Получи документы

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет (18 фото)

Виктория Волгина
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет

Конспект открытого музыкального занятия для детей комбинированной группы старшего дошкольного возраста 5-6 лет «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Автор: Музыкальный руководитель I квалификационной категории Волгина В. Н.

Публикация «Конспект музыкального занятия „Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием“ с детьми 5–6 лет» размещена в разделах

Цель занятия: развитие музыкальных и творческих способностей детей через приобщение к русскому народному искусству.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать представление о фольклоре, культуре русского народа;

2. Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов.

3. Расширять знания детей о русских народных инструментах, обогащать словарный запас новыми словами, музыкальными терминами;

4. Формировать навыки исполнительских приёмов на музыкальных инструментах, побуждать интерес к инструментальному творчеству.

5. Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию.

Развивающие:

1. Развивать музыкальные и творческие способности посредством различных видов музыкальной деятельности, средствами фольклора;

2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка при восприятии образцов русской народной инструментальной музыки и игре на ударно-шумовых музыкальных инструментах.

Воспитательные:

1. Формировать у детей интерес к русской музыкальной культуре, вовлекать детей в совместное творчество;

2. Воспитывать в детях любовь и уважение к традициям и истории своей страны.

Тип образовательной деятельности: занятие – путешествие.

Интеграция образовательных областей: Художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности: музыкально-художественная, познавательная, коммуникативная, игровая, двигательная.

Материалы и оборудование:

Презентация «История возникновения русских народных инструментов», ноутбук, проектор, экран, ширма, музыкальный инструменты, русские народные костюмы.

Предварительная работа:

Беседы о музыкальных инструментах с показом иллюстраций, слушание русских народных песен, разучивание русских народных попевок, хороводов и музыкально-дидактических игр, индивидуальная работа по обучению детей игре на музыкальных инструментах.

Ход занятия

Под русскую народную мелодию «Светит месяц» дети в русских народных музыкальных костюмах заходят в зал и образуют круг, их встречает музыкальный руководитель в русском сарафане.

Муз. рук. : Ребята, я очень рада видеть вас таких красивых, добрых, с хорошим настроением! Давайте поприветствуем друг друга.

Координационно-двигательная игра с пением «Здравствуйте»

(муз. и сл. С. Коротаевой)

Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет

Под музыку дети рассаживаются на стульчики

Фото «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием»

Муз. рук. : Ребята, что такое звук?

Дети: Звук – это то, что мы слышим и произносим.

Муз. Рук. : Да, их великое множество. Звуки живут вокруг нас, и они все разные. Есть звуки природы, есть звуки речевые, шумовые и музыкальные. Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов. Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть. Давайте мы сейчас с вами споем нашу музыкальную голосилку.

Музыкальная голосилка (распевка на гласные звуки)

Конспект музыкального занятия  с детьми 5–6 лет - фото

Муз. рук. : Какие звуки мы сейчас с вами пели? (Гласные). Правильно, потому их и называют гласными, что мы их можем пропеть голосом, и воздух при выдохе выходит свободно без преград. А теперь, мы подготовили свой голосовой аппарат, можем спеть песню про музыкальные звуки.

Звуки музыкальные (сл. и муз. В. Антоновой, ред. О. Лыкова)

Фото №1 Конспекты занятий

Муз. рук. : Благозвучная последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, напев складывается в мелодию.

Ребята, я очень люблю русские напевы и музыку, которую сочинил наш народ. А вы любите русскую народную музыку? А что значит народная? Что еще может быть народным? (костюм, музыка, песня, сказка). А путешествовать вы любите? Сегодня вас ждет много нового и интересного, но для начала отгадайте мою загадку.

Расскажу тебе, дружок, в древние век

Дунул тихий ветерок в трубку тростника.

Человек услышал вдруг, мелодичный звук,

И родился в тот момент

Музыкальный….(инструмент)

Муз. рук. : Ребята, а вы бы хотели узнать интересную историю о том, как родились русские народные инструменты? (Да)

- Беритесь за руки, я поведу вас волшебными тропками. Отправимся в путешествие.

Дети двигаются по кругу, змейкой, по диагонали, останавливаются перед экраном

Фото №2 Все конспекты Конспект открытого музыкального занятия для детей комбинированной группы старшего дошкольного возраста лет Знакомство с русскими

Муз. рук. Ребята, мы оказались в лесу. Садитесь на поляну как вам удобно. А вы знаете, что именно здесь родина народных инструментов? Ведь человек всегда старался подражать звукам природы. Давайте скажем волшебные слова и прислушаемся к звукам леса.

