Елена Смирнова
Проект «Народные промыслы России»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3
МО Каневской
Проект с детьми подготовительной группы
Область: "Художественно - эстетическое воспитание".
Тема: "Народные промыслы России"
Подготовили: воспитатели
Смирнова Е. Н.
ст. Каневская
2016г.
Проект : " Народные промыслы России "
Вид проекта : Познавательный, творческий.
Публикация «Проект „Народные промыслы России“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты
- Родина, Россия. Проекты
- Темочки
Образовательная область: "Познавательное развитие. " Формирование целостной картины мира. "Художественное творчество, рисование. "
Срок реализации: ноябрь.
Продолжительность проекта : Краткосрочный.
Участники: Дети и педагоги.
Цель проекта : Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи проекта :
- Продолжать знакомить детей с историей возникновения народных промыслов;
-Формирование у детей интереса к предметам народного искусства; понимание его особенностей; различать наиболее известные виды декоративной живописи (городецкой, дымковской, хохломской, гжель)
-Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;
-Научить детей ориентироваться в различных видах росписи;
-Развивать внимание, мышление, творческое воображение, зрительную память, умение анализировать.
- Осуществлять нравственное и эстетическое развитие личности ребенка;
- Развивать навыки художественного творчества детей;
-Воспитывать любовь к русскому прикладному искусству, уважение к работе народных мастеров.
Объект исследования: Носит познавательный характер в области "Познавательного развития" и творческий характер в области "Художественного творчества".
Предмет исследования: Процесс формирования художественно - творческих способностей детей в рисовании.
Гипотеза проекта : Если знакомить дошкольников с народными промыслами России, мастерством русских умельцев и русским фольклором, то это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Методы исследования:
- рассматривание альбомов по декоративно - прикладному искусству;
- Чтение и рассматривание художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, считалки);
Беседы с детьми о народном декоративно - прикладном искусстве;
-Проведение организованной деятельности (Формирование целостной картины мира);
- Дидактические игры; подвижные игры
- Художественное творчество: рисование.
- Внеучебная деятельность: разукрашивание картинок с предметами гжель и хохломской росписи.
Актуальность: Народные художественные промыслы России - неотъемлемая часть отечественной культуры. В них воплощен многовековой опыт эстетического восприятия мира, обращенный в будущее, сохранены глубокие художественные традиции.
Знакомить детей с декоративно-прикладным искусством можно практически через все виды деятельности детей.
Для развития речи изделия народных промыслов дают богатый материал: можно составлять описательные рассказы по игрушкам (дымковские, филимоновские и богородские игрушки, матрёшки, придумывать сказки. Познакомить детей с нашими традициями – русскими народными традициями, воспитывать их на материале истории нашего народа. Это позволит нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов помогают понять и почувствовать, что человек – часть природы, а именно это является основой гармоничного развития ребёнка.
Структурные компоненты проекта :
В данном проекте предоставлены :
- конспект организованной деятельности в области "Познание", формирование целостной картины мира;
- конспекты организованной деятельности в области "Художественное творчество", рисование, лепка.
- дидактические, подвижные игры,
- пословицы и поговорки;
- стихи, загадки, считалки;
- беседы.
Этапы реализации проекта :
1 этап - подготовительный:
Подготовка материала для реализации проекта :
Выбор темы; подбор методической литературы; подбор иллюстраций и картинок по народному декоративно - прикладному искусству; подбор стихов, пословиц, поговорок, загадок, считалок; подбор дидактических и подвижных игр; подбор пособий по данной теме. Ознакомление детей с целями и задачами проекта.
2 этап - основной:
Проведение бесед, рассматривание иллюстраций по данной теме, чтение стихов, ознакомление с пословицами, дидактические игры, пение песен.
Проведение непосредственно- образовательной деятельности.
Работа с родителями: консультация для родителей по данной теме;
3 этап - презентация проекта.
Источники:
- Изобразительная деятельность детей в детском саду. Подготовительная группа, Т. С. Комарова;
- А. Грибовская «Обучение дошкольников декоративному рисованию, лепке, аппликации» - методическое пособие
- И. Лыкова «Изобразительная деятельность» - методическое пособие
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре
- Скоролупова О. А. «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно- прикладным искусством»(цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста)
- Альбомы: "Матрёшки", "Золотая хохлома", "Дымковские игрушки", "Весёлый Городец", "Народные промыслы", "Подносы из Жостова", "Каргопольская игрушка", "Филимоновские игрушки. "
- Книги: "Разноцветные ладошки", Алла Тер - Акопян,
"Глиняные росписи", О. Нерсесова,
"Игрушки из глины", Е. Попова,
"Весёлая Хохлома", Л. Яхнин.
Предполагаемый результат:
Таким образом, в результате работы по проекту дети научаться, воспринимать и эмоционально реагировать на художественный образ и средства выразительности в народных промыслах; эмоционально откликаться на красоту природы, проявлять интерес к народным промыслам; самостоятельно создавать художественные образы в различных видах продуктивной деятельности; владеть комплексом технических навыков и умений в разных видах продуктивной деятельности; проявлять индивидуальное творчество в декоративной деятельности; участвовать в коллективных художественно-декоративных работах.
Таблица:
№ Мероприятия Сроки Результат
1. Рассматривание предметов народного декоративно - прикладного искусства. в течении недели выполнено
2. Рассматривание альбомов:
"Матрёшки",
"Золотая хохлома", "Дымковские игрушки", "Весёлый Городец",
Народные промыслы", "Подносы из Жостова", "Каргопольская игрушка", "Филимоновские игрушки. " в течении недели выполнено
3. Беседы с детьми:
"Где родилась Хохлома"
" Народная игрушка.
История возникновения Дымковской игрушки "
"Виды филимоновских игрушек" в течении недели проводилось по плану
4. Чтение стихов о русских народных промыслах в течении недели выполнено
5. Частушки, загадки о русских народных промыслах. выполнено
6. Пение русских народных песен. На музыкальных занятиях выполнено
7.
8. Дидактические игры:
«Обведи и раскрась»
«Как мы знаем народные промыслы»
«Узнай по силуэту»
«Найди вторую половину»
«Собери сервиз из Гжели»
«Укрась поднос»
«Найди лишнее»
«Угадай и расскажи»
«Собери матрешку»
«Городецкие узоры»
Художественное творчество (лепка) "Русская матрёшка. "
«Дымковская барышня».
постоянно Дети знают и играют
выполнено
9. Художественное творчество
(рисование) «Русская матрёшка».
выполнено
10. Познавательная деятельность
(формирование целостной картины мира)
«Народные промыслы России». выполнено
11. Консультации для родителей:
«Ознакомление детей дошкольного возраста с народно-декоративным искусством России».
" Народные промыслы "
выполнено
12. Индивидуальные беседы с родителями постоянно проводились
Вывод: В результате проведения комплексной работы по приобщению детей к декоративно - прикладному искусству у детей появилось желание ещё больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа. Дети самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге. Таким образом, тема декоративно - прикладное искусство в детском саду очень интересна и многогранна, она помогает развить не только творческую личность, но и воспитывает добропорядочность в детях, любовь к родному краю, к своей стране в целом.