Лебедева Анна
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Золотая хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по лепке в подготовительной группе
На тему: «Золотая хохлома»
Выполнен Лебедевой Анной Сергеевной
Цель: познакомить детей со старинным промыслом «золотой хохломой».
Задачи:
Знакомство с русской деревянной посудой: с посудой хохломских мастеров.
Повторить способы лепки солонки и чаши (собирания изделия из отдельных частей)
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. ВСЕ материалы
- Лепка. Конспекты
- Народные промыслы. Лепка, занятия с пластилином
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Лепка, занятия с пластилином
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2019
Воспитывать интерес к творчеству народных мастеров.
Развитие фантазии и воображения мелкой моторики.
Воспитание аккуратности, умение убирать за собой рабочее место.
Ход занятия:
I Орг. момент начала занятия.
В – здравствуйте, ребята. Давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом по-разному.
Сначала пусть поздороваются наши ручки. (Дети здороваются с соседями за ручки).
Затем, давайте поздороваемся с животиками (Дети здороваются с соседями за животики.)
Теперь, поздороваемся за коленочки (Дети здороваются с соседями за коленки).
А теперь, поздороваемся друг с другом улыбками. Давайте улыбнемся друг другу.
II Основная часть
В – А теперь, ребята, посмотрите на доску. Какие картинки на доске?
Д – На доске картинки чашки; разделочной доски; тарелки, чайника, деревянной чаши, чугунок.
В- А как, одним словом, называются все эти предметы?
Д – Одним словом называются предметы – посуда.
В – Правильно, молодцы.
В – Скажите, пожалуйста, а из каких материалов сделаны эти предметы?
Д – Чашки, тарелки и чайник из фарфора, разделочная доска и чаша из дерева; чугунок из металла – чугуна.
В- Как можно назвать посуду из чугуна?
Д – чугунная.
В- Как можно назвать посуду из фарфора?
Д – фарфоровая.
В- Как можно назвать посуду из дерева?
Д – Деревянная.
В - Да, вы правы. А знаете ли вы как появилась посуда?
Она появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, листья, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Пытались выдалбливать сосуды из камня и дерева. Морскими раковинами пользовались как ложками, ими было удобно зачерпывать еду. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой, поэтому с давних времён на посуду стали наносить разнообразные рисунки. Первые узоры были простыми, их делали тонкими деревянными палочками, это геометрические фигуры, люди, животные.
Итак, появилась посуда деревянная, глиняная – керамическая и позже люди научились делать фарфоровую, которой мы пользуемся сейчас.
Деревянная посуда существует и в наше время, но теперь она чаще служит для украшения интерьера. Красивая, яркая стоит она на полочке или в шкафу и радует глаза своим неповторимым узором. Этот промысел зародился в Нижегородской области. В окрестностях Нижнего Новгорода находится село с весёлым названием Хохлома. В Хохломе посуду делали из древесины липы, берёзы и ольхи. Но посуда изготавливалась также и во многих окрестных сёлах, затем свозилась на ярмарку в Хохлому и оттуда уже расходилась расписная посуда по всему белому свету. Вот и прозвали её хохломской. А иногда называют «золотая хохлома». Как вы думаете, почему?
Д – Посуда яркая, много золотой краски, золотых узоров.
В – Да, ребята, правильно. Посуда была такой красивой, что в XVIII веке цари даже дарили ее важным гостям и иностранным послам.
В – И сегодня, вы сами побудете мастерами и изготовите такую посуду.
Вы можете сделать на выбор или солонку с крышкой или ковш.
Начало у этих изделий одинаковое. Нужно разделить брусок пластилина пополам. Первую часть скатаем в шарик. Из него мы сделаем саму чашу или солонку. Затем нужно указательным пальцем продавить углубление. Шар лучше прикрепить на дощечку, чтобы у него было прямое дно. Большим и указательным пальцем выравниваем края чаши. Осторожно, слегка сдавливая, поворачиваем ее и вытягиваем вверх и в стороны, расширяя внутренний объем. Важно не давить слишком сильно, чтобы стенки были не тонкими, а прочными. Ведь к ним нужно будет крепить детали.
Теперь, если вы делаете крышку, то нужно отщипнуть маленький кусочек пластилина от оставшегося бруска (для ручки) и скатать маленькую колбаску. Оставшийся кусочек скатываем в шарик и расплющиваем между ладошками. Затем примеряем к нашей солонке и, если нужно расплющиваем указательным и большим пальцем края крышки.
Если вы делаете ковш, то нужно разделить оставшийся пластилин на 2 части пополам. Первую часть скатываем в колбаску, прикрепляем к чаше и пальчиком-утюжком примазываем, чтобы закрепить. С противоположного кончика формируем остренький клюв и прищипыванием делаем гребешок. Далее, последний кусок пластилина скатываем в шар. Расплющиваем шар в лепешечку и часть (а можно и всю) прищипываем по краю. Получается как будто цветок. Это хвост. Далее, присоединяем хвост сзади и примазываем место шва, чтобы он хорошо прикрепился.
III Физкультминутка
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Мы рисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
IV Творческая деятельность.
В- А теперь расскажите дети, что и как вы будете лепить?
Д – я буду лепить солонку. Для этого я, разделю пластилин на 2 части, и одну скатаю в шарик, проделаю углубление пальчиком и сделаю стенки. Потом от второй части отщипну кусочек для ручки, а остальное скатаю в шарик и расплющу. Потом прикреплю ручку.
Д – я буду делать чашу. Для этого я разделю пластилин на 2 части. Из одной сделаю чашу, а вторую снова разделю на 2 части. Из одной сделаю шею, скатав колбаской и загнув, а из другой хвост – скатав шарик и расплющив. Затем все скреплю.
Дети выполняют работу.
В- Молодцы, ребята. Какие красивые у нас получились солонки и чаши, прямо как у настоящих мастеров.
V Организационный момент конца занятия.
В- Ребята, а о чем мы говорили на занятии.
Д – О посуде.
В- Из чего делают посуду?
Д – из дерева, фарфора, чугуна.
О каком промысле вы узнали.
Д – О хохломе.
В- Как еще называют хохлому?
Д – «Золотой хохломой».