Речь с движениями со звуком Ш.

В тишине лесной глуши (Качают руками над головой)

Шёпот к шороху спешит (Здороваются ладошки)

Шёпот к шороху спешит, (Здороваются пальчики)

Шёпот по лесу шуршит (Трут ладошки)

- ты куда? К тебе лечу. (Складываются ладошки птичкой)

Дай на ушко прошепчу (Трут руками ушки)

Шу-шу-шу да ши – ши — ши (Прикладывают руку ко рту, шепчут)

Тише шорох, не шурши. (Грозят пальчиком)

Навостри – ка уши, (ушки на макушке)

Тишину послушай (Палец к губам)

Фото №3 Народная культура фольклор народными инструментами и их звучанием Автор

Видео- шелест листьев берез

Муз. рук: Услышали люди этот звук и придумали музыкальный инструмент, который называется погремушка или маракас. Это шумовые инструменты. Как вы думаете почему? (Ответы детей) Давайте поиграем с погремушками.

Игра с погремушками (маракасами)

Ветерок к нам прилетал,

Погремушки в руки дал.

Будем весело играть,

Погремушками шуршать.

Дети берут погремушку, поднимают вверх, хвастаются – «фонарики»

Посмотри, как мы играем,

По ладошке ударяем.

Дружно весело стучим,

Ветерок повеселим.

Стучат погремушкой по раскрытой ладошке

Побежала погремушка,

Догонять свою подружку.

Ветерок нас догони,

Погремушкой побренчи.

Медленно бегут по кругу друг за другом, встряхивая погремушками.

Фото №4 Игры дидактические пособия Музыкальный руководитель квалификационной категории Волгина В

По коленочкам стучали,

Погремушки хохотали.

Ветер тоже хохотал,

И листочками шуршал.

Погремушкой и ладошкой тихонечко стучат по коленкам

Вот как весело играли,

Ветерок мы развлекали.

Вот какие погремушки,

Развеселые игрушки.

Прячут погремушку за спину, качают головой вправо-влево. Поднимают погремушку и весело встряхивают над головой.

Фото №5 Публикация Конспект музыкального занятия Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием с детьми лет размещена в разделах Конспекты занятий

Звучит звук треска деревьев.

Муз. рук. : Как вы думаете, что это за звуки? (трещат деревья) Люди услышали, как трещат старые деревья в лесу от сильного ветра.

А кто еще может трещать в лесу? Что за птица такая? (Сорока). Услышал человек этот треск и смастерил музыкальный инструмент. Как вы думаете, что за инструмент такой? (Трещетка, выбирают этот инструмент среди других)

Состоит трещетка из сухих тонких пластинок, которые нанизаны на шнур. При игре на трещетке, пластинки стукаются друг о друга и трещат. Раньше люди использовали трещотки для того, чтобы отогнать ворон с огорода или отпугнуть собак.

Давайте, попробуем поиграть на этом инструменте? (Два ребенка)

Игра на трещетках (Под минус «Сударыня-барыня»)

Вот нашла сорока щётку,

Затрещала, как трещотка:

«Щёточка, щёточка,

Щёточка-трещоточка!

Дети берут трещотку обеими руками за верёвочку или за крайние пластины Раскрывают и снова сжимают кулачки (темп медленный)

Вы трещоточки возьмите,

Их за хвостики держите.

Кулачками покрути,

Ах, трещоточка, трещи!

Играют, поочерёдно передвигая кулачки вверх и вниз (Темп быстрее)

А теперь вы, как на щётке,

Заиграйте на трещотке.

Кулачками вверх и вниз,

Ты, трещотка, не ленись» В быстром темпе под музыку

Фото №6 Все конспекты Музыка

Муз. рук. : Услышали люди трели соловьиные и песни птичьи. И создали они музыкальный инструмент «свистульку» - древнейший Русский народный духовой музыкальный инструмент. Почему инструмент называется духовым? (ответы детей) Фигурная свистулька обычно изготавливается в виде небольшой, яркой птички из обожженной и покрашенной глины. Внутрь свистульки набирается вода, и когда мы в нее дуем, то возникают звуки трели. Ребята, а какое сейчас время года? (Весна) А это значит, что птицы возвращаются с юга, чтобы свить свои гнезда и вывести птенцов. А на дворе тает снег и звучит капель. Какой музыкальный инструмент имеет звонкий звук и может передать звук капели? (Колокольчик). Давайте с вами превратимся в настоящих музыкантов и сыграем весеннюю мелодию.

Игра на свистульках и диатонических колокольчиках.

