Наташа Трубина
Конспект мастер-класса для педагогов «Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект мастер-класса
«Развитие духовно-нравственных качеств
дошкольника средствами фольклора»
Музыкальный руководитель: Трубина Н. А.
Воспитатель: Богданова Л. А.
Вводная часть
На сегодняшний день Россия переживает один из непростых исторических периодов. Сложившаяся в современном обществе социально- психологическая ситуация характеризуется своеобразным кризисом личности.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов „Развитие духовно-нравственных качеств дошкольника средствами фольклора“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Народная культура, фольклор
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Фольклор. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
«Потерянное поколение 90-х» - современные родители дошкольников и школьников – имеет другие представления о добре и зле, справедливости, гражданственности и любви к Родине, товариществе и дружбе, нежели их родители. Опасность такого положения в том, что поколения перестают понимать друг друга, дети оказываются без поддержки родителей в формировании мировоззрения и нормальной социализации. В процессе воспитания нарушается историческая преемственность поколений.
В настоящее время наше государство проявляет заботу о духовно-нравственном состоянии подрастающего поколения. Особая роль в этом принадлежит дошкольным образовательным учреждениям, т. к. на этой ступени образования в личность ребенка закладываются основы миропонимания, в частности, основы представлений о добре и зле, прекрасном и безобразном во всем, что нас окружает. Раннее и дошкольное детство - это начало познания жизни, человеческих взаимоотношений. Это и время начала становления его характера. Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, овладевать средством человеческого общения и важнейшей духовной ценностью – речью.
Неисчерпаемым источником и проверенным педагогическим средством духовно-нравственного воспитания детей является фольклор. Слово «фольклор» в переводе означает «народная мудрость». В устном народном творчестве сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные качества, представление о добре и красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности и т. д. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самим приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям.
Благодаря фольклору ребёнок легче входит в окружающий мир, через сопереживание лирическим героям полнее ощущает прелесть родной природы, усваивает представления народа о красоте, морали, знакомится с обычаями, обрядами – словом, вместе с эстетическим наслаждением впитывает то, что называется духовным наследием народа, без чего формирование полноценной личности просто невозможно.
Каждый жанр устного народного творчества – кладезь народной мудрости. И в каждом – огромный запас положительной энергии, направленный на созидание, а не на разрушение. Использование фольклора на занятиях позволяет детям сравнить «как было», «как есть» и «как нужно» поступать в определённых случаях.
Таким образом, фольклорные произведения русского народа помогают, с одной стороны, приобщить ребенка к миру духовных, нравственных ценностей, зафиксированных в фольклорных жанрах, а с другой стороны -именно фольклорные жанры позволяют ребенку почувствовать себя ребёнком, нужным маме и папе, поверить в справедливость, в добро, красоту нашего мира. В ДОУ используется в основном детский фольклор - это произведения, которые созданы взрослыми для детей, а также произведения, созданные самими детьми, или перешедшие к детям из устного народного творчества взрослых.
В системе жанров детского фольклора особое место занимает «поэзия пестования» или «материнская поэзия (колыбельные песни, пестушки, потешки, прибаутки, сказки и песни, созданные для самых маленьких). Всё это прекрасный материал для развития детей, начиная с ясельной группы (2-3) года, когда оторванность от родной мамы в связи с поступлением в детский сад становятся для ребёнка настоящим стрессом.
Потешки - развлекают малыша, создают у него веселое настроение. Есть потешки, которые и наставляют, и дают простейшие знания о мире. В потешках, в которых имеется звукоподражание голосам животных, и конкретно описываются их повадки, малыши, улавливают доброе, гуманное отношение ко всему живому.
Эти малые жанры фольклора детьми ясельной группы только воспринимаются, а вот дети старших групп уже пытаются внести в них свое.
В работе с детьми средней, старшей групп используются другие фольклорные жанры – веснянки, заклички, колядки игровые песни - все то, что перешло в детский фольклор из взрослого фольклора и учит жить в согласии с природой и людьми. Так, заклички представляют собой обращение к явлениям природы, а также к животным и особенно часто - к птицам, которые считались вестниками весны, учат бережно относиться к природе в целом и человеческому труду.
Пословицы и поговорки. В них оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются человеческие недостатки, восхваляются положительные качества людей. Пословицы и поговорки русского народа – квинтэссенция его нравственных законов, мудрости, в емкой, сжатой форме заключающая огромный смысл.
