МААМ-картинки

Конспект музыкального занятия «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Наталья Грачева
Конспект музыкального занятия «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Тема: «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

Задачи:

Образовательные:

Публикация «Конспект музыкального занятия „Знакомство с балетом П, И, Чайковского „Щелкунчик“» размещена в разделах

1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля : композитор, дирижер, симфонический оркестр

2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.

3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.

4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

Развивающие:

1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.

2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему миру.

3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.

Воспитательные:

1. Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.

2. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.

Методы и приемы руководства деятельностью детей:

1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.

2. Активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание развивающей среды, сюрпризный момент.

3. Организации практической деятельности детей: исполнение музыкального приветствия; музыкально- дидактические игры «Назови композитора», «Найди пару»; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение танцевальных движений в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки, игра на детских музыкальных инструментах.

4. Поддержания интереса у детей: показ презентации, видеороликов, художественное слово.

5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности.

Оборудование и материалы:

• детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)

• выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»

• баян

музыкальный центр

• ноутбук

• телевизор

• презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»

видеоролики: «Танец Феи Драже», «Испанский танец «Шоколад», «Арабский танец «Кофе», «Китайский танец «Чай» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

• раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»

Виды детской деятельности в процессе музыкального занятия :

• Игровая.

• Коммуникативная.

• Познавательная.

• Физическая культура.

• Безопасность.

• Социализация.

• Художественно-эстетическая

Планируемые результаты: Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих над постановкой балетного спектакля.

Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.

Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.

Владеют слушательской культурой; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.

Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры

Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.

Критерии оценки деятельности детей в процессе музыкального занятия :

1. Дети отвечают на вопросы.

2. Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах в продуктивной деятельности.

3. Проявляют самостоятельность.

4. Эмоционально реагируют.

5. Проявляет волевое усилие.

6. Аргументируют самооценку.

Предварительная работа:

Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений «Болезнь куклы», «Новая кукла», просмотр видео ролика «Вальс снежных хлопьев»); просмотр мультфильма по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского; знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивание музыкальной игры «Оркестр»; беседы о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер»; просмотр

видео роликов «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Интеграция образовательных областей:

Социально-коммуникативное развитие: отвечать на вопросы, свободно общаться с взрослыми и сверстниками.

Познавательное развитие: владеть понятиями (театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр).

Речевое развитие: исполнение музыкального приветствия, умение проводить анализ музыкального произведения.

Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.

Физическое развитие: музыкальная игра «Оркестр»; танец «Полька с хлопками»

Ход занятия:

Музыкальный руководитель с игрушкой Мышиным Королем в руках заходит в групповую комнату, здоровается с детьми, спрашивает: знакома ли им игрушка, из какой она сказки. Предлагает познакомиться с балетом «Щелкунчик». Дети, воспитатель и музыкальный руководитель отправляются в музыкальный зал.

Музыкальный руководитель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Музыкальное приветствие : «Я здороваюсь везде…»Присаживайтесь на стульчики.

Слайд 2. (Изображение снежинок)

Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского

из балета «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель :

Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом

В удивительном наряде разноцветном, расписном.

То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,

То в волшебную страну нас всех с собою уведет…

Ребята, а вы узнали эту музыку? Как она называется?

Дети: «Вальс снежных хлопьев»

Музыкально-дидактическая игра «Назови композитора»

Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, это музыкальное произведение написал С. С. Прокофьев (показать портрет, М. И. Глинка (портрет, П. И. Чайковский (портрет?

Слайд 3. (Портрет П. И. Чайковского)

Музыкальный руководитель : Именно этот «Вальс снежных хлопьев» и поможет нам попасть в удивительный сказочный балет великого русского композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик». Ребята, а кто вспомнит, что такое балет?

Дети: Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а танцуют.

Музыкальный руководитель :

Все герои спектакля на цене танцуют -

Не поют, не играют, и не рисуют

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто – БАЛЕТ!

Слайд 4. (Изображение балерин и танцоров)

Музыкальный руководитель : А как называют артистов балета?

Дети: Артистов балета называют балеринами и танцорами.

Музыкальный руководитель : Как называется наряд и обувь балерины? Кто сочиняет музыку для балета (композитор? Кто исполняет музыку (музыканты, симфонический оркестр? Кто руководит оркестром (дирижер? А где можно увидеть балет (в театре?

Слайд 5. (Изображение Мышиного Короля)

Музыкальный руководитель : Ой, ребята, Мышиный король не пускает нас в театр. Он заколдовал предметы, которые необходимы для людей, которые трудятся в театре и непосредственно занятых в балетном спектакле. Чтобы расколдовать предметы, нужно каждому найти пару.

Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»

Дети выбирают нужную фигурку человека и предмет к нему и комментируют свои действия: (балерине – пуанты; музыкантам – музыкальные инструменты; дирижёру – дирижёрскую палочку).

Слайд 6. (Изображение театра)

Вот театр – волшебный дом!

