Виктория Волгина
Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки «Три поросенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки "Три поросенка"
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- продолжать учить выполнять упражнения в соответствии с текстом;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- закреплять знания по лексической теме «Домашние и дикие животные»;
- формировать правильное звукопроизношение и развивать фонематический слух;
- учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- закреплять умение выполнять ритмический рисунок под музыку
Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляторно – жевательных мышц, мимической моторики;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- развитие чувства ритма, темпа, певческих способностей;
- активизация всех видов памяти и внимания;
- развитие творческого воображения.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другое;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности;
- воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.
Оборудование: презентация, массажная дорожка, лужи; сигнальные фонарики или флажки синего и зеленого цвета, кубики или клавесы.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»: «…Никакой на свете зверь, страшный зверь, не откроет эту дверь, эту дверь…» Дети проходят на стульчики.
- Чья это песенка? (Песенка трёх поросят.)
- Правильно. Это песенка трёх поросят. Поросята были розовенькие, с одинаковыми хвостиками и пятачками. Имена у них тоже похожи.
- Как их звали? (Наф-Наф, Нуф-Нуф, Ниф-Ниф. )
- Одинаково ли звучат первые звуки в словах Наф, Ниф? Какой первый звук в их именах? ([н], [нь])
Повторение характеристики звуков [н], [нь].
2. Упражнение на развитие силы голоса, речевого дыхания и слухового внимания. «Запомнить и повторить» (с разной интонацией, громкостью, с изменением высоты голоса)
Дети на одном выдохе воспроизводят ряд слов (пропевают):
Наф – Нуф – Ниф (высоко)
Нуф – Ниф – Наф (низко)
Ниф – Наф – Нуф (снизу вверх)
- Весело жили поросята, резвились на поляне, грелись на солнышке, нежились в лужах. Ребята, покажем, как поросята резвились на поляне.
3. Упражнения на различные виды ходьбы. Ходьба под музыку в колонне по одному со сменой направления движения – акцент. Ходьба на носочках и на пяточках, сужение и расширение круга. Ходьба «Змейкой».
Ещё поросята нежились в теплых лужицах. Посмотрите какая перед нами большая лужа.
Игра «Перепрыгни лужицу»
- Но вот наступила осень. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. И наши поросята решили построить себе дома.
Массаж рук «Строим дом»
Целый день тук да тук,
Похлопывание ладонью правой руки по левой от кости к плечу
Раздается звонкий стук.
Похлопывание ладонью по правой руке
Молоточки стучат,
Поколачивание правым кулачком по левой руке от кисти по плечу
Строим домик поросят.
Поколачиваем кулачком по правой руке
Вот какой хороший дом,
Погладить ладонью левой руки от кисти к плечу
Как мы славно заживем.
Погладить ладонью правую руку
Будем песни распевать,
Веселиться и плясать.
Скользящие хлопки ладоней друг об друга (тарелочки)
Артикуляционная гимнастика
Для установки стен взяли молоточки. Вот как молоточки стучали…
«Молоточек»: улыбнуться, открыть рот и постучать звуком «д-д-д» сначала медленно, а потом быстрее. Нижняя челюсть неподвижна.
В стене сделали большие светлые окна. Вот такие…
«Окошко»: открыть широко рот.
Когда стены и потолок были готовы, мы решили их покрасить. Покрасим потолок…
«Маляр»: улыбнуться, открыть рот и погладить широким кончиком небо, делая движения вперед-назад, как маляр красит кистью потолок. Нижняя челюсть неподвижна.
А теперь окошки и стены выкрасим…
«Красим окна»: облизать губы.
«Покрасим стены»: языком водить внутри щек.
На крыше дома выложили вот такую трубу…
«Труба»: губы вытянуть широкой трубочкой.
Вымыли полы…
«Моем полы»: улыбнуться, открыть рот, кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами.
Когда в доме стало чисто, повесили красивые шторы. Вот такие…
«Шторы»: улыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить за бугорки за верхними зубами. Удерживать в таком положении.
Основная часть.
1. Упражнение на развитие фонематического слуха и формирование лексико-грамматического строя речи.
-Весёлые поросята построили разные дома.
- Ниф-Ниф построил свой домик из соломы, значит у него домик какой? (соломенный) Задания даются от имени поросят.