Особенно привлекает детей народная музыка. В силу своей природной эмоциональности, дети очень чутки и отзывчивы к народной музыке. Детская народная песня не сравнима с современной песней по близости эмоциональной природе ребенка и доступности пониманию. Поэтому дети с большим желанием принимают ее, поют, пляшут, играют ее и под нее. Особое место среди жанров народной песни занимает колыбельная. Колыбельная закладывает в малыше ощущение ценности собственной личности. Когда мама поет колыбельную, ребенка в этот момент окружает светлый, почти идеальный мир - мир люби, добра, всеобщего согласия. И это добро он старается потом передать, сначала кукле Кате, а затем - всем окружающим.
Игровые песни дети поют, играя и имитируя календарные и семейные обряды. В игровых песнях может предполагаться состязание силой, ловкостью, выносливостью, развитие чувства сопричастности к коллективу («Воротики», Ручеек»,» Молчанка», Волк и овцы», «Горелки», «Жмурки») и т. д
Все выше перечисленные фольклорные жанры являются основными на занятиях с детьми в детском саду. Цель их - формирование духовно-нравственных ценностей, лучших качеств личности дошкольников, таких, как доброты, уважения к людям и их труду, бережного отношения к природе, честности, любви к Родине и т. д.
Мастер - класс для воспитателей ДОУ
Тема: «Развитие духовно – нравственных качеств дошкольника средствами фольклора»
Цель: показать приемы и методы работы с произведениями устного народного творчества.
Задачи:
1. Передача опыта путём прямого и комментированного показа действий, методов, приёмов и форм педагогической деятельности.
2. Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер-класса.
Материал: чистая тетрадь, кувшин, губка для посуды; карточки с загадками жёлтого и синего цвета; тест на развитие дикции (несколько экземпляров, бубен, бумага, трещотки, бубенцы, барабан, ксилофон, треугольник,
Ход мастер-класса
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Перед Вами предметы: кувшин, чистая тетрадь, губка для посуды. На наш взгляд, эти предметы символизируют образ воспитанника. Кто согласен с нами, докажите это.
Ребёнок, как сосуд, который мы наполняем знаниями, умениями и навыками.
Ребёнок впитывает в себя всё доброе и хорошее, всё ненужное - отсеивает. Дети - как чистые листы этой тетради, мы своей рукой пишем их судьбы.
Народная культура – это многовековой опыт народа, это традиции, обряды, обычаи.
Народная культура учит любить красоту природы, воспитывать трепетное отношение ко всему живому, способствует формированию лучших человеческих качеств и расширяет кругозор детей.
В русском песенном фольклоре чудесным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность.
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности, храбрости, трудолюбии.
2. Основная часть
Сегодня мы отправляемся в увлекательное путешествие – в страну «Фольклорию». В путешествие отправятся все, но место в купе достанется тому, кто отгадает загадку и найдет загадку близнеца. Итак, слушайте внимательно:
«Загадки – близнецы».
Невозможно представить себе устное народное творчество без загадок. Прошу Вас взять по одному листочку жёлтого или синего цвета. Вам необходимо к своей загадке подобрать похожую, то есть найти загадку - близнеца. Итак, у кого жёлтые карточки, тот начинает, у кого синие, тот продолжает.
1. Нет ног, а хожу, 1. Кто ходит ночь
Рта нет, а скажу. И ходит день.
Когда спать, Не зная, что такое лень?
Когда вставать.
2. Не портной, а всю жизнь 2. Ползун ползёт,
С иголками ходит. Иголки везёт.
3. И комковато, 3. Меня режут – трут,
И ноздревато, Колотят – бьют,
И мягко, и ловко, А я всё терплю-
А всех милее. Людям добром плачу.
4. Ночью не спит, 4. А у нашей Анютки
Мышей сторожит. Зверь в атласной шубке,
Возле печки греется,
5. Красные лапки, Без водички моется.
Длинная шея.
Щиплет за пятки – 5. В воде купался,
Беги без оглядки. Да сух остался.
6 В городе Тит стоит, 6. Сам не берёт
Ничего не говорит, И воробьям не даёт.
Сам с грядок не берёт
И воронам не даёт.
7. Растёт она вниз головой, 7. Белая морковка
Не летом растёт, а зимой. Зимой растёт.
Чуть солнце её припечёт,
Заплачет она и умрёт.
8. Шёл я мимо, 8. То блин, то полблина,
Видел диво: То та, то эта сторона.
Над домом у дорожки
Повисло пол лепёшки.
9. Сидел на заборе, 9. Не ездок,
Пел да кричал, А со шпорами,
А как все собрались, Не сторож, А всех будит.
Взял да замолчал.
Ведущая :Уважаемые пассажиры, рассаживайтесь поудобнее, занимайте купе, а чтобы в дороге не было скучно, вот вам задание
Конкурс «Объяснялки».
