Ольга Бычкова
НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР подготовительной группы «Защитники Отечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Организовать деятельность, направленную на коррекцию и формирование навыков словоизменения.
Образовательные задачи:
Формирование представления о российской армии и профессиях военных, о почётной обязанности защищать Родину.
Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Защитники Отечества» (армия, солдат, офицер, Родина, граница, защита, работа, труд, профессия, военный, пограничник, лётчик, танкист, моряк, бескозырка, форма, оружие, техника; охранять, защищать, любить, трудиться, служить, победить; трудный, опасный, интересный, нужный, опасный, почётный, полезный, внимательный, умный, храбрый, отважный, спортивный; осторожно, умело, ловко,).
Публикация «НОД по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи детей с ТНР подготовительной группы „Защитники Отечества“» размещена в разделах
- День защитника Отечества. 23 февраля
- День защитника. Конспекты занятий к 23 февраля
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Совершенствование синтаксической стороны речи (составление предложений по картинкам, распространение предложений).
Развивающие задачи:
Развитие диалогической речи, речевого слуха, зрительного внимания.
Развитие мышления, памяти, тонкой и общей моторики.
Воспитательные задачи:
Воспитание инициативности, самостоятельности, ответственности, навыков сотрудничества.
Формирование положительной установки на участие в занятии.
Воспитание любви к Родине.
Оборудование: Демонстрационное панно, картинки: матрос, пехотинец, лётчик, танкист, парашютист, пограничник с собакой, самолёты, вертолёт, ракетная установка. Разрезные картинки «Военная техника», картинки для счёта «танки».
Методические приёмы: игровые (дидактические игры, словесные (объяснение, вопросы, художественное слово, наглядные (пособия, картины, практические (творческое выполнение заданий с пособиями)
Предварительная работа:
Беседы о службе пап и дедушек в армии. Рассматривание армейских фотографий.
Слушание и разучивание стихотворений, отгадывание и заучивание загадок об армии, солдатах, военной технике. Оформление стенда «Мой папа – солдат» (с фотографиями родных). Чтение Б. Никольский «Солдатская школа», «Военная косточка», Е. Благинина «Шинель», К. Ваншенкин «Пограничник», «Матрос», А. Митяев «Сегодня праздник», «Книга будущих командиров».
Ход занятия:
1. Организационный момент: Логопед: Ребята, какое сейчас время года? (Сейчас зима). Какое время года было до зимы? (До зимы была осень). Какое время года наступит после зимы? (После зимы наступит весна). Какой сегодня день недели? (Сегодня). Какой сейчас зимний месяц? (Сейчас февраль). Февраль – это последний зимний месяц. Назовите все зимние месяцы.
Логопед: Мы с вами знаем много загадок. Вспомните загадки об армии, военной технике.
2. Работа с загадками «Отгадай загадку, объясни, что помогло тебе её отгадать» (Побуждать ребёнка к рассуждениям, мотивации своего выбора и правильному построению ответа.)
Большая птица, стальная птица,
За облака сейчас умчится.
Отважный лётчик её ведёт,
А птица эта - ….(самолёт).
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ….(вертолёт).
Под водой железный кит,
Днём и ночью кит не спит.
Не до снов тому киту.
Он днём и ночью на посту. (подводная лодка)
Не трактор, а с гусеницами,
Не крепость, а с башней,
Не ружьё, а с дулом. (танк)
Молодцы, громко и с выражением вы читали загадки, это тоже помогло нам.
3. Объявление темы занятия.
Логопед: Ребята, через несколько дней наступит праздник, который называется «День защитников Отечества». Защита Родины – это почётная обязанность граждан страны. Сильные, умные, храбрые мужчины служат в Армии, управляют военной техникой. И сегодня нас ждут игры и задания, выполнить которые помогут наши знания, ум, сноровка, внимание.
Для того, чтобы интересно ответить на эти вопросы, мы вспомним, что читали о солдатах и офицерах в детских книжках, рассмотрим интересные картинки, поиграем в увлекательные игры. Старайтесь быть внимательными, находчивыми. Как мы будем говорить? Давайте вспомним наше правило:
Каждый день всегда, везде
На занятиях, в игре
Громко, чётко говорим,
Никогда мы не спешим.
4. Беседа о защитниках Родины с рассматриванием картинок (Развитие синтаксической стороны речи).