Сказку ты увидишь в нём.

Танцы, музыка и смех –

Представление для всех!

Занавес открывается, представление начинается!

Слайд 7.(Анимация открывающийся театральный занавес)

Итак… Когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари в принцессу, они отправились в королевство сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течет апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на котором правила Фея Драже.

8. Видеоролик «Танец Феи Драже» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Слайд 9. (Изображение Феи Драже)

Музыкальный руководитель : Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.

Какая это музыка?

Д е т и. Волшебная, нежная.

Музыкальный руководитель : Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста.

Слайд 10. (фото челесты)

Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У нас нет этого музыкального инструмента в музыкальном зале, но зато есть другие. И я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов и дирижеров. Музыкальные инструменты берите, поиграть выходите!

Музыкальная игра «Оркестр»

На балу у Феи Драже танцевали и другие сладости и напитки («Шоколад», «Кофе», «Чай»). Хотите посмотреть?

«Шоколад» танцевал Испанский танец – его музыка быстрая, огненная, задорная, слышно щёлканье кастаньет.

11. Видеоролик «Испанский танец «Шоколад» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Музыкальный руководитель : Ребята, а как вы думаете, какой танец по характеру получился у «Кофе»? (ответы детей)

12. Видеоролик «Арабский танец «Кофе» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

Арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна.

Музыкальный руководитель : Интересно, а какую бы по характеру музыку вы сочинили для танца «Чая»(ответы детей)

13. Видеоролик «Китайский танец «Чай» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»

На празднике у Феи Драже Китайский танец («Чай») получился шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту.

Ребята, мы с вами, конечно, не занимаемся балетным искусством. И на ножках у нас не пуанты, а чешки и девочки наши не танцуют в балетных пачках. Но мы также разучиваем положения рук и ног, соединяем прыжки, поскоки, боковой галопчик, хлопки, «пружинку», «ковырялочку» в единый танец, который потом мы исполняем на праздниках для

наших гостей.

Слайд 14. (фото детей группы, в которой проводится данное музыкальное занятие)

Предлагаю в круг всем встать, польку дружно станцевать!

Танец «Полька с хлопками»

Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Где мы с вами сегодня побывали? (театре). Вместе с героями балета великого русского композитора (П. И. Чайковского)«Щелкунчик» побывали на балу у (Феи Драже). Посмотрели танцы («Шоколад», «Кофе», «Чай») из балета. Так что же, ребята, такое балет? Как называются артисты балета? Как называется наряд и обувь балерины? С помощью музыкальной игры превращались в настоящих (музыкантов и дирижеров). А что вам больше всего понравилось? А на память о нашей встрече я предлагаю вам выбрать по одной картинке из сказки «Щелкунчик» и в группе их раскрасить.

До новых встреч в нашей гостиной.

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов»Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство с роялем — королём всех музыкальных инструментов» -Здравствуйте, ребята! Сегодня я расскажу вам, что же это за инструмент – фортепиано. Давайте сейчас послушаем сказку, как же появился на.

Конспект музыкального занятия в подготовительной группе ДОУ «Знакомство со скрипкой — королевой музыкальных инструментов» Дети заходят под музыку скрипки (в записи) и садятся на стульчики, музыкальный руководитель приглушает звук звучащей пьесы и начинает читать.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» (вторая младшая группа) Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными инструментами» Вторая младшая группа Программное содержание • Обучающие задачи:.

Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями»Конспект музыкального занятия «Знакомство с музыкальными профессиями» Задачи: 1. Формировать у детей систему опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающую дальнейшее полномасштабное.

Конспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группеКонспект НОД с использованием ИКТ «Балету П. И. Чайковского «Щелкунчик» — 125 лет!» в подготовительной к школе группе Цель: формирование интереса к классической музыке Задачи: -познакомить детей с музыкой балета П. И. Чайковского «Щелкунчик», историей.

Конспект занятия по рисованию в нетрадиционной технике «Цветы» под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов» Конспект занятия «Цветы» нетрадиционное рисование (под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов») Цель: продолжать обучать детей изображать.

Конспект занятия «Знакомство с цифрами 1 и 2» Задачи. Продолжать учить детей соотносить цифру с количеством предметов. Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, высказывать.

Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара Методическая разработка "Принципы построения музыкального занятия и подбор музыкального репертуара" ПЕРВЫЙ ПРИНЦИП – связь музыки с ведущими.

Конспект досуга «Музыкальная гостиная «Времена года П. И. Чайковского» М. Р. Давайте представим себе. что мы сидим дома, смотрим в окно и любуемся красотой природы Многие великие поэты. художники посвящали свои.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Й]» Знакомство со звуком Й. Цель: уточнение правильной артикуляции звука Й, его характеристика. Цель применения ИКТ: активизация речевой деятельности.

Автор публикации:
Конспект музыкального занятия «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Опубликовано: 21 марта 2020 в 19:32
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД