Светлана Кузина
Конспект музыкально-тематического занятия «Фактурное изложение в музыке» для детей подготовительной к школе группы ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект музыкально- тематического занятия
«Фактурное изложение в музыке» для детей подготовительной к школе группы ДОУ.
Музыкальный руководитель МБДОУ дс № 39 г. Одинцово: Кузина Светлана Владимировна.
Обучающие задачи:
Средствами звуков, слова, уточнить, систематизировать представления детей о фактурном изложении музыки.
Активизировать детей в музыкальной и речевой деятельности.
Публикация «Конспект музыкально-тематического занятия „Фактурное изложение в музыке“ для детей подготовительной к школе группы ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Развивающие задачи:
Развивать воображение детей;
Развивать эмоциональную отзывчивость детей на инструментальную музыку, разные жанры, прививать интерес и любовь к ней.
Совершенствовать вокальную импровизацию детей;
Активизировать танцевальную импровизацию;
Формировать умения импровизировать на ДМИ, используя разнообразные приемы.
Воспитательные задачи:
Формировать художественный вкус детей;
Воспитывать культуру общения детей в процессе совместной деятельности.
Поддерживать и углублять интерес детей к творчеству А. С. Пушкина и музыке Н. А. Римского – Корсакова.
Ход занятия
Дети входят в муз. зал, садятся на стульчики.
Муз. Рук. - Идя сегодня в детский сад, я подумала, а во что, интересно, сегодня будут одеты дети? Из какой ткани сшита их одежда? Вот мой костюм сшит из легкой, мягкой ткани и. т. д. ткани, а у тебя, Лена?
Ответы детей : - Легкая, прозрачная, мягкая, гладкая, колючая. (на ощупь- это фактура ткани).
Муз. Рук. - Сегодня мы с вами поговорим о ткани особенной, волшебной, которую нельзя увидеть, нельзя потрогать, ее можно только услышать- это музыкальная ткань. Она называется музыкальная фактура. А чтобы вы ее лучше поняли, мы с вами отправимся путешествовать в сказку.
Воспитатель: Не бывает в наши дни чудес на свете.
Муз. рук. : Для тех, кто не верит в них сам.
Воспитатель: Нет Кощея, это знают даже дети,
Муз. рук. : а сказки живут тут и там.
Воспитатель : Лукоморья нет на карте,
Значит в сказку нет пути.
Муз. рук. : Это присказка, не сказка…
Сказка будет впереди.
Муз. рук. : Сегодня мы отправимся в далекое путешествие к острову Буяну, в царство царевича Гвидона. Мы поплывем на корабле по морю. Вам необходимо быть находчивыми, смелыми и постараться справиться со всеми заданиями, которые встретятся вам на пути.
Звучат фанфары 8 тактов : Вступление к опере «Сказка о царе Салтане» Н. А. Римского- Корсакова.
Дети встают свободно, используя всю площадь муз. зала.
Муз. рук. – «Ветер весело шумит,
Судно весело бежит!»
Муз. рук исполняет «Море» Н. А. Римского- Корсакого, вступление к опере «Садко», 10 тактов.
Море спокойно, величаво плещет, мягко переливаются зеленые волны.
Муз. ткань - спокойные, ласковые аккорды. (играет отдельно)
Муз. рук. : Приготовились к плаванию?
Муз. рук еще раз исполняет «Море» Н. А. Римского- Корсакого, вступление к опере «Садко» и прерывает звучание на 20- м такте)
Дети импровизируют движениями рук, меняя их в соответствии с музыкой.
Муз. рук: Рассердился на нас морской царь, требует дани. Нужно сочинить ему песню. Пусть наша песня будет протяжной, ласковой, чтобы царю она понравилась.
О, Морской царь, не шуми,
В царство сказок нас пропусти!
Дети предлагают варианты песен, пропевают их.
Муз. рук. : Наша песня получилась скромной одетой.
Давайте попробуем одеть ее ярче и украсим ее бантиками.
Муз. рук. Гармонизирует мелодию детей и предлагает детям сымпровизировать на детских музыкальных инструментах.
Муз. рук. : Царю понравилась песня! Он разрешает плыть дальше!
Муз. рук еще раз исполняет «Море» Н. А. Римского- Корсакого, вступление к опере «Садко».
Дети продолжают импровизировать движения рук.
Воспитатель:
«В море остров был крутой,
Не привальный, не жилой,
Он лежал пустой равниной,
Рос на нем дубок единый,
А теперь стоит на нем
Новый город со дворцом.
С златоглавыми церквами,
С теремами и садами.
