Елена Браткевич
Конспект мастер-класса для родителей по рисованию с использованием нетрадиционных техник «Нарисуем вместе сказку»
▼ Скачать
Цель:
Вовлечение родителей в образовательный процесс.
Познакомить родителей с приемами и способами изображения, научить использовать знания и умения в работе с детьми в домашних условиях.
Задачи:
Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития мелкой моторики у дошкольников.
Публикация «Конспект мастер-класса для родителей по рисованию с использованием нетрадиционных техник „Нарисуем вместе сказку“» размещена в разделах
- Мастер-классы для родителей
- Нетрадиционные техники рисования
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказка. Консультации, рекомендации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Дать родителям представления о нетрадиционных техниках рисования, используемых в ООД с детьми.
Дать возможность родителям апробировать новые нетрадиционные техники рисования, проявить свое художественное творчество для дальнейшего применения и использования с детьми в домашних условиях, как фактор позитивного и эмоционального развития личности.
Форма организации мероприятия: мастер-класс
Участники: родители и воспитатели.
Средства деятельности:
Листы А4 (шаблоны) на каждого родителя, акварель, кусочки бумаги для сминания, жесткие кисти, ватные палочки, гуашь разного цвета, баночки с водой, салфетки, поролоновые спонжи, кисточки, вилки.
Ход мастер-класса
I. Вступительное слово
Добрый день, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас!
Наша сегодняшняя встреча необычна. Сегодня мы не только поговорим о наших детях, сегодня Вы сможете проявить свою фантазию и творчество. Тема нашей встречи «Нетрадиционные техники рисования в работе с детьми».
На всех этапах жизни ребёнка движения рук играют важнейшую роль. Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики дошкольника, исключительно важны для его умственного и психического развития. Мелкая моторика, сенсорика, координация движений - ключевые понятия для периода дошкольного возраста.
Мелкая моторика - это двигательная деятельность, которая обусловлена скоординированной работой мелких мышц руки и глаза. Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, тем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.
Начинать развитие мелкой моторики необходимо с самого раннего детства. Например, через различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определенной последовательности; игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку; игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать - разжимать, выливать - наливать, насыпать - высыпать, проталкивать в отверстия и т. д. ; застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание
и т. д.
Одной из эффективных форм развития мелкой моторики рук является изобразительная деятельность.
Рисование играет особую роль. Дети рисуют инструментами, близкими по форме, способу держания и действия к ручке, которой пишут в школе. По рисункам детей можно проследить, как развивается мелкая моторика, какого уровня она достигает на каждом возрастном этапе.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается, тем более, что многие дети только начинают овладевать художественной деятельностью. Дети любят узнавать новое, с удовольствием учатся. Именно обучаясь, получая знания, навыки ребенок чувствует себя уверенно.
Рисование необычными материалами, оригинальными
техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, воображения, фантазии, умение мыслить не стандартно. Они позволяют не навязывать ребенку определенных штампов и стереотипов в рисовании. Дети раскрывают свои способности, свою уникальность в изобразительной деятельности, получают удовлетворение от работы. Начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя» можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции. Каждая из нетрадиционных техник - это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя свободнее, смелее, непосредственнее.
Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития мелкой моторики детей дошкольного возраста неслучаен.
Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техниками рисования, а как эффект «хэппенинга» (в переводе с английского - «случаться»). При том неизвестно, какое изображение получится, но будет успешен результат и это усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует их воображение.
За счет использования различных изобразительных материалов, новых технических приемов, требующих точности движений, но не ограничивающих пальцы ребенка фиксированным положением (как при правильном держании кисти или карандаша, создаются условия для развития общей моторной неловкости, развития мелкой моторики. Ведь вместо традиционных : кисти и карандаша ребенок использует для создания изображения собственные ладошки, пальчики, смятую бумагу, ватные палочки, штампики, зубные щетки и многое другое.
Существует много видов техник нетрадиционного рисования, но мы с вами сегодня поговорим о самых простых, которые можно использовать с детьми среднего и младшего возраста дома.
Просмотр презентации: «Нетрадиционные техники рисования
в детском саду»
II. Предлагаю Вам сегодня стать художниками - иллюстраторами
к сказки, используя нетрадиционные техники рисования.
Но сначала отгадайте какую сегодня мы будем рисовать сказку?
Где-то в поле он стоит,
Из трубы дымок летит.
Заяц, мышь, лиса, лягушка,
Волк и косолапый мишка
Дружно, весело живут,
Хором песенки поют.