Фото №7 Игры дидактические пособия Музыка

Муз. рук. : А вот дятел стучит по сосне. Услышал человек этот звук и сделал из дерева музыкальный инструмент, который называется деревянные ложки. Деревянные ложки – это ударный инструмент. А как вы думаете, почему ложки относятся к ударным инструментам? (Ответы детей) В ударных инструментах звук возникает, когда одна часть инструмента ударяется о другую или когда по самому инструменту чем-нибудь бьют. Есть народные мастера, которые изготавливают именно деревянные музыкальные ложки из твёрдых пород дерева (ясень, клён, дуб, бук, граб).

Игра на ложках (Даша с мамой Анастасией Мирославовной)

Фото №8 Конспекты музыкальных занятий Народная культура фольклор Старшая группа Темочки Конкурс для воспитателей и педагогов Лучший конспект занятия НОД май Цель занятия развитие

Муз. рук. : А вот на поляну вышел охотник с луком в руках. Натянул он тетиву, отпустил. И тетива вдруг запела, зазвенела. «А ведь можно натянуть тетиву разной толщины на дощечку и играть на ней музыку», - догадался охотник. И получились у человека такие инструменты как балалайка и гусли. Балалайка и гусли - это струнные щипковые инструменты. Почему у них такое странное название? (Ответы детей).

Правильно, у них есть туго натянутые струны, которые начинают «петь», если их перебирать или пощипывать пальцами. Слово балалайка произошло от слова балагурить, баловаться. Как называют музыканта, который играет на балалайке?

Дети: Балалаечником.

Муз. рук. : балалайка стала символом нашей страны.

Звучит русская хороводная песня «Во поле береза стояла»

Муз. рук. : Вы слышите музыку? Кто-нибудь узнал, что за песня звучит? (ответы детей) Это русская народная песня «Во поле береза стояла».

- Послушайте, как плавно, нежно льётся мелодия. Как красиво звучат русские народные инструменты. Какие русские народные музыкальные инструменты вы слышите? (Балалайка, гармонь (баян). Русские люди любили водить хороводы. Давайте и мы с вами заведем хоровод и споем песню.

Хоровод. «Во поле берёзка стояла» (под минус дети поют и водят хоровод)

Фото №9 Конспекты музыкальных занятий музыкальных и творческих способностей детей через приобщение к русскому народному искусству Фото №10 Задачи Образовательные

Муз. рук. : Как хорошо, что в старину люди умели вслушиваться в звуки природы. Они подарили нам такие удивительные музыкальные инструменты.

Муз. рук. : В повседневной жизни люди тоже учились слышать звуки. Сейчас я вас познакомлю еще с некоторыми русскими народными инструментами и их звучанием.

1) Этот инструмент называется рубель. Рубель использовался в повседневной жизни русских людей: в прежние времена, когда утюгов не было, бельё гладили, накручивая его во влажном состоянии на скалку и затем долго утрамбовывали рубелем. На рубеле играют деревянной палочкой. Послушайте, как он звучит. На что похож этот звук? Как будто на терке что-то натирают.

Фото №11 Формировать представление о фольклоре культуре русского народа

2) Коробочка- это небольшой, тщательно обструганный деревянный брусок с небольшой полостью под верхней частью корпуса. Звук извлекают палочками. Послушайте, как звучит коробочка. Правда, звук похож на стук копыт?

3) Бубенцы- инструмент, который состоит из тканевого браслета или палочки и закрепленных на них бубенчиках. Потряхивая ими, нужно чередовать быстрые и медленные движения. Маленькие бубенчики при потряхивании инструмента издают веселые звуки. Раньше бубенцами украшали лошадей, и они при беге красиво звенели бубенчиками.

Фото №12 Познакомить детей с историей возникновения русских народных инструментов

4) Колотушка состоит из деревянного бруса. При помощи шнурка к боковине бруска прикреплен деревянный шарик, который и издает громкий звук при игре на инструменте. Играть на таком инструменте очень легко. Нужно лишь крепко держать в руках рукоятку и размахивать ею в разные стороны, чтобы шарик ударялся о стороны бруска. Раньше в городах использовался сторожами и охранниками для отпугивания воров при обходе территории. Послушайте, какое интересное звучание у колотушки.

Муз. рук. : Вот сколько инструментов придумали люди. А раз их придумали и смастерили русские люди, русский народ, то и назвали эти инструменты русскими народными. Первыми актерами-музыкантами на Руси были скоморохи, которые развлекали народ не только песнями, плясками. В их умелых руках пели, звучали народные инструменты.