- Ниф-Ниф просит вас повторить так, как он стучал молоточком. А
молоточком он стучал вот так:
ни – ни – Ни
- Нуф-Нуф построил свой домик из веток и тонких деревьев, значит у него домик (деревянный)
Он стучал молоточком вот так:
Ну – ну – ну
- Наф-Наф построил свой домик из чего? (из камней)
- И у него домик получился какой? (каменный)
Он стучал своим молоточком вот так:
на – На – на
2. Дифференциация звуков [н], [нь].
а) «Пальчиковая зарядка» (развитие мелкой моторики пальцев рук, речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе целой фразы)
- Поросята часто весело напевали: (Песенка трёх поросят.)
Нам не страшен серый волк.
1+2 1+3 1+4 1+5
Серый волк, серый волк!
1+2 1+3 1+4 1+5
Где ты ходишь, глупый волк,
1+2 1+3 1+4 1+5
Старый волк, страшный волк?
1+2 1+3 1+4 1+5
б) Воспитание эмоциональной выразительности мимики.
- Бродивший по лесу волк услышал смелую песенку поросят и выскочил на полянку. Изобразите сердитого злого волка.
- Поросята испугались – а сейчас изобразите, как было страшно поросятам.
Дети с интонацией испуганных поросят произносят: «Ой-ой-ой!»
- Со всех ног они пустились наутек. Волк за ними.
в) – Бегут (бег на месте) поросята, визжат на весь лес. На пути большая яблоня. Яблоня ветками машет, поросят не пропускает, говорит: «Потерялись звуки [н], [нь] у меня в словах. Найдите их».
те… апельси… ко… пе…
осе… бана… сока стака… бараба…
Дети добавляют звуки [н], [нь] и поднимают сигнальные фонарики (синий или зеленый)
- Подняла яблоня свои ветки и пропустила поросят. А волк налетел на яблоню, засыпала его яблоня яблоками. Еще сильнее разозлился волк.
г) – Бегут поросята дальше, сверкая пятками, поднимая тучи пыли. А на пути канава. Не обойти, не перепрыгнуть.
Ну-ка, стойте, поросятки!
Куда бежите без оглядки?
Мостик через канаву построите
И пройдете вперед
Если скажите слова наоборот.
- Подберите «слова наоборот», начинающиеся на звуки [н], [нь].
Дети несут по клавесе и подбирают антонимы к словам:
день - … земля - …
высоко - … верхний -…
налево - … вылить - …
вперёд - … снять - …
аккуратный - … спрятать - …
старый - … конец - …
- Мостик готов. Поросята побежали дальше: от страха носы пересохли, каждая щетинка дрожит.
3. Пальчиковая гимнастика. «Замок»
- Бегут поросятки, от страха тоненькие хвостики мелко дрожат. (Дети бегут по кругу)
- Подбежали к каменному домику Наф-Нафа, да замок не могут открыть.
На двери висит замок.
Кто его открыть бы мог?
Потянули, покрутили
Постучали и открыли!
- Замок открылся. Бросились поросята в дом. Быстро закрыли дверь на засов. Подбежал серый злодей к дому. Стал на дверь дуть. Покажите, как волк дул.
4. Развитие физиологического дыхания. «Дуем, дуем» (2 раза)
5. Развитие чувства ритма. (Воспитание чувства ритма, умения передать с помощью кубиков простой ритмический рисунок) «Постучим».
- Стал волк стучать в дверь. (кубики)
I II; I III; II II; I II I; III I; III III I; II I II; III III; I III I
- Царапал когтями стены, ничего поделать не смог и убрался восвояси. А поросята радостно запели песенку.
Песня «Были в баньке свинки» А. Пинегина
1. Были в баньке свинки,
Намывали спинки. (стоят друг за другом, трут соседу спинку)
Ну а после в душе
Намывали уши. (трут ушки)
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (играют в ладушки)
2. До чего же хороши.
Все намыли пятачки. (трут носик)
Завелись хвосточки, (виляют «хвостиками»)
Словно как крючочки.
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (играют в ладушки)
3. Как намылись из ушат,
Так из баньки не спешат. (Пружинка)
После с пылу с жару
Сели к самовару. (каблучок)
Припев: Уж, такие душечки
После баньки хрюшечки. /2 р. (кружатся парами-лодочка)
Итог занятия.
- Помогая поросятам, какие звуки мы старались услышать, различать и находить в словах? (Н, Нь)
- Ребята, вы хорошо потрудились и прошли все испытания, которые выпали на долю трёх поросят. Пора немного и отдохнуть.
Релаксация
Дети по схеме в виде домика укладываются на полу, закрывают глаза и слушают спокойную музыку.