А сидит в нем князь Гвидон,
Он прислал нам всем поклон».
Кто живет на этом острове?
Попробуем отгадать?
Звучит тема «Белочки» из оперы Н. А. Римского –Корсакого «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук. : Есть там белка, что при всех
Золотой грызет орех.
Изумрудец вынимает,
А скорлупку собирает.
Кучки ровные кладет
и с присвисточкой поет
При честном, при всем народе
«Во саду ли, в огороде».
Музыка звучит еще раз.
Муз. рук. просит ребят рассказать о музыке. Какая фактура?
Муз. рук: Да, ребята, музыка звучала изящная, прозрачная, светлая, она создает образ пушистого зверька. Фактура хрустальная, легкая, ажурная, как кружево. Изображает грациозную, подвижную белочку.
А сейчас я вам сыграю это произведение на фортепиано, а вы подумайте, какие инструменты можно использовать вместе с фортепиано, чтобы подчеркнуть ажурность и легкость фактуры музыки Римского-Корсакова.
Исполняется 16 тактов темы Белочки
Дети выбирают инструменты: колокольчики, треугольник, металлофон.
Муз. рук. Еще раз исполняет 16 тактов музыкального фрагмента. Дети играют на заранее выбранных инструментах. По желанию часть детей выполняет танцевальную импровизацию.
Муз. рук. : А теперь послушайте, кто появляется на морском берегу?
«Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
Разольется в шумном беге
И останутся на бреге
В чешуе, как жар горя
Тридцать три богатыря».
Звучит тема «Тридцать три Богатыря» из оперы Н. А. Римского –Корсакого «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук. : Какой характер у этой музыки?
Ответы детей: строгий, четкий, решительный.
Муз. рук. Исполняет фрагмент марша.
Муз. рук. : Прозвучал марш богатырей. Кто из вас скажет, из какого моря выходили богатыри? Спокойного или бурного? Послушайте еще раз и определите фактуру музыкального произведения.
Муз. рук. Исполняет фрагмент «Море»
Ответы детей:…
Муз. рук. : Да, бурно пенясь, в яростном приливе взметаются волны на берег, открывая нашему взору тридцать три богатыря вместе с дядькой Черномором.
Еще одно сказочно- музыкальное чудо вас ожидает, ребята.
«За морем царевна есть,
Что не можно глаз отвесть.
Днем свет божий затмевает,
ночью землю освещает,
месяц под косой блестит,
а во лбу звезда горит».
Вот она сказочная Лебедь – птица к нам плывет.
Звучит музыка «3-е чудо» из оперы Н. А. Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане».
Муз. рук. : Фантастическая лебедь-птица плывет по какому морю?
Ответы детей: …
Муз. рук. : Красочные переливы арпеджио, скользящие аккорды создают впечатление колышущейся глади воды. Какая музыкальная ткань у этой музыкальной картинки?
Ответы детей:…
Муз. рук: Ребята, посмотрите, какую необыкновенную, прекрасную
«Царевну- лебедь» написал художник М. Врубель (показ иллюстрации).
А Н. А. Римский- Корсаков средствами музыки изобразил картину моря, которое предстает в «Сказке о царе Салтане» в разном обличье: то спокойного, то бурно- величественного. Помогали ему в этом все средства выразительности. (Пушкин- в стихах, Айвазовский- в живописи).
Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым музыкальным термином- словом «фактура». Это слово поможет нам с вами лучше узнать и понять язык музыки.
Вспомните, какая музыкальная фактура нам повстречалась: у «Белочки»- легкая и прозрачная, изображала грациозную белочку; «Тридцать три богатыря»- фактура насыщенная, яркая; музыка «Лебедь-птицы» переливалась нежными красками.
Нам пора возвращаться домой из нашего путешествия, а поможет нам маленький шмель.
Помните, добрая царевна - Лебедь превращала Гвидона в шмеля и он летал в царство Салтана?
Ответы детей:….
Муз. рук. : Шмель-Гвидон улетал вслед за кораблем. И мы сейчас последуем его примеру. Только сначала представим себе какими мы будем, а потом уже полетим.
Звучит отрывок из оперы «Полет шмеля»
Дети импровизируют движения рук.
Муз. рук. Просит детей рассказать о характере музыки.
Ответы детей:….
Муз. рук. : Музыка передает жужжание и легкое, как ветерок, движение летящего шмеля. Быстрая, скользящая, почти неуловимая музыкальная фактура этого произведения создает впечатление ажурной вышивки. Подготовились к полету?
Ответы детей:….
Звучит «Полет шмеля».
Дети «улетают» из зала.