству.
5. Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию.
Развивающие:
1. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности, средствами фольклора;
2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка при восприятии образцов русской народной инструментальной музыки и игре на ударно-шумовых музыкальных инструментах.
Воспитательные:
1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре, вовлекать детей в совместное творчество;
2. Воспитывать в детях любовь и уважение к традициям и истории своей страны.
Тип образовательной деятельности: занятие – путешествие.
Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Вид детской деятельности: музыкально-художественная, познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.
Материалы и оборудование:
Презентация «История возникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, ширма, музыкальный инструменты, русские народные костюмы.
Предварительная работа:
Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.
Ход занятия
Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети в русских народных музыкальных костюмах заходят в зал и образуют круг, их встречает музыкальный руководитель в русском сарафане.
Муз. рук. : Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте поприветствуем друг друга.
Координационно-двигательная игра с пением «Здравствуйте»
(муз. и сл. С. Коротаевой)
Под музыку дети рассаживаются на стульчики
Муз. рук. : Ребята, что такое звук?
Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.
Муз. Рук. : Да, их великое множество. Звуки живут вокруг нас, и они все разные. Есть звуки природы, есть звуки речевые, шумовые и музыкальные. Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов. Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. Давайте мы сейчас с вами споем нашу музыкальную голосилку.
Музыкальная голосилка (распевка на гласные звуки)
Муз. рук. : Какие звуки мы сейчас с вами пели? (Гласные). Правильно, потому их и называют гласными, что мы их можем пропеть голосом, и воздух при выдохе выходит свободно без преград. А теперь, мы подготовили свой голосовой аппарат, можем спеть песню про музыкальные звуки.
Звуки музыкальные (сл. и муз. В. Антоновой, ред. О. Лыкова)
Муз. рук. : Благозвучная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, напев складывается в мелодию.
Ребята, я очень люблю русские напевы и музыку, которую сочинил наш народ. А вы любите русскую народную музыку? А что значит народная? Что еще может быть народным? (костюм, музыка, песня, сказка). А путешествовать вы любите? Сегодня вас ждет много нового и интересного, но для начала отгадайте мою загадку.
Расскажу тебе, дружок, в древние век
Дунул тихий ветерок в трубку тростника.
Человек услышал вдруг, мелодичный звук,
И родился в тот момент
Музыкальный….(инструмент)
Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да)
- Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками. Отправимся в путешествие.
Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном
Муз. рук. Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы. Давайте скажем волшебные слова и прислушаемся к звукам леса.
Речь с движениями со звуком Ш.
В тишине лесной глуши (Качают руками над головой)
Шёпот к шороху спешит (Здороваются ладошки)
Шёпот к шороху спешит, (Здороваются пальчики)
Шёпот по лесу шуршит (Трут ладошки)
- ты куда? К тебе лечу. (Складываются ладошки птичкой)
Дай на ушко прошепчу (Трут руками ушки)
Шу-шу-шу да ши – ши — ши (Прикладывают руку ко рту, шепчут)
Тише шорох, не шурши. (Грозят пальчиком)
Навостри – ка уши, (ушки на макушке)
Тишину послушай (Палец к губам)
Видео- шелест листьев берез
Муз. рук: Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка или маракас. Это шумовые инструменты. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Давайте поиграем с погремушками.
Игра с погремушками (маракасами)
Ветерок к нам прилетал,
Погремушки в руки дал.
Будем весело играть,
Погремушками шуршать.
Дети берут погремушку, поднимают вверх, хвастаются – «фонарики»
Посмотри, как мы играем,
По ладошке ударяем.
Дружно весело стучим,
Ветерок повеселим.
Стучат погремушкой по раскрытой ладошке
Побежала погремушка,
Догонять свою подружку.
Ветерок нас догони,
Погремушкой побренчи.
Медленно бегут по кругу друг за другом, встряхивая погремушками.
По коленочкам стучали,
Погремушки хохотали.
Ветер тоже хохотал,
И листочками шуршал.
Погремушкой и ладошкой тихонечко стучат по коленкам
Вот как весело играли,
Ветерок мы развлекали.
Вот какие погремушки,
Развеселые игрушки.
Прячут погремушку за спину, качают головой вправо-влево. Поднимают погремушку и весело встряхивают над головой.
Звучит звук треска деревьев.
Муз. рук. : Как вы думаете, что это за звуки? (трещат деревья) Люди услышали, как трещат старые деревья в лесу от сильного ветра.
А кто еще может трещать в лесу? Что за птица такая? (Сорока). Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент. Как вы думаете, что за инструмент такой? (Трещетка, выбирают этот инструмент среди других)
Состоит трещетка из сухих тонких пластинок, которые нанизаны на шнур. При игре на трещетке, пластинки стукаются друг о друга и трещат. Раньше люди использовали трещотки для того, чтобы отогнать ворон с огорода или отпугнуть собак.
Давайте, попробуем поиграть на этом инструменте? (Два ребенка)
Игра на трещетках (Под минус «Сударыня-барыня»)
Вот нашла сорока щётку,
Затрещала, как трещотка:
«Щёточка, щёточка,
Щёточка-трещоточка!
