Наталья Грачева
Конспект музыкального занятия «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Цель: Расширять музыкальный кругозор детей посредством знакомства с музыкой танцев из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект музыкального занятия „Знакомство с балетом П, И, Чайковского „Щелкунчик“» размещена в разделах
- Балет, балерины
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Чайковский П.И.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2020
1. Продолжать формировать первоначальные представления о балете, о людях, работающих над постановкой балетного спектакля : композитор, дирижер, симфонический оркестр
2. Закрепить понятия: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, дирижерская палочка.
3. Знакомить детей с музыкой танцев балета. Учить различать характер пьес, средства музыкальной выразительности.
4. Формировать умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
Развивающие:
1. Развивать эмоционально-образное восприятие музыки.
2. Способствовать развитию любознательности, познавательного интереса к окружающему миру.
3. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, память.
Воспитательные:
1. Создание ярких положительных эмоций в процессе творческого взаимодействия и художественно-деятельного общения детей и взрослых.
2. Воспитывать у детей любовь к классической музыке.
Методы и приемы руководства деятельностью детей:
1. Постановка целей и мотивация деятельности детей: создание игровой ситуации.
2. Активизации деятельности детей в процессе образовательной деятельности: создание развивающей среды, сюрпризный момент.
3. Организации практической деятельности детей: исполнение музыкального приветствия; музыкально- дидактические игры «Назови композитора», «Найди пару»; игра на детских музыкальных инструментах; исполнение танцевальных движений в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки, игра на детских музыкальных инструментах.
4. Поддержания интереса у детей: показ презентации, видеороликов, художественное слово.
5. Оценка и самооценка: поощрение, совместная с педагогом и детьми деятельность, определение качества продуктивной детской деятельности.
Оборудование и материалы:
• детские музыкальные инструменты (бубны, маракасы, ложки)
• выставка детских рисунков на сюжет мультфильма «Щелкунчик»
• баян
• музыкальный центр
• ноутбук
• телевизор
• презентация «Знакомство с балетом П. И. Чайковского «Щелкунчик»
• видеоролики: «Танец Феи Драже», «Испанский танец «Шоколад», «Арабский танец «Кофе», «Китайский танец «Чай» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
• раскраски по сюжету мультфильма «Щелкунчик»
Виды детской деятельности в процессе музыкального занятия :
• Игровая.
• Коммуникативная.
• Познавательная.
• Физическая культура.
• Безопасность.
• Социализация.
• Художественно-эстетическая
Планируемые результаты: Знакомы с видом искусства «Балет». Имеют представление о людях, работающих над постановкой балетного спектакля.
Владеют понятиями: театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр.
Сформировано умение выражать в продуктивной деятельности свои знания и умения.
Владеют слушательской культурой; выражает положительные эмоции (радость, восхищение) к классической музыке; определяют общее настроение, характер прослушанного произведения, свободно высказываются об этом.
Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах, передавая ритмический рисунок музыки. Самостоятельно меняют движения в соответствии с характером и 3-х частной формой музыки; активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками во время проведения музыкальной игры
Испытывают потребность включаться в совместную с взрослыми познавательно-игровую деятельность.
Критерии оценки деятельности детей в процессе музыкального занятия :
1. Дети отвечают на вопросы.
2. Владеют навыками игры на детских музыкальных инструментах в продуктивной деятельности.
3. Проявляют самостоятельность.
4. Эмоционально реагируют.
5. Проявляет волевое усилие.
6. Аргументируют самооценку.
Предварительная работа:
Знакомство с творчеством П. И. Чайковского (слушание музыкальных произведений «Болезнь куклы», «Новая кукла», просмотр видео ролика «Вальс снежных хлопьев»); просмотр мультфильма по мотивам сказки Э. Гофмана «Щелкунчик» на музыку П. И. Чайковского; знакомство с музыкальными инструментами симфонического оркестра на примере симфонической сказки С. Прокофьева «Петя и волк»; разучивание музыкальной игры «Оркестр»; беседы о музыкальных профессиях «Композитор, дирижер»; просмотр
видео роликов «Как шьют балетную пачку», «Пуанты», «Вальс снежных хлопьев» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Интеграция образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие: отвечать на вопросы, свободно общаться с взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие: владеть понятиями (театр, балет, балерина, танцор, пуанты, балетная пачка, композитор, дирижер, дирижерская палочка, симфонический оркестр).
Речевое развитие: исполнение музыкального приветствия, умение проводить анализ музыкального произведения.
Художественно-эстетическое развитие: развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы.
Физическое развитие: музыкальная игра «Оркестр»; танец «Полька с хлопками»
Ход занятия:
Музыкальный руководитель с игрушкой Мышиным Королем в руках заходит в групповую комнату, здоровается с детьми, спрашивает: знакома ли им игрушка, из какой она сказки. Предлагает познакомиться с балетом «Щелкунчик». Дети, воспитатель и музыкальный руководитель отправляются в музыкальный зал.
Музыкальный руководитель : Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.
Музыкальное приветствие : «Я здороваюсь везде…»Присаживайтесь на стульчики.
Слайд 2. (Изображение снежинок)
Звучит «Вальс снежных хлопьев» П. И. Чайковского
из балета «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель :
Тихо-тихо сядем рядом, входит музыка в наш дом
В удивительном наряде разноцветном, расписном.
То она метелью кружит, то вдруг рыбкой проплывет,
То в волшебную страну нас всех с собою уведет…
Ребята, а вы узнали эту музыку? Как она называется?
