Виктория Волгина
Конспект логоритмического занятия по мотивам сказки «Колосок»
Конспект занятия по логоритмике по мотивам сказки «Колосок»
Цель: Преодоление речевого нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- продолжать учить выполнять упражнения в соответствии с текстом;
- учить детей изменению силы и высоты голоса;
- закреплять знания по лексической теме «Хлеб, хлебобулочные изделия»;
- формировать правильное звукопроизношение и развивать фонематический слух;
- автоматизация звука [ч] в чистоговорках, словах, словосочетаниях;
- закреплять умение выполнять ритмический рисунок под музыку
Коррекционно – развивающие:
- развитие артикуляторно – жевательных мышц, мимической моторики;
- развитие общей и мелкой моторики, координации движений, ориентации в пространстве;
- развитие чувства ритма, темпа, певческих способностей;
- активизация всех видов памяти и внимания;
- развитие творческого воображения.
Коррекционно – воспитательные:
- Воспитывать умение переключаться с одного вида деятельности на другое;
- воспитывать эмоциональную отзывчивость, интерес к участию в коллективной музыкально-игровой деятельности;
- воспитывать в детях доброжелательность, коммуникативные качества личности.
Материал: Шапочки персонажей сказки «Колосок», деревянные ложки по количеству детей, клавесы, атрибуты к сказке (колосок, зерно на подносе, мешок «с мукой», поднос с пирожками).
I. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
1. Заходим в музыкальный зал.
Дети входят в зал, красиво тянут носочек, под негромкое звучание украинской народной песни «Веселые гуси» и становятся вкруг.
Муз. рук: Ребята, скажите, а вы знаете откуда хлеб берется? А пословицы о хлебе знаете? Из чего делают хлеб? Правильно из колосьев. А сказку про колосок знаете? Давайте, совершим путешествие в эту сказку и вспомним как было дело! Хотите?
В одной деревушке
В маленькой избушке
Жили Петя-петушок — Золотой гребешок
Да два мышонка-шалуна,
Два ленивых балуна.
Петя на заре вставал,
Громко песню запевал.
И здоровался:
2. Приветствие: «Здравствуй» говори! (С. Коротаева).
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Логопед: А колоски тем временем подрастали:
1. Упражнение на развитие координации движений «Колоски»
По весне поле вспахали, Дети делают скользящие движения ладоней друг о друга.
Зерном поле засевали. «сеют», перемещая руки вперед
Солнце припекает, Перекрестив ладони, раздвинув пальцы, поднимают руки вверх.
Землю согревает. Опускают постепенно руки, делая пружинящие движения ладонями, раскрытыми к полу.
Высоко поднялись колоски, Поднимаем руки вверх,
К солнышку тянутся они. подняться на носки.
Ветер налетает, Покачивают руками над головой.
Колоски качает.
Вправо пригнулись. Наклоны корпуса вправо и влево.
Влево качнулись.
А как дождичек идет Медленно опускают руки, быстро шевеля пальчиками.
Рожь водицу пьет и пьет. Складывают ладошки чашечкой и подносят ко рту «пьют»
Вот какая нива! Поднимают руки вверх, пальцы раздвинуты.
До чего ж красива! Фонарики
2. Инсценировка №1
Логопед: Однажды Петушок подметал двор и нашел колосок.
Петушок: Эй Круть, Верть! Идите сюда, посмотрите, какой я колосок нашел!
Мышата: Надо его обмолотить!
Петушок: А кто молотить будет?
Мышата: Только не я! Только не я!
Петушок: Видно мне придется. (уносит колосок).
Логопед: А мышата тем временем веселились да на ложках играли.
Игра на ложках «Ложки-поварешки»
3. Инсценировка №2.
Заходит Петушок с мешком.
Петушок: Эй Круть, Верть! Посмотрите сколько я зерна намолотил!
Мышата: Надо его на мельницу отнести муку смолоть!
Петушок: А кто на мельницу понесёт?
Мышата: Только не я! Только не я!
Петушок: Видно мне придется. (уносит мешок).
Логопед: Ушёл Петушок работать. А как же Петушок работал?
Чистоговорки на «Ч»:
Чу-чу-чу – я зерно молочу. (Дети стучат кулаками друг о друга)
Чу-чу-чу – жернова кручу. (Потирают ладони друг о друга вращательными движениями).
Чу-чу-чу – муку получу. (Щелкают пальцами).
Ач-ач-ач – испеку калач. («Пекут пирожки» то одна рука сверху, то другая).
Чо-чо-чо – в печке горячо (Попеременно вытягивают руки вперёд, разворачивая ладони от себя– прижимают руки к груди).
Логопед: А мышата тем временем отдыхают с язычком играют:
Биоэнергопластика. Под музыку.
4. Инсценировка №3.
Заходит Петушок с мукой.
Петушок: Эй Круть, Верть! Посмотрите сколько я муки намолол!
Мышата: Ай да Петушок! Ай да молодец! Надо теперь тесто заместить, пирогов напечь!
Петушок: А кто будет тесто месить, пироги печь?
Мышата: Только не я! Только не я!
Петушок: Видно опять мне придется. (уносит мешок).
Логопед: Ушёл Петушок работать. А тут дождик пошел и решили мышата на клавесах поиграть, пока дождик идет.
Логопед: слушали мышата дождичек и подыгрывали капелькам:
5. Инсценировка №4.
Заходит Петушок с пирогом
Логопед: Постряпал Петушок пироги, а аромат какой, мышата тут как тут! Прибежали и первыми за стол уселись.
Мышата: Как же я проголодался! Как кушать хочется!
Петушок: Подождите! (грозит пальчиком). Кто колосок нашёл?
Мышата: Ты нашел! (Громко)
Петушок: А кто его смолотил?
Мышата: Ты смолотил. (Потише)
Петушок: А кто зерно на мельницу отнес, муку смолол?
Мышата: Ты, Петушок. (Еще тише)
Петушок: А кто тесто замесил? Дрова наколол? Печь истопил? Пироги испек?
Мышата: Все ты, все ты. (Совсем тихо)
Петушок: А есть кто будет!
Мышата опускают головы и молча выходят из-за стола.
Логопед: Но потом Петушок простил мышат, и они с тех пор стали жить дружно и всегда вместе работали и выручали друг друга!
Игра «Бай, качи-качи» (русская народная прибаутка)
Дети встают в два круга, в центре которых лежит по калачу (муляжи). Неподалеку за кустом прячутся один-два грача (дети в шапочках)
Дети, держась за руки, двигаются по кругу топотушкой.
Останавливаются, беспокойно смотрят, поднимают руки вверх.
Жалуются друг другу, руки у щечек, качают головой
Присаживаются, обхватив голову руками, закрывают глаза
Грачи с криком переносят калачи на другое место. На счет «Раз, два, три -ищи калачи!» дети быстро ищут свой калач и встают в круг. Игра повторяется.
III. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
Упражнение на снятие мышечного тонуса и расслабление, дети по схеме в виде колоска располагаются на полу, закрывают глаза и слушают спокойную музыку.
Рефлексия:
1. В какой сказке мы побывали?
2. Давайте повторим все этапы "Как хлеб на стол пришел?" (загибают пальчики)
3. Почему Круть и Верть вышли из-за стола?
Подвести детей к пониманию: для того, чтобы что-то получить, нужно потрудиться.