Дети берут трещотку обеими руками за верёвочку или за крайние пластины Раскрывают и снова сжимают кулачки (темп медленный)
Вы трещоточки возьмите,
Их за хвостики держите.
Кулачками покрути,
Ах, трещоточка, трещи!
Играют, поочерёдно передвигая кулачки вверх и вниз (Темп быстрее)
А теперь вы, как на щётке,
Заиграйте на трещотке.
Кулачками вверх и вниз,
Ты, трещотка, не ленись» В быстром темпе под музыку
Муз. рук. : Услышали люди трели соловьиные и песни птичьи. И создали они музыкальный инструмент «свистульку» - древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Почему инструмент называется духовым? (ответы детей) Фигурная свистулька обычно изготавливается в виде небольшой, яркой птички из обожженной и покрашенной глины. Внутрь свистульки набирается вода, и когда мы в нее дуем, то возникают звуки трели. Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) А это значит, что птицы возвращаются с юга, чтобы свить свои гнезда и вывести птенцов. А на дворе тает снег и звучит капель. Какой музыкальный инструмент имеет звонкий звук и может передать звук капели? (Колокольчик). Давайте с вами превратимся в настоящих музыкантов и сыграем весеннюю мелодию.
Игра на свистульках и диатонических колокольчиках.
Муз. рук. : А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки. Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева (ясень, клён, дуб, бук, граб).
Игра на ложках (Даша с мамой Анастасией Мирославовной)
Муз. рук. : А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей).
Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Слово балалайка произошло от слова балагурить, баловаться. Как называют музыканта, который играет на балалайке?
Дети: Балалаечником.
Муз. рук. : балалайка стала символом нашей страны.
Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»
Муз. рук. : Вы слышите музыку? Кто-нибудь узнал, что за песня звучит? (ответы детей) Это русская народная песня «Во поле береза стояла».
- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Какие русские народные музыкальные инструменты вы слышите? (Балалайка, гармонь (баян). Русские люди любили водить хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод и споем песню.
Хоровод. «Во поле берёзка стояла» (под минус дети поют и водят хоровод)
Муз. рук. : Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты.
Муз. рук. : В повседневной жизни люди тоже учились слышать звуки. Сейчас я вас познакомлю еще с некоторыми русскими народными инструментами и их звучанием.
1) Этот инструмент называется рубель. Рубель использовался в повседневной жизни русских людей: в прежние времена, когда утюгов не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долго утрамбовывали рубелем. На рубеле играют деревянной палочкой. Послушайте, как он звучит. На что похож этот звук? Как будто на терке что-то натирают.
2) Коробочка- это небольшой, тщательно обструганный деревянный брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают палочками. Послушайте, как звучит коробочка. Правда, звук похож на стук копыт?
3) Бубенцы- инструмент, который состоит из тканевого браслета или палочки и закрепленных на них бубенчиках. Потряхивая ими, нужно чередовать быстрые и медленные движения. Маленькие бубенчики при потряхивании инструмента издают веселые звуки. Раньше бубенцами украшали лошадей, и они при беге красиво звенели бубенчиками.
4) Колотушка состоит из деревянного бруса. При помощи шнурка к боковине бруска прикреплен деревянный шарик, который и издает громкий звук при игре на инструменте. Играть на таком инструменте очень легко. Нужно лишь крепко держать в руках рукоятку и размахивать ею в разные стороны, чтобы шарик ударялся о стороны бруска. Раньше в городах использовался сторожами и охранниками для отпугивания воров при обходе территории. Послушайте, какое интересное звучание у колотушки.
Муз. рук. : Вот сколько инструментов придумали люди. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными. Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи, которые развлекали народ не только песнями, плясками. В их умелых руках пели, звучали народные инструменты.
Рефлексия
Муз. рук. : Звучание какого инструмента вам понравилось больше? Вот, сколько народных инструментов мы с вами сегодня узнали! А вы запомнили их название?
Попробуйте отгадать, какой инструмент звучит.
Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальный инструмент».
Муз. рук. за ширмой играет на музыкальных инструментах. А дети отгадывают какой инструмент звучит. Ответ детей… (бубенцы, свистулька, ложки, гусли).
Муз. рук. : Какой из этих инструментов можно отнести к группе «ударных, шумовых, духовых, щипковых инструментов»? Ответы детей
Муз. рук. : Ребята, а как вы думаете, как называется коллектив, когда звучит много различных музыкальных инструментов? (оркестр)
Муз. рук. : Я предлагаю вам превратиться в оркестр русских народных инструментов. Выходите и приглашайте наших гостей. Во время исполнения музыки на экране будут появляться музыкальные инструменты, в это время тот, у кого в руках данный инструмент, будет играть на нем. А в оркестре главное, что все музыканты играют вместе, в лад, слушая друг друга.
Шумовой оркестр «Русский» с ритмическим рисунком
(ложки, трещетки, бубенцы, свистульки, колокольчики, маракасы)
"Прощание с детьми" (сл. и муз. Евтодьевой А.)