Рефлексия

Муз. рук. : Звучание какого инструмента вам понравилось больше? Вот, сколько народных инструментов мы с вами сегодня узнали! А вы запомнили их название?

Попробуйте отгадать, какой инструмент звучит.

Музыкально-дидактическая игра «Определи музыкальный инструмент».

Муз. рук. за ширмой играет на музыкальных инструментах. А дети отгадывают какой инструмент звучит. Ответ детей… (бубенцы, свистулька, ложки, гусли).

Муз. рук. : Какой из этих инструментов можно отнести к группе «ударных, шумовых, духовых, щипковых инструментов»? Ответы детей

Муз. рук. : Ребята, а как вы думаете, как называется коллектив, когда звучит много различных музыкальных инструментов? (оркестр)

Муз. рук. : Я предлагаю вам превратиться в оркестр русских народных инструментов. Выходите и приглашайте наших гостей. Во время исполнения музыки на экране будут появляться музыкальные инструменты, в это время тот, у кого в руках данный инструмент, будет играть на нем. А в оркестре главное, что все музыканты играют вместе, в лад, слушая друг друга.

Шумовой оркестр «Русский» с ритмическим рисунком

(ложки, трещетки, бубенцы, свистульки, колокольчики, маракасы)

Фото №13 Расширять знания детей о русских народных инструментах обогащать словарный запас новыми словами музыкальными терминами Фото №14 Формировать навыки исполнительских приёмов на музыкальных инструментах побуждать интерес к инструментальному творчеству

"Прощание с детьми" (сл. и муз. Евтодьевой А.)

Фото №15 Способствовать умению детей различать музыкальные инструменты по их звучанию

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму»Дидактические игры по знакомству с русскими народными головными уборами «Найди лишнее», «Подбери головной убор к костюму» Дидактическая игра "Найди лишнее". Цель:Совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и.

Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки)Проект по ознакомлению с русскими народными игрушками «Бабушкины игрушки» (матрешки, ложки, неваляшки, свистульки) Фотоотчёт по проекту «Бабушкины игрушки». В прошлом учебном году мы работали над проектом «Бабушкины игрушки». Работа проводилась с октября.

Фотоотчёт о занятиях по пластилинографии «Знакомство с русскими росписями»Фотоотчёт о занятиях по пластилинографии «Знакомство с русскими росписями» Доброго времени суток всем педагогам. Сегодня у меня фотоотчёт о том как мы знакомились с разной росписью. На занятии пластилинографией.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа»Конспект интегрированного занятия в старшей группе «Знакомство народными традициями и культурой татарского народа» Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, двигательная. Цель: познакомить.

Конспект музыкального занятия «Знакомство детей с белорусскими народными танцами» (старшая группа)Конспект музыкального занятия «Знакомство детей с белорусскими народными танцами» (старшая группа) Цель: знакомство с белорусскими народными танцами, воспитание любви и уважения к музыкальному наследию Беларуси. Программные задачи: Расширять.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группеКонспект занятия «Знакомство с Карельскими народными играми» в старшей группе Конспект занятия в старшей группе: «Знакомство с Карельскими народными играми». Цель: Познакомить детей с карельскими играми. Задачи: -Продолжать.

Сценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играмиСценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играми Сценарий развлечения по ПДД в средней группе «Светофор — мой друг» с русскими народными подвижными играми. Разработала: воспитатель Коноваленкова.

Конспект занятия «Чья песня лучше? Знакомство с духовыми инструментами» (старший дошкольный возраст) Знакомство с духовыми инструментами. Старший дошкольный возраст. Тема: «Чья песня лучше?» Цель: Познакомить детей с различными духовыми.

Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми»Фотоотчет «Знакомство с русскими народными играми» 30 июля 2020 для детей дежурной группы "Домовята" (воспитатель Богомолова А. М., младший воспитатель Тукачева А. М.) было проведено мероприятие.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет
Опубликовано: 17 мая 2023 в 12:31
+244Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект музыкального занятия «Знакомство с русскими народными инструментами и их звучанием» с детьми 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Волгина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 июля. Фестиваль дворовых игр. Передвижка «Дворовые игры»

Дворовые игры — прекрасная часть детской жизни. Вспомним свое детство и научим детей играть в игры, в которые мы когда-то играли во дворах!

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов. Передвижка с плакатами для детей «Морские...

Всемирный день китов и дельфинов отмечается ежегодно 23 июля. Цель экологической даты — привлечь внимание человечества к необходимости защиты всех морских обитателей нашей планеты.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД