Надежда Мухаматова
Конспект занятия «Мой родной Башкортостан»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Расширять представления детей о родном крае, культуре и традициях людей, живущих в Башкортостане.
Задачи:
1. Образовательные:
• уточнить и закрепить знания о государственной символике Республики Башкортостан;
• продолжать учить соотносить прилагательное с существительным, активизировать словарь детей.
• закрепить знания о животном мире республики Башкортостан,
• продолжать учить работать с соленым тестом; раскатать соленое тесто между ладонями; аккуратно работать.
2. Развивающие:
Публикация «Конспект занятия „Мой родной Башкортостан“» размещена в разделах
• развивать диалогическую речь путем активного участия в беседе
• развивать интерес к культуре родного края
развивать зрительно-двигательную координацию, моторное умение и навыки.
3. Воспитательные:
• воспитывать патриотические чувства, эстетическое отношение к быту и культуре Башкортостана. уважительного отношения к символам (флаг, герб, гимн);
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Художественно- эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Наглядный материал:
Демонстрационный материал. Ваза с цветами, изображение флага, герба Республики Башкортостан, запись мелодии курая, картинка с заданием, соленое тесто, изображение чак-чака, музыкальный инструмент – курай.
Раздаточный материал. Элементы башкирского орнамента из фетра по количеству детей.
Приё мы и методы:
• Словесные: вопросы, рассказ педагога, индивидуальные и хоровые ответы детей, словарная работа. поощрение, повторение, обобщение.
• Наглядные: слайды, иллюстрации
• Практические: игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика, подвижная игра «Передай курай по кругу», словесная игра «Наш город».
Предварительная работа: разучивание стихов, рассматривание герба, флага Республики Башкортостан, беседы о государственных символах, чтение башкирских народных сказок, разучивание башкирских игр.
Ход занятия:
Дети заходят в зал под напевы башкирской мелодии, их встречает воспитатель в башкирском национальном костюме.
Воспитатель: Ребята, давайте поприветствуем наших гостей
Пальчиковая игра «Здравствуй»
Здравствуй, солнце, золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю
И всех приветсвую!
Тамерлан:
Башкортостан – мой край, родной!
Горжусь и радуюсь тобой
Твои долины, реки и поля
Все это ты, любимая земля!
А. Ахметкужин
Воспитатель: Молодцы, ребята! Присаживайтесь на стульчики.
Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем говорить о нашей Родине. А вы знаете в какой стране мы с вами живем?
Дети: В России
Воспитатель: Правильно, мы с вами живем в большой многонациональной стране – в России. А в ней есть такая замечательная Республика Башкортостан. Только я не знаю, как выглядит наша республика на карте. Давайте попробуем эту карту получить.
Воспитатель: Ребята, у нашей республики есть государственный гимн, герб и флаг.
Звучит гимн РБ.
Воспитатель: Ребята, что это звучит? (гимн) Как надо слушать гимн? (Стоя, не шевелиться, не разговаривать)
Воспитатель: Посмотрите на экран, мы видим флаг Республики Башкортостан. Какие цвета вы видите на флаге?
Дети: Синий, белый, зеленый.
Воспитатель: Посмотрите на экран,что вы видите (герб)
Воспитатель: Какой национальный герой изображен (Салават Юлаев)
Воспитатель: Правильно, а что еще вы видите?
Дети: Цветок курая.
Воспитатель: Да, ребята, это цветок курая. У каждого цвета флага есть свое обозначение. Как вы думаете, что может обозначать синий цвет на флаге?
Ответы детей.
Воспитатель: Синий цвет – это безоблачное мирное небо. И у синего цвета есть задание, выполнив которое, мы получим первый кусочек карты.
Воспитатель: В Башкортостане есть много красивых городов. Давайте подберем красивые слова о городе, в котором мы живем.
Воспитатель: Ребята, а как называется город, в котором мы с вами живем?
Дети: Белорецк
Воспитатель: Давайте мы поиграем в игру «Наш город». Сейчас я объясню правила: я буду вам бросать мяч, а вы мне называть красивое слово о нашем городе; например –город Белорецк любимый, красивый и т д.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы выполнили 1 задание и получаете от СИНЕГО цвета флага сюрприз-подсказку. (частичка карты РБ)
Воспитатель: Ребята, а после синего цвета на флаге, какой следующий цвет? (белый)
Белый цвет – означает воздух, чистоту души народа. У белого цвета тоже есть задание для вас.