Логопед: Посмотрите на картинки. Расскажите, что делают люди, изображённые на них.
Ребёнок: Пограничник с собакой охраняет границу.
Ребёнок: Танкист стоит около танка.
Ребёнок: Лётчик управляет самолётом.
5. Игра «Кто защищает Отечество?» (закрепление названий военных профессий).
Рассмотрите воинов – защитников Родины на картинках. Надо назвать профессии по образцу (образование имён существительных с помощью суффиксов):
- чик - ист
Автомат – автоматчик танк – танкист
Вертолёт – вертолётчик парашют – парашютист
Ракета – ракетчик артиллерия – артиллерист
Разведка – разведчик
Пулемёт - пулемётчик
6. Игра с мячом «Один - много» (образование существительных родительного падежа множественного числа):
Один самолёт – много самолётов один солдат – много солдат
Одна ракета – много ракет один танк – много танков
7. Д/и «Скажи много» (образование существительных родительного падежа множественного числа):
Военный самолёт – военные самолёты боевой корабль – боевые корабли
Быстрая ракета – быстрые ракеты взлётная полоса – взлётные полосы
Смелый солдат – смелые солдаты железная каска – железные каски
8. Д/и «Сосчитай до 10» (согласование числительных с существительными):
Один танк, два танка, три танка, четыре танка, пять танков, ….десять танков;
9. Пальчиковая гимнастика «Солдат» (ладони сомкнуты, безымянные пальцы – мама; средние – папа; указательные – солдаты):
Ночь, в избе все спят. (Ладони сомкнуты)
Раздаётся стук:
- Тук – тук - тук! (Постучать указательными пальцами)
- Кто там? (Постучать мизинцами)
- Два солдата пришли переночевать (Постучать указательными пальцами)
- Спросим у мамы (Постучать мизинцами)
- Мама, мама
- Что дети? (Постучать безымянными мизинцами)
- Два солдата просятся переночевать (Постучать мизинцами)
- Спросите у папы! (Постучать безымянными мизинцами)
- Папа, папа! (Постучать мизинцами)
- Что, дети? (Постучать средними пальцами).
- Два солдата просятся переночевать! (Постучать мизинцами)
- Пустите! (Постучать средними пальцами).
- Заходите! (Постучать мизинцами)
- Ах, какая благодать, (Постучать указательными пальцами)
Что пустили ночевать!
10. Презентация «Что делает? Что делают?» (Различение глаголов несовершенного вида единственного и множественного числа):
Защищает – защищают, летит – летят, идёт – идут, охраняет – охраняют, бежит – бегут, стреляет – стреляют, спасает – спасают, любит – любят;
11. Д/и «Ещё лучше» (образование сравнительной степени прилагательных):
У старшего брата руки сильные, а у солдата ещё сильнее.
Катер большой, а корабль больше.
Автомат тяжёлый, а пушка тяжелее.
Пулемёт мощный, а танк мощнее.
12. Д/и «Скажи наоборот». (Активизировать употребление слов с противоположным значением).
Далеко – близко, высоко – низко, лёгкий – тяжёлый, медленный – быстрый, кривая – прямая, толстая – тонкая, чистая – грязная, храбрый – трусливый, громко – тихо, …
13. Д/и «Составь предложение» (Составление предложений с предлогами):
Самолёты – небо (Самолёты летят в небе).
Пограничник – собака (Пограничник служит с собакой).
Артиллерист - пушка (Артиллерист стреляет из пушки).
Танкист – танк (Танкист едет в танке).
Танк – самолёт (Танк выезжает из самолёта).
Моряк – корабль (Моряк служит на корабле).
14. Д/и «Кто (что) лишний и почему?». (Развиваем мышление и связную речь).
• Лётчик, танкист, теннисист (Лишний «теннисист», т. к. он спортсмен, а лётчик и танкист – военные профессии).
• Пехотинец, ракетчик, автомат (Лишний «автомат», т. к. это оружие, а пехотинец и ракетчик – это военные профессии).
15. Д/упр. Объяснение смысла пословиц, поговорок (Развитие внимания, мышления):
Хорош грибок белый. А солдат умелый.
От военной науки крепнут разум и руки.
16. «Обведи по точкам кораблик» (Развитие мелкой моторики).
17. Итог занятия. (Оценка работы детей.)
Дети, вспомните все задания, которые мы выполняли. Расскажите, какие игры понравились больше всего.