Вера Жигульская
Конспект мастер-класса для родителей на тему «Звукобуквенный разбор»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Звукобуквенный разбор.
Цель: Показ и обучение родителей звукобуквенному разбору.
Задачи:
1. Рассказать родителям о значении звукобуквенного разбора для развития аналитико - синтетических представлений ребёнка;
2. Познакомить родителей с играми и упражнениями на развитие фонематического слуха;
3. Учить родителей звукобуквенному разбору;
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей на тему „Звукобуквенный разбор“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2024
4. Закреплять полученные родителями знания и умения (самостоятельная работа);
5. Обратить внимание родителей на возможные ошибки при проведении звукобуквенного разбора.
Оборудование: мультимедийное оборудование; фишки; листы бумаги в клетку, простые и красно-синие карандаши для каждого родителя.
Ход мастер - класса :
Слайд 1
Одно из значений слова «фонетика» - звуковой состав языка. Освоение ребенком звукового состава языка лежит в основе развития речи. Иными словами, особенность формирования речи ребенка напрямую зависит от его способности слышать, узнавать и различать речевые звуки.
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения.
У Вас есть желание и возможность заниматься с ребенком? Помните, что чтение не рождается автоматически из знания алфавита. Чтобы научиться действовать с этими тридцатью тремя фигурами, ребенку не достаточно знать их имена, так же, как для игры в шахматы недостаточно знать названия шахматных фигур.
Я познакомлю Вас с принципами обучения грамоте по системе Д. Б. Эльконина.
Исходный принцип этой системы состоит в том, что знакомству ребенка с буквами, должен предшествовать добуквенный - чисто звуковой период обучения.
Буквы - это знак звука.
Почему мы рекомендуем именно эту систему?
Во-первых, у ребенка воспитывается особая чуткость к звучанию и написанию слов, что даст им неоценимые преимущества при изучении фонетики и морфологии в школе, дети будут избавлены от наиболее распространенных ошибок первоклассников: пропусков и перестановок букв.
Во-вторых, у детей формируется интерес к языку и его законам. И самое важное - обучение грамоте не сводится к тренировке навыков чтения и письма, а способствует умственному развитию детей. А от уровня умственного развития зависит качество чтения и письма.
Звуковой анализ слова - сознательное выделение звуков в слове и их качественная характеристика.
Определять последовательность звуков нужно при помощи интонационного выделения каждого звука. ( Например: ммак, маак, мак).
Как научить ребенка такому способу обращения со словом? Ведь здесь как бы исчезает смысл произносимого.
Помогут игры на развитие фонематического слуха.
Слайд 2
Подскажи словечко
Прочитайте ребенку хорошо знакомое ему стихотворение ( например: «Спать пора, уснул бычок.», «Уронили мишку на пол.», «Наша Таня громко плачет.»). При этом не произносите последние слова в строчках. Предложите ребенку самому сказать недостающие слова.
Маленький учитель
Скажите ребенку, что его любимая игрушка хочет научиться правильно говорить. Попросите ребенка «объяснить» игрушке, как называется тот или иной предмет. При этом следите, чтобы малыш правильно и четко произносил слова.
Услышишь - хлопни
Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов); а ребёнок с закрытыми глазами, услышав заданный звук, хлопает в ладоши.
Внимательный слушатель
Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом их них (начало, середина или конец слова).
Нужное слово
По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.
Зоркий глаз
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук, и определить его место в слове.
Сложи звуки
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] - ма; [н][о][с] - нос.
Скажи наоборот
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
Слайд 3-4
А сейчас предлагаю поиграть в несколько игр на развитие фонематического слуха.
Игра «Поймай звук [Ш]»
Игра «Найди место звука»
Слайд 5-9
Переходим к мастер - классу "Звукобуквенный разбор" на примере слова санки.
Родители активно вовлекаются в процесс: сначала проводится Игра «Сложи слово», затем объясняется последовательность проведения звукового разбора, родителям задаются вопросы по характеристике звука. Рассказывается о роли ударения и слогообразующей функции гласных звуков.
Слайд 10-11
Для закрепления полученных навыков с родителями проводится "Самостоятельная работа", по окончании которой разбираются типичные ошибки (если они есть) и подводится итог самостоятельной работы.
Слайд 12
Отвечаю на вопросы о прослушанном и благодарю родителей за внимание.