Природа Башкортостана разнообразна. Есть у нас озера, реки, горы, красивые леса, поля.
Я сейчас вам загадаю загадки.
1. Он в лесу хозяин грозный
Он лохматый и серьёзный
Любит ягоды, медок
На зиму он спать залёг! (Медведь)
Ребята, а какое это животное?
2. Скачет птичка по дорожке
Собирает шустро крошки
А потом на ветку прыг
И чирикает: чик-чирик (Воробей)
А это птичка улетает в тёплые края или она зимующая?
3. В воде мы живём
Без воды пропадём (Рыба)
Если рыба обитает в море, то она какая? (Морская)
Если рыба обитает в реке, то она как называется? (Речная)
Если рыба обитает в озере, то она какая? (Озёрная)
4. Над цветками кто летает
Сок цветочный собирает
В домик свой его несёт
Из него готовит мёд? (Пчела)
А пчела –это кто ребята? (Насекомое)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Справились вы и со вторым заданием и получаете вторую подсказку.
Звучит мелодия курая.
Воспитатель: Ребята, вы слышите музыку? Это звучит мелодия курая. (на экране появляется цветок курая)
Ребенок:
Здесь все прекрасно и земля, и небо,
Любовь моя- мой соловьиный край
Мне жаль того, кто здесь ни разу не был,
Мне жаль того, кому не пел курай.
М. Карим
Воспитатель: соцветие курая – символ Республики Башкортостан. Из его стебля сделан музыкальный народный инструмент – курай (на экране появляется рисунок муз. инструмента). Я предлагаю вам поиграть в игру «Передай курай по кругу»
Подвижная игра «Передай курай по кругу»
Пока звучит курай, вы передаете его по кругу, как только музыка остановилась, у кого курай в руках, выходит в центр и показывает движения, а остальные за ним повторяют.
Воспитатель: Ребята продолжаем занятие. А какой же цвет после белого на флаге? (зеленый)
Зеленый цвет означает веру в жизнь. И зеленый цвет дает последнее задание.
Башкирская семья издавна очень внимательна, заботлива и вежлива к гостям. Ребятки, а что для вас такое семья? (ответы детей).
Башкиры стараются накрыть стол обильно и угостить различными блюдами. А какие вы знаете национальные блюда? («Чак-чак», «Бэлеш», «Бешбармак», «Кыстыбый»).
Ребята, а вы любите чак-чак? (на экране картинка чак-чака)
Воспитатель: Давайте сейчас его приготовим! Но прежде чем мы начнём его готовить, мы с вами разомнем ручки:
Этот пальчик дедушка
Этот пальчик бабушка
Этот пальчик мамочка
Этот пальчик папочка
Этот пальчик Я
Вот и вся моя семья
Воспитатель: Ну а теперь садимся за столы. Ребята, посмотрите на картинку чак-чака, на что он похож?
Дети: на палочки.
Воспитатель: А еще палочки похожи на «колбаски».
Садимся на свои места, спинки выпрямили, ножки подружили. Берем тесто отщипываем кусочек, из него аккуратно скатываем шар. У всех получилось?
Дети: Да
Воспитатель: Теперь из шара раскатываем «колбаску», палочку. Вот какие молодцы как хорошо все у вас получается.
Воспитатель: Вот сколько палочек получилось, давайте положим их также красиво горочкой на тарелку и у нас получится башкирское угощение «Чак – чак» (дети кладут горкой свои палочки).
Работы детей раскладываются на общую тарелочку.
Воспитатель. Молодцы, детки! И вы получаете последнюю подсказку от флага.
Давайте соединим все подсказки и посмотрим, что изображено? (карта Республики Башкортостан)
Воспитатель: Вот вы и выполнили все задания, которые приготовил нам флаг Республики Башкортостан. А какой красивый чак-чак у нас получился!
Итог занятия.
Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали? (узнали про флаг, герб, гимн, про музыкальный инструмент – курай, национальное блюдо – чак-чак)
Что вам больше всего понравилось на занятии?
Какое задание было для тебя тяжелым?
В конце занятия воспитатель угощает чак-чаком.