Виктория Волгина
Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки «Теремок»
▼ Скачать + Заказать документы
Занятие по логоритмике для детей группы старшего дошкольного возраста комбинированной направленности для детей с ТНР 5-6 лет по мотивам русской народной сказки «Теремок».
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Знакомить детей с различными видами интонации (тихо-громко, низко-высоко);
Публикация «Конспект логоритмического занятия по мотивам русской народной сказки „Теремок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- «Теремок». Все материалы на сказочную тему
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
- Активизировать и закреплять знания детей по лексическим темам «Дикие животные», «Домашние животные»;
- Учить выполнять движения под музыку в сочетании с речью;
- Формировать понятие "дружба", "взаимовыручка".
Коррекционно-развивающие:
- Развивать тонкую, общую и артикуляционную моторику, пантомимику, речевое дыхание, фонематический слух, зрительное и фонематическое внимание, мелодико – интонационную сторону речи, чувство ритма, музыкальный слух, слухо – двигательную координацию, выразительность движений, способность переключаться с одного вида деятельности на другой.
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитывать любовь к художественной литературе и музыке;
- Воспитывать уважение друг к другу;
- Создавать у детей положительную установку на занятия.
Оборудование: Презентация-иллюстрация сказки «Теремок», маракасы, клавесы.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских народных инструментов по выбору и встают в круг.
Игра-приветствие «Здравствуй, говори!» (муз. и сл. С. Коротаевой)
Зашагали ножки весело по кругу Шагают по кругу/или в рассыпную
Привели нас ножки по дороге к другу Находят себе пару, смотрят друг на друга
Припев:
Раз, два, три, здравствуй, говори!
Раз, два, три руку мне пожми.
На раз, два, три хлопают в ладоши
Хлопают в ладоши и пожимают друг другу руки
Побежали ножки весело по кругу Побежали по кругу или в рассыпную
Привели нас ножки по дороге к другу Находят себе пару, смотрят друг на друга
Припев:
Раз, два, три, головкой поклонись
Раз, два, три, мило улыбнись
Три хлопка, кивают головой
Три хлопка, улыбаются
Поскакали ножки весело по кругу Поскоками по кругу или в рассыпную
Привели нас ножки по дороге к другу Находят себе пару, смотрят друг на друга
Припев:
Раз, два, три хлопай веселей
Раз, два, три, обнимись скорей!
Хлопают
Три хлопка, обнимаются
Логопед: Ребята. А вы любите сказки? (Да) Хотите попасть в неё? (Да)
Тогда отправляемся в путь.
А чтоб было веселей,
Клавесы возьмем скорей.
Упражнение «Топ-топ, мы идем» с ритмическими палочками
(И. Костичева, часть 1, стр. 115)
Топ-топ-топ-топ Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)
Мы идем, мы идем. Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)
Топ-топ-топ-топ Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)
Мы поем, мы поем. Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)
Та-та-та-та,
Ти-ти-та, ти-ти-та
Та-та-та-та,
Ти-ти-та, ти-ти-та 4 удара палочками друг о друга (I-I-I-I)
Удары по полу одновременно двумя палочками: 2 коротких звука чередуются с длинным (II-I, II-I) (повтор 2 раза)
Топ-топ-топ-топ. Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)
Мы идем, мы идем. Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)
Топ-топ-топ-топ Стучат палочкой по полу поочередно правой и левой рукой (I-I-I-I)
Мы поем, мы поем. Стучат палочками 2 раза друг о друга, а затем один раз одновременно обеими руками по полу (II-I, II-I)
Упражнение на общую моторику «Теремок».
Задачи: развитие общей моторики, координация движения рук.
Стоит в лесочке теремок.
Он не низок, не высок (присели, руки вниз – встали, руки вверх).
Вот с такою крышей (ладошки над головой в виде крыши).
Вот с такими стенами (ладошки около щечек).
Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).
Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)
И вот с таким замком (сцепили ручки «замком»).
Логопед: Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается.
Пальчиковая гимнастика «Мышка».
Задача:развитие мелкой моторики.
Мышка в терем пробралась, (Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась. (Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит, (Делаем пальчиками колечко)
Кто-то к терему спешит! (Прикладываем ручки к голове, как ушки и шевелим пальчиками)
Логопед: Скачет к теремочку лягушка-квакушка.