Дети: «Вальс снежных хлопьев»
Музыкально-дидактическая игра «Назови композитора»
Музыкальный руководитель : Правильно, ребята. А скажите, пожалуйста, это музыкальное произведение написал С. С. Прокофьев (показать портрет, М. И. Глинка (портрет, П. И. Чайковский (портрет?
Слайд 3. (Портрет П. И. Чайковского)
Музыкальный руководитель : Именно этот «Вальс снежных хлопьев» и поможет нам попасть в удивительный сказочный балет великого русского композитора П. И. Чайковского «Щелкунчик». Ребята, а кто вспомнит, что такое балет?
Дети: Балет – это спектакль, в котором артисты не разговаривают, а танцуют.
Музыкальный руководитель :
Все герои спектакля на цене танцуют -
Не поют, не играют, и не рисуют
Прекраснее спектакля в театрах нет,
А называется он просто – БАЛЕТ!
Слайд 4. (Изображение балерин и танцоров)
Музыкальный руководитель : А как называют артистов балета?
Дети: Артистов балета называют балеринами и танцорами.
Музыкальный руководитель : Как называется наряд и обувь балерины? Кто сочиняет музыку для балета (композитор? Кто исполняет музыку (музыканты, симфонический оркестр? Кто руководит оркестром (дирижер? А где можно увидеть балет (в театре?
Слайд 5. (Изображение Мышиного Короля)
Музыкальный руководитель : Ой, ребята, Мышиный король не пускает нас в театр. Он заколдовал предметы, которые необходимы для людей, которые трудятся в театре и непосредственно занятых в балетном спектакле. Чтобы расколдовать предметы, нужно каждому найти пару.
Музыкально-дидактическая игра «Найди пару»
Дети выбирают нужную фигурку человека и предмет к нему и комментируют свои действия: (балерине – пуанты; музыкантам – музыкальные инструменты; дирижёру – дирижёрскую палочку).
Слайд 6. (Изображение театра)
Вот театр – волшебный дом!
Сказку ты увидишь в нём.
Танцы, музыка и смех –
Представление для всех!
Занавес открывается, представление начинается!
Слайд 7.(Анимация открывающийся театральный занавес)
Итак… Когда Щелкунчик превратился в принца, а девочка Мари в принцессу, они отправились в королевство сладостей. Это было необычное королевство, а сказочное царство, где живут человечки из сахара и шоколада, течет апельсиновый ручей и лимонадная река. В этом сказочном королевстве был устроен замечательный праздник, на котором правила Фея Драже.
8. Видеоролик «Танец Феи Драже» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Слайд 9. (Изображение Феи Драже)
Музыкальный руководитель : Танец феи Драже изящный, грациозный, искрящийся светом, волшебством.
Какая это музыка?
Д е т и. Волшебная, нежная.
Музыкальный руководитель : Она вся переливается, звенит. Такое необычное звучание у музыкального инструмента, который называется челеста.
Слайд 10. (фото челесты)
Это французский музыкальный инструмент, похожий на фортепиано, но у него нежный и звенящий звук. П. И. Чайковский привёз этот инструмент в Россию и первым из русских композиторов использовал его. У нас нет этого музыкального инструмента в музыкальном зале, но зато есть другие. И я предлагаю вам превратиться в настоящих музыкантов и дирижеров. Музыкальные инструменты берите, поиграть выходите!
Музыкальная игра «Оркестр»
На балу у Феи Драже танцевали и другие сладости и напитки («Шоколад», «Кофе», «Чай»). Хотите посмотреть?
«Шоколад» танцевал Испанский танец – его музыка быстрая, огненная, задорная, слышно щёлканье кастаньет.
11. Видеоролик «Испанский танец «Шоколад» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Музыкальный руководитель : Ребята, а как вы думаете, какой танец по характеру получился у «Кофе»? (ответы детей)
12. Видеоролик «Арабский танец «Кофе» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
Арабский танец («Кофе») - медленный, плавный, изящный, нежный, с позвякиванием бубна.
Музыкальный руководитель : Интересно, а какую бы по характеру музыку вы сочинили для танца «Чая»(ответы детей)
13. Видеоролик «Китайский танец «Чай» из балета П. И. Чайковского «Щелкунчик»
На празднике у Феи Драже Китайский танец («Чай») получился шуточный, словно прыгающий. На фоне низко звучащих фаготов мы слышим свистящую флейту.
Ребята, мы с вами, конечно, не занимаемся балетным искусством. И на ножках у нас не пуанты, а чешки и девочки наши не танцуют в балетных пачках. Но мы также разучиваем положения рук и ног, соединяем прыжки, поскоки, боковой галопчик, хлопки, «пружинку», «ковырялочку» в единый танец, который потом мы исполняем на праздниках для
наших гостей.
Слайд 14. (фото детей группы, в которой проводится данное музыкальное занятие)
Предлагаю в круг всем встать, польку дружно станцевать!
Танец «Полька с хлопками»
Вот и подошла к концу наша встреча в музыкальной гостиной. Где мы с вами сегодня побывали? (театре). Вместе с героями балета великого русского композитора (П. И. Чайковского)«Щелкунчик» побывали на балу у (Феи Драже). Посмотрели танцы («Шоколад», «Кофе», «Чай») из балета. Так что же, ребята, такое балет? Как называются артисты балета? Как называется наряд и обувь балерины? С помощью музыкальной игры превращались в настоящих (музыкантов и дирижеров). А что вам больше всего понравилось? А на память о нашей встрече я предлагаю вам выбрать по одной картинке из сказки «Щелкунчик» и в группе их раскрасить.
До новых встреч в нашей гостиной.