Светлана Муртазина
Конспект мастер-класса для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений «Применение элементов ТРИЗ технологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Практические освоения элементов ТРИЗ технологии.
Задачи: Познакомить педагогов дошкольных образовательных учреждений с теоретическими основами ТРИЗ.
Дать представление о некоторых методах и приемах ТРИЗ для работы с дошкольниками по развитию речи.
Публикация «Конспект мастер-класса для педагогов дошкольных общеобразовательных учреждений „Применение элементов ТРИЗ технологии“» размещена в разделах
- Мастер-классы для воспитателей и педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Формировать желание педагогов помогать воспитанникам развивать их творческое мышление.
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависимостью от компьютера. Недостаток общения родителей со своими детьми, игнорирование речевых трудностей лишь увеличивает число дошкольников с недостатками речи. У детей с мы видим множество речевых проблем.
Проблемы речи детей дошкольного возраста :
• Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь. Неспособность грамматически правильно построить предложение.
• Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
• Употребление нелитературных слов и выражений.
• Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.
• Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.
• Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
• Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
• Плохая дикция.
Уважаемые коллеги, кто из вас сталкивается с такой же проблемой в своей работе, прощу поднять зеленые таблички. Кто нет- красные.
Задача педагога ДОУ согласно ФГОС дошкольного образования- воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Словесное творчество помогает ребенку выразить свои переживания, рассказать интересные моменты из своей жизни, способствует обогащению словарного запаса, повышению эффективности овладения всеми языковыми средствами.
В своей работе по развитию речи детей я использую элементы ТРИЗ технологии- лимерики,биномы фантазий. ТРИЗ- теория решения изобретательных задач. Основатель Г. С. Альтшуллер.
Уважаемые коллеги, кто из вас использует элементы РТИЗ в своей работе поднимите зеленые таблички, кто нет- красные.
Одним из приемов ТРИЗ, который очень полюбили мои дети, составление лимериков.
Лимерики пришли к нам из Англии. Основателем считают писателя Э. Лира.
В своем мастер- классе я хочу вас познакомить с приемами составления бинома фантазий и лимерика.
Что же такое лимерик? Это произведение,которое представляет собой коротенькое стихотворение (всего пять строк, 4 строки рифмуются, 5-ю строку можно не рифмовать) с забавным сюжетом, который выстроен особым образом.
1строчка- жил-был кто-то
2 строчка- кто-то похож на что-то
3 строчка-с кем-то этот кто-то подружился
4строчка-что-то этот кто-то натворил
5 строчка -и вот что из этого вышло
Еще один из любимых приемов ТРИЗ моих детей- бином фантазий. Основатель - известный итальянский детский писатель Джанни Родари. Суть метода - сочинение истории на основе объединения пары несвязанных между собой слов с помощью предлогов или падежных окончаний.
1 шаг - выбор двух слов несвязанных между собой по смыслу.
2 шаг - составление возможных сочетаний этих слов с помощью предлогов и изменений падежных окончаний.
3 шаг - сочинение рассказа или истории.
Еще один метод,который я использую в работе с детьми по развитию речи- мнемотехника.
Мнемотехника - это совокупность правил и приемов, облегчающих процесс запоминания информации.
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом.
Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Педагоги делятся на две команды. Одна команда с помощью алгоритма составляет лимерик. Другим предлагается составить рассказ с помощью алгоритма составления "Бином фантазий"
Работа с залом.
Пока наши коллеги выполняют задание, я вам предлагаю выучить стихотворение о нашей с вами профессии.
Воспитатель детского сада,
Труд - нелегкий порой.
Но другого не надо,
Счастье рядом с тобой!
Это детские глазки,
Это слезы и смех,
Это песни и сказки,
Это радость для всех!
А теперь предлагаю выучить этот стих с помощью мнемотаблицы.
Рефлексия:
Уважаемые коллеги узнали ли вы для себя что-то нового?
Как вы считаете, способствует ли развитию речи использование ТРИЗ?
Что бы вы использовали в своей работе?