Наталия Коноплёва
Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста «Весенние посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 10 «Ягодка»
города Котельнича Кировской области
Конспект развлечения
(для детей старшего дошкольного возраста)
Автор разработки: воспитатель Коноплёва Наталия Витальевна
Публикация «Конспект мероприятия для детей старшего дошкольного возраста „Весенние посиделки“» размещена в разделах
- Весенние посиделки. Сценарии фольклорных развлечений
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Весна. Фольклорные праздники ярмарки, посиделки
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Посиделки
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание: Уточнить и закрепить представления детей об изменениях, происходящих в природе весной, формировать у дошкольников любовь к народному творчеству через использование народного фольклора (песен, игр, загадок, закличек и т. п., приобщать детей к участию в народных праздниках, прививать любовь к русским песням и танцам, желание их исполнять, развивать у детей коммуникативные качества, воспитывать чувство патриотизма.
Материалы к занятию: картинки с иллюстрациями весенних цветов, солнца, дымковские свистульки, фигурки птиц, фонограмма с голосами птиц.
Предварительная работа: Разучивание народных игр, песен, весенних примет, поговорок, закличек, хороводов, организация и проведение бесед по теме, подбор картинок с изображениями птиц (домашнее задание, рассматривание и обсуждение русского народного костюма и т. п.
Словарная работа: протальник, капельник, заигрыш, грачевник, сОроки, снегогон, травень, цветень.
Ход: Ведущий в русском костюме приветствует гостей в зале:
- Здравствуйте! Проходите гости дорогие!
Очень рада видеть всех вас сегодня на Весенних посиделках
Давно вас ждем поджидаем
Посиделки не начинаем!
Милости просим! Мир вам!
Дети старшего дошкольного возраста входят парами с фигурками птиц, рассаживаются.
Ведущий:
В далёкие времена молодые люди, да и взрослые любили собираться в одной избе поговорить, повеселиться, поплясать, поиграть, посидеть. Отсюда и название «посиделки», вот и сегодня мы собрались здесь на посиделки.
-Отгадайте загадку, о каком времени года пойдёт речь?
«Шагает красавица,
Легко земли касается.
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку» (Весна)
- Кто шагает, идёт? Конечно весна!
(Дети исполняют песню «Весенний хоровод»)
Ведущий:
- Вот и к нам пришла весна. Поэтому посиделки у нас будут весенние. Поговорим мы и о весенних месяцах, о народных приметах, о русских весенних праздниках, обрядах, традициях. Обязательно поиграем в русские народные подвижные игры.
Ведущий: А вот, ребяточки, вам ещё загадочка!
«Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что это за месяц? Кто узнает? (Март)
- Первый весенний месяц – Март.
- Кто знает, как в старину назывался март? (ответы детей)
- Март – протальник или капельник. Недаром в народе говорят: «Зима в марте пугает, да сама тает»
- Почему такие названия? (проталины, капает с крыши, всё тает) - (ответы детей)
Ведущий: Какой народный праздник мы отмечали в феврале? (Масленица) (ответы детей)
- А что это за праздник? (Это время, когда зима встречается с весной
- Что является символом Масленицы? (Ответы детей) Почему?
- Правильно, ребята! В феврале люди прощаются с зимой и готовятся к встрече весны, отмечают праздник Масленицы. Хозяйки пекут вкусные румяные блины с хрустящей золотистой корочкой. Ведь блины похожи на солнце, а Масленица - это праздник встречи с солнышком.
С давних времён считался самым весёлым праздником и длился целую неделю.
Ведущий вместе с детьми дают название каждому дню недели и объясняют его значение.
1. Понедельник - Начало праздника – шумная встреча Масленицы.
2. Вторник – «заигрыши» (ряжение, катание с гор на санях, игры)
3. Среда – «Лакомка» (ели блины, оладьи, другую вкусную жирную еду)
4. Четверг - «разгул, перелом» (игрища, кулачные бои)
5. Пятница – «тёщины вечера» (приём гостей)
6. Суббота – «Золовкины посиделки» (молодые невестки принимали родных в гости)
7. Воскресенье – «Проводы Масленицы», «Прощёное воскресенье», «Целовник»
(Мирятся все, целуются, обнимаются.)
Ведущий: А на Руси этот праздник встречали песнями, плясками и веселыми играми.
- Рядили куклу (чучело из соломы, возили на санях. Говорили, что Масленица пешком не ходит. В воскресенье сжигали чучело, т. е. сжигали, прогоняли зиму, холод и мороз. Все радовались, веселились.