Артикуляционная гимнастика
Задача: развитие артикуляционной моторики, улучшение координации и переключаемости речевого аппарата.
1) Упражнение «Улыбка» - Широко улыбнуться, зубы сомкнуть (5 сек).
2) Упражнение «Змейка» - Рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь, сделать узким (так, будто хотим поставить им точку). Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать вглубь рта. Двигать языком в медленном темпе (5 раз).
3) Надуваем щеки
Логопед: Спрашивает лягушка-квакушка:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Педагог: Скачет мимо зайчик–попрыгайчик.
Чередование упражнения с шейкером и артикуляционного упражнения «Заяц грызет» (И. Костичевой, стр. 43) на мелодию рус. нар. песни «Как под горкой»
Упражнение «Заяц грызет»: поочередно надувать правую, затем левую щеку, удерживая за каждой щекой воздух по 3-5 сек. или имитация жевания.
Под сосною: шум-шум-шум Ритмично потряхивают маракасом 3 раза
За кустами: хрум-хрум-хрум Ритмично потряхивают маракасом 3 раза
То кору грызет дружок,
Длинноухий русачок. Ритмично потряхивают маракасом на каждый ударный слог
Музыкальное сопровождение Артикуляционное упражнение «Заяц грызет»
Под березой: шум-шум-шум Ритмично потряхивают маракасом 3 раза
За пенечком: хрум-хрум-хрум Ритмично потряхивают маракасом 3 раза
То сушеною травой
Угощается косой. Ритмично потряхивают маракасом на каждый ударный слог
Музыкальное сопровождение Артикуляционное упражнение «Заяц грызет» (Поочередно надувают щеки- "полоскание")
Логопед: Остановился зайчик и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик - попрыгайчик.
- Эх, зайчишка удалой,
Поиграем мы с тобой!
Хороводная игра «Заинька»
Русская народная песня (И. Костичева, стр. 44)
Выбирают водящего-Заиньку. Дети стоят в хороводе, Заинька -в центре
Заинька, походи,
Серенький, походи. Идут хороводным шагом, Заинька в центре круга
Вот так, вот так, походи!
Вот так, вот так, походи! Дети останавливаются, хлопают в ладоши. Заинька идет по кругу вдоль хоровода
Заинька, топни ножкой,
Серенький, топни ножкой. Дети ритмично топают правой ногой, Заинька смотрит
Вот так, вот так, топни ножкой!
Вот так, вот так, топни ножкой! Дети хлопают в ладоши, Заинька топает правой ногой.
Заинька, попляши,
Серенький, попляши. Дети выставляют на пятку правую, затем левую ногу. Заинька смотрит.
Вот так, вот так, попляши!
Вот так, вот так, попляши! Дети хлопают в ладоши, Заинька выставляет на пятку правую, затем левую ногу.
Заинька, поклонись,
Серенький, поклонись. Дети выполняют наклоны вперед, Заинька смотрит.
Вот так, вот так, поклонись!
Вот так, вот так, поклонись! Дети хлопают в ладоши, Заинька выполняет наклоны вперед.
Логопед: Стали они втроем жить. Идет мимо лисичка-сестричка, пылинки с шубки сдувает.
Массаж спины «Хитрая лисичка». Мелодия русской народной песни «Ах ты, хмель, мой хмелек» (И. Костичева, стр. 43)
Дети стоят друг за другом так, чтобы дотягиваться ладонями до спины впереди стоящего ребенка.
Хитрая лисичка,
Рыжая сестричка.
Музыкальный проигрыш Дети гладят ладонями вверх-вниз по спине впереди стоящего ребенка
К зиме шубку поменяла.
Еще краше, ярче стала.
Музыкальный проигрыш Дети растирают спину впереди стоящего ребенка легкими круговыми движениями
Рыщет между кустиков,
Ищет мышек вкусненьких.
Музыкальный проигрыш Дети растирают спину впереди стоящего ребенка ребрами ладоней (вверх-вниз)
Хвостиком виляет,
Следы заметает.
Музыкальный проигрыш Дети гладят спину впереди стоящего ребенка (движения легкие, волнообразные)
Логопед: Постучала лиса в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик - попрыгайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка - сестричка.
— Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
МР: Бежит волчок - серый бочок. Злой и голодный. Головой вертит, по сторонам смотрит. Думает, чего бы съесть?
Дыхательное упражнение «Волк»
Дети спокойно вдыхают. Дети задерживают дыхание, слушают текст, который произносит взрослый. Дети произносят на длинном речевом выдохе звуки.
Куст осенний задрожал. Ххххххххххххх
Волк голодный прибежал. Ууууууууууууу
Головою повертел, Ииииииииииии
Глазами посмотрел, Ооооооооооооо
Пасть распахнул, Аааааааааааааа
Песню затянул. Ууууууууууууу
Логопед: Заглянул волк в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок. Пустите меня к себе жить.
Влез и волк в теремок. Стали они жить впятером.
Логопед: Вдруг идет медведь косолапый.
Речедвигательное упражнение «Мишка косолапый». (С. и Е. Железновы).
Задачи: выработка умения сочетать речь с движением.
Мишка косолапый
По лесу идет. (Идем на месте, переваливаясь с ноги на ногу)
Шишки собирает,
В корзиночку кладет. (Собираем воображаемые шишки)
Шишка отскочила -
Прямо мишке в лоб! (Бьем себя рукой по лбу)
Мишка рассердился,
И ногою – топ! (Топаем ногой)
Логопед: Увидел медведь теремок, остановился и заревел вовсю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый. Хочу с вами жить! И полез медведь на крышу. Только уселся — трах! — развалился теремок.
Еле-еле успели из него выскочить зверушки, все целы и невредимы. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Еще лучше построили!
Песня «Без игрушек нам нельзя» сл. и муз. Н. Б. Караваевой (текст слегка переделан)
1. Мы построим новый дом
С крышей и трубою. (стучат кулачками друг о друга)
Чтоб зверюшки жили в нем
Дружною семьею.
Припев:
Раз-два, раз-два (хлопают ритм в ладоши)
Вот четыре этажа.
Раз-два, раз-два (хлопают ритм в ладоши)
Вот и крыша, и труба. (складывают руки домиком над головой)
2. Веселятся все зверюшки
Утром, вечером и днем. (пружинка)
Ну, а ноченька приходит-
Мы в кроватки спать пойдем. (ладошки под щечку)
Припев:
Бай-бай, бай-бай (ладошки складывают под щечку)
Поскорее засыпай.
Бай-бай, бай-бай
Поскорее засыпай.
3. Ночь прошла, и снова вместе (шагают на месте)
Собрались друзья опять.
Не хотим стоять на месте (каблучок)
Будем дружно танцевать.
Припев:
Ля-ля, ля-ля-ля (прохлопывают ритм)
Ссориться никак нельзя. (грозят пальчиком)
Ля-ля, ля-ля-ля (прохлопывают ритм)
Мы звериная семья. (берутся за руки)
Логопед: Вот и сказочке конец. А кто слушал – молодец! Пора нам в сад воз-вращаться. Скажем волшебные слова:
«Раз-два-три-четыре-пять
В сад вернемся мы опять» (дети кружатся на месте)
Релаксация.
Дети лежат на ковре и восстанавливают дыхание: плавный вдох и выдох через нос. Звучит спокойная музыка.
Рефлексия:
1. В какой сказке мы сегодня побывали? (Теремок)
2. Кто автор этой сказки? (Народ)
3. Сколько всего героев в сказке? Перечислите их. (Всего - 6 : мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-попрыгайчик, лисичка сестричка, волчок-серый бочок, и медведь).
4. В этой сказке звери злые? (нет)
5. Какой вопрос задавал каждый герой прежде, чем поселиться в домике? (кто-кто в теремочке живет? Кто-кто в невысоком живет)
6. А зверей можно назвать вежливыми? (да, они вежливо общались и спрашивали разрешения пожить)
7. А дружными можно их назвать? (да, потому что после того, как сломался дом, они вместе дружно стали строить новый дом)
8. А в настоящей жизни могут вместе жить эти звери? (нет, потому что лиса и волк хищники, едят зайцев)
Логопед: Ребята, понравилось вам наше путешествие? Мы рады.
А сейчас вам пора возвращаться в группу. Попрощайтесь с нашими гостями.
Музыкальное прощание «Мы и пели, и плясали»
Дети под русскую народную мелодию выходят из зала.