Отвечай скорей, дружок,
Это сказка…. (Теремок)
Мы будем использовать сегодня такие приёмы нетрадиционного рисования как рисование : поролоном, ватными палочками, пальчиками, мятой бумагой, жёсткой кисточкой, вилкой.
Перед тем как приступить к рисованию, я для вас приготовила заготовки для рисования, альбомные листы с шаблонами персонажей из сказки (Мышка, зайчик, лягушка, волк, лиса, медведь) предлагаю Вам разделиться кто кого будет рисовать.
Уважаемые родители, как вы думаете, с чего художник начинает написание своей картины? (ответы родителей)
Подумайте, как мы можем нарисовать фон для нашей картины? (ответы родителей).
Давайте попробуем изготовить фон для картины.
(Педагог показывает технологию выполнения рисунка, родители повторяют).
Положите лист горизонтально. На лист наносим гуашь разных цветов: белую, желтую, красную. С помощью влажной салфетки размываем краски движением слева-направо, доходя до края листа. Получаем фон неба.
Вы можете использовать понравившиеся вам цвета.
Возьмём теперь желтую, светло-зелёную и тёмно-зелёную краски, рисуем поле. Влажной салфеткой опять протираем краски.
Вот мы с Вами приготовили фон для нашей картины.
Уважаемые родители, давайте теперь нарисуем главных героев сказки «Теремок».
Вспомните, пожалуйста, какие герои встретили теремок?
(ответы родителей)
Давайте попробуем, использовать нетрадиционные техники рисования всех героев сказки «Теремок» :
Мышка -– техника рисования поролон.
Обмакиваем поролон в краску и рисуем методом примакивания силуэт мышки.
Зайчик - – техника рисования ватными палочками.
Используем гуашь белого, черных цветов. Ватную палочку держим вертикально к листу и точечками рисуем контур зайчика. Затем тем же способом заполняем пространство внутри контура.
Лягушка - техника рисования пальчиками
Опускаем в гуашь пальчик и наносим точки, пятнышки на бумагу, закрашиваем точками весь силуэт лягушки не выходя за контур.
Волк- техника рисования оттиск мятой бумагой
Мнём в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатываем из неё шарик. Прижимаем смятую бумагу в краску, а затем наносим оттиск на бумагу.
Лиса – техника тычка жесткой кисточкой.
Берем сухую жесткую кисть сначала обмакивает в гуашь, а потом, держа кисть в вертикальном положении, ударяем ею по листку бумаги, получая при этом интересный отпечаток.
Медведь – техника рисования вилкой.
Берем вилку окунаем в краску коричневого цвета на носим на силуэт медведя.
Вот мы с Вами и нарисовали всех героев русской народной сказки «Теремок», используя нетрадиционные техники рисования.
Для украшения фона вашей картины, вы можете воспользоваться следующими нетрадиционными техниками рисования
Техникой рисования вилкой
Нарисуем травку
Техника рисования кисточкой
Переходим к рисованию кустиков.
Рисуем тоненькие линии краской коричневого цвета
Техника рисования пальчиками
Окунаем пальчик в краску зелёного цвета рисуем на кустике точки (листочки)
Техника рисования оттиск картофелем
Бабочки
Вырезанные шаблоны (бабочки) из картофеля окунаем в краску и делаем отпечаток.
Уважаемые родители, давайте теперь покажем, друг другу, что у нас получилось.
(Родители представляют всем свои иллюстрации к сказке «Теремок»)
Скажите, какая техника нетрадиционного рисования вам понравилась больше других? Почему? (ответы для родителей)
Давайте подумаем, чем может быть полезно рисование для детей? использование техники нетрадиционного рисования?
Заключительная часть:
Молодцы, очень красиво получилось!
- Уважаемые родители! Наш мастер-класс подошел к концу. Какие замечательные работы у вас получились! Вы почувствовали себя художниками?
Как сказал В. И. Сухомлинский «Ребенок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь».
Поэтому считаю нужно зажечь в детях огонек творчества. И совсем не страшно, если маленький художник перепачкается, главное – чтобы он получил удовольствие от общения с художественными материалами радовался результатам своего труда. Если есть интерес, есть и результат, а значит и развитие!
Используемая литература
1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду- М. : Издательство «Скрипторий», 2007. – С. 5-8
2. А. А. Фатеева «Рисуем без кисточки», Ярославль, изд-во «Академия развития-Академия холдинг», 2004 г.
3. Казакова Р. Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. - М. ТЦ «Сфера» 2006 год - (Серия «Вместе с детьми»). – С. 23-24
4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб. : КАРО, 2008. – 96с.
5. К. К. Утробина, Г. Ф Утробина Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7лет.
6. Интернет-ресурсы.