Вот одна из масленичных игр:
Игра «Ой, вы, девки, Маслёнка»
Ведущий в круге с поднятой рукой указывает на детей, все водят хоровод и поют. Как только песня заканчивается, все останавливаются. На кого указал ведущий, тот выходит из игры.
(играем 3 раза)
Ведущий: А какие же изменения происходят весной в природе? (Ответы детей : тает снег, появляются первые листочки и цветы, прилетают птицы и т. п.)
Ведущий: В старину люди верили, что весну из тёплых стран приносят на крыльях птицы. Следующий весенний народный праздник – Грачевники (17 марта). Считалось, что в этот день прилетают первые грачи.
- В этом году грачи прилетели раньше, уже 7-8 марта. Почему? (Весна ранняя)
- Раньше дети и взрослые пели заклички, птиц «закликали», чтобы побыстрее прилетали, весну, тепло, солнце приносили.
- А вот какую закличку пели грачам (Исполняют дети старшей группы) :
Грачи-трубачи, вы чьи, вы чьи?
Мы весны, мы весны, мы пришли, мы пришли!
Ведущий: Также использовали для закликания свистульки в виде птиц. Выходили на улицу в начале марта и свистели на все лады (показ дымковской свистульки и её звук)
Ведущий: А вот закличка жаворонкам (исполняют дети)
Следующий народный праздник - 22 марта – сороки. В разных местностях России называли этот праздник по разному (сОроки, сорОки). Говорили, на сороки день с ночью меняется. Зима кончается - весна начинается. С 22 марта ещё будет 40 утренников, т. е. заморозков. (Звучит фонограмма с голосами птиц).
Ведущий: Почему такое название? Кто знает? (ответы детей)
- С этого дня прилетает 40 птиц в родные края.
- А какие птицы прилетают? (ответы детей)
Сейчас ребята из старшей группы расскажут о некоторых птицах и о приметах, связанных с этими птицами.
Игра «Ай, да птица, что за птица!» (Показывают фигурки птиц)
- Ай, да птица, что за птица! (повторяют после каждой птицы хором)
1 реб-ок: Грач! Грач- первая весенняя птица. Говорят: грач зиму расклевал.
2 реб-ок: Зяблик! Зяблик прилетает, когда все ещё зябнут. ( Ведущий: А поёт зяблик к холодам.)
3 реб-ок: Трясогузка! В народе говорят: Трясогузка прилетает, хвостом лёд разбивает.
4 реб-ок: Скворец! Увидел скворца – весна у крыльца.
5 реб-ок: Жаворонок! Сколько проталинок, столько и жаворонков прилетает.
6 реб-ок: Иволга! Иволга – золотая птица. Одна из самых красивых птиц наших лесов.
7 реб-ок: Соловей! Соловей защёлкал, значит, берёза лист пускает.
9 реб-ок: Ласточка! Ласточка день начинает, а соловей кончает.
10 реб-ок: Малиновка! У этой птицы 2 имени – малиновка и зорянка.
Ведущий: Ребята, почему малиновка? (потому, что у неё малиновая яркая грудка)
А почему зорянка? (потому, что именно на зорьке, утром, слышна её звонкая трель).
Ведущий: Спасибо, садитесь! Ну-ка, умные ребятки, отгадайте-ка загадку:
«Яростно река ревёт
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл? (Апрель)
Ведущий: Как в старину назывался апрель? Апрель – снегогон.
Почему? В Апреле снега уходят, вода их уносит, бегут ручьи.
И у нас сейчас побегут 3 ручейка. (Встают мальчик- девочка)
Русская народная игра «Ручеёк»
Дети встают, держатся за руки и делают воротца. «Добрые молодцы с красными девицами»
Ведущий: Отгадайте ещё загадку:
«Зеленеет даль полей,
Запевает соловей.
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет, угадай,
Что за месяц это?
Ведущий: Почему? Май – травень, цветень.
Дети подготовительной группы поют песню «Весны приметы»
Ведущий: Какие весенние приметы вы знаете?
(солнце пригревает, тают сосульки и появление капели, появление первых цветов на проталине, меняем зимнюю одежду на весеннюю, тает снег и прилетают перелетные птицы)
Дети исполняют хоровод, затем рассказывают стихи о весне.
В конце ведущий благодарит всех и угощает детей печеньем в форме птичек.