Нужно объяснить старинные слова, которые встречаются в русских народных сказках и былинах:
• портки (штаны)
• косоворотка (рубаха с косым воротом)
• рать (войско)
• чело (лоб)
• изгородь (ограда)
• перст (палец)
• око (глаз)
• уста (рот, губы)
Игра «Назови пословицу».
Предлагаем Вам игру, которая позволит нам определить, насколько Вы близки к истокам народного творчества. Это задание для Вас взрослых, но многие пословицы использую и с детьми. Подумайте и скажите, в какой русской пословице отражён смысл этого высказывания? (Если потребуется, то можно снизить уровень трудности и предложить участникам пословицы- ответы).
1. Леди вышла из фаэтона, лошади побежали быстрее.
2. Детская философия.
3. Без страдания нет наград.
4. Первый из них всегда обречён.
5. Один старый и два новых.
6. Кредиторы ждать не любят.
7. Все пошли – и ты догоняй.
8. Чужая рубашка опасна для жизни.
9. Будней – то пять, а выходных – два.
10. Конфликт поколений в курятнике.
1. Баба с воза – кобыле легче.
2. Устами младенца глаголет истина.
3. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
4. Первый блин комом.
5. Старый друг лучше новых двух.
6. Долг платежом красен.
7. Семеро одного не ждут.
8. Своя рубаха ближе к телу.
9. Делу время – потехе час.
10. Яйца курицу не учат.
«Назови сказку».
Для детей и взрослых самым любимым жанром устного народного творчества является сказка. Она несёт в себе большое воспитательное значение. Знать сказки должны все. А знаете ли вы их? Назовите сказку, с которой связаны эти слова?
-Дорога, сметана, окно. («Колобок»).
-Коса, заяц, зима. («Заюшкина избушка»).
-Печка, кисель, Баба Яга. («Гуси- лебеди»).
-Мороз, падчерица, справедливость. («Морозко»).
-Корова, холсты, яблоки. («Крошечка-Хаврошечка»).
-Прорубь, лень, печка. («По щучьему веленью»).
3. Практическая часть.
Все мы знаем, что с музыкальное сопровождение помогает нам лучше понять содержание сказки, усилить эмоции, которые эта сказка у нас вызывает. Мы предлагаем вам принять участие в озвучивании ненецкой народной сказки.
«Почему заяц зимой белый»
Раньше все семейство зайцев было серое. Летом Лиса и Волк не могли их заметить среди кустов, а зимой они зарывались в снег (шуршим бумагой) и, как медведи, ожидали весны. Все бы ничего, да завелся среди них хвастунишка и спорщик. Только одно и было от него слышно: «Я» да «Я».
И вот как-то зимой вылез он из снега (шуршим бумагой, чтобы коры погрызть.
Смотрит, а навстречу ему хозяин зимы идет – сам Ямал-Ири (Мороз) (шуршим бумагой).
Идет, потрескивает (трещотки).
Тут заяц ему дорогу и заступил, да как закричит: «Эй, ты, что здесь ходишь, мнешь кусты? Не знаешь, что ли, что я здесь хозяин?»
Опешил Ямал-Ири от такого нахальства, стоит, молчит, а Заяц пуще того разошелся (кастаньеты или бубенцы).
Сбежались на этот крик зайцы всей округи (барабанная дробь, и давай успокаивать хвастунишку (ксилофон — глиссандо).
А тот пуще прежнего разошелся (кастаньеты или бубенцы). Хорохорится перед ними: «Да что он мне может сделать? Заморозить, что ли? Зароюсь в снег и ничего мне не будет!»
Рассердился Ямал-Ири на Зайца, стал дуть северным ветром холодным на него: «У-У-У!» (звукоподражание, можно дуть в бутылочку пластмассовую).
Хотел, было, хвастун спрятаться в снег, да не тут-то было. Пока спорил да кричал, снег от холода стал твердым настом. Куда ни кинется – не может негде зарыться в снег (стучим равномерно по коробочке).
А Ямал-Ири (Мороз) становится все сильнее и сильнее (трещотки).
От беготни и от старания пробить лапками наст (шлепаем по рукам и ногам, Заяц вспотел: «УХ» (звукоподражание). И все его капельки пота стали белыми от холода (треугольник).
Вот с тех пор с наступлением холодов зайцы покрываются белой шубкой и бегают, боясь попасться на глаза деду Ямал-Ири. (барабанная дробь)
В прошлом на Руси существовало около 3000 подвижных игр. Это трудно представить! Народные игры очень разнообразны, требуют много движения, смекалки, находчивости, дают массу физических навыков и умений. Сколько в них веселья и азарта! Поэтому они активно закаляют тело и душу. Приучают гордо и незаметно для других переносить неудачу, иногда небольшую боль. Народные игры полезны не только для здоровья, но и необходимы для воспитания смелости, ловкости, упорства в достижении цели.
Сегодня нам хотелось бы напомнить Вам, а может быть и познакомить с некоторыми народными играми.
"Белый шаман"
Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга - водящий. Это белый шаман добрый человек. Он становится на колено и бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдаёт ему бубен. Получивший бубен должен повторить в точности ритм, проигранный водящим.
Правила игры: если получивший бубен неправильно повторит ритм, он выходит из игры.
Еще одним видом народной игры являются хороводные или музыкальные игры. Одна из таких игр «Плетень».
«Шуточный тест на развитие дикции»
Все мы знаем, что скороговорки используются для развития дикции. Текст каждой скороговорки представляется как уникальная игра речи. Они не похожи друг на друга, и в этом заключается секрет их очарования. Не просто так появилась в народе и такая скороговорка: «Всех скороговорок не переговоришь и не перевыговоришь».
В четверг четвертого числа в четыре с четвертью часа лигурИйский регулировщик регулировал в ЛигУрии, но тридцать три корабля лавировали, лавировали, да так и не вЫлавировали, а потом протокол про протокол протоколом запротоколировал,как интервьюером интервьюируемый лигурийский регулировщик речисто,да не чисто рапортовАл, да не дорапортовАл дорапортОвывал, да так зарапортовАлся про размокропогОдившуюся погоду что, дабы инцидент не стал претендентом на судебныйпрецедент, лигурийский регулировщикакклиматизировался в неконституционном Константинополе, где хохлатые хохотушки хохотом хохотали и кричали турке, который начерно обкурен трубкой: не кури, турка, трубку, купи лучше кипу пик, лучше пик кипу купи, а то придет бомбардИр из БрАнденбурга — бомбами забомбардирУет за то, что некто чернорЫлый у него полдвора рылом изрыл, вырыл и подрыл; но на самом деле турка не был в деле, да и Клара - краля в то время крАлась к ларю, пока Карл у Клары кораллы крал, за что Клара у Карла украла кларнет, а потом на дворе дЁготниковой вдовы Варвары два этих вОра дрова воровали; но грех — не смех — не уложить в орех: о Кларе с Карлом во мраке все раки шумели в драке, — вот и не до бомбардИраворАм было, и не до дЁготниковой вдовы, и не до дЁготниковых детей;зато рассердившаяся вдова убрала в сарай дрова: раз дрова, два дрова, три дрова — не вместились все дрова, и два дровосека, два - дровокОла- дроворуба для расчувствовавшейся Варвары вЫдворили дрова вширь двора обратно на дровяной двор, где цапля чахла, цапля сохла, цапля сдохла; цыпленок же цапли цепко цеплялся за цепь; молодец против овец, а против молодца сам овца, которой носит Сеня сено в сани, потом везет Сенька Соньку с Санькой на санках: санки - скок, Сеньку- в бок, Соньку- в лоб, все- в сугроб, а Сашка только шапкой шишки сшиб,затем по шоссе Саша пошел, Саша на шоссе саше нашел; Сонька же — Сашкина подружка шла по шоссе и сосала сушку, да притом у Соньки-вертушки во рту еще и три ватрушки — аккурат в медовик, но ей не до медовика — Сонька и с ватрушками во рту пономарЯ перепономарИт, — перевЫпономарит: жужжит, как жужелица, жужжит, да кружится: была у Фрола - Фролу на Лавра навралА, пойдет к Лавру на Фрола Лавру наврет, что — вАхмистр свАхмистршей, рОтмистр с рОтмистршей,что у ужа - ужата, а у ежа - ежата, а у него высокопоставленный гость унес трость,и вскоре опять пять ребят съели пять опят с полчетвертьючетверикА чечевицы без червотОчины, и тысячу шестьсот шестьдесят шесть пирогов с творогОм из сыворотки из-под простокваши, — о всем о том около кола колокола звоном раззванивали, да так, что даже Константин — зальцбуржскийбесперспективняк из-под бронетранспортера констатировал: как все колокола не переколоколовАть, не перевЫколоколовать, так и всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить; но попытка — не пытка.
Итог.
Всем участникам хотелось бы сказать спасибо за плодотворную работу на сегодняшнем мастер-классе. Мы надеемся, вы по-новому взглянули на пути ознакомления дошкольников с народным творчеством.