Анастасия Шмыгина
Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ в 1 классе «Звук [А] и буква «А»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по обучению грамоте детей 1 класс С ОВЗ
Звук и буква А
Цель: систематизировать знания детей о гласном звуке и букве А.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- учить выделять гласный звук [A] и обозначать его буквой.
Коррекционно-развивающие:
-формирование фонематического слуха и восприятия, звуко-буквенный анализ и синтез слогов.
-закрепить понятия гласный звук.
-автоматизировать звук [A] в слогах, словах, предложениях.
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей с ОВЗ в 1 классе „Звук [А] и буква „А“» размещена в разделах
- Буква А и звук [А]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1-4 классы
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
-развитие мышления на основе отработки операций анализа и синтеза, внимания на основе формирования способности к распределению.
-развитие кинестетических ощущений общей, мелкой, артикуляционной моторики.
Коррекционно-воспитательные:
-формирование положительной установки на участие в занятии, усидчивости,умении слушатьучителя и детей, воспитание доброжелательного отношения в детском коллективе.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед : Ребята посмотрите внимательно на картинки, какой звук чаще всего встречается в названии этих предметов.
Словарный запас: антенна, автобус,аист,арбуз,акробат,апельсин.
2. Артикуляция и характеристика звука А.
Логопед показывает сюжетную картинку. «Девочка качает куклу». Широко рот открываем куклу ласково качаем: «А-А-А».
Дети произносят сначала хором, затем индивидуально с разной силой голоса.
3. Работа с зеркалом
[А] - рот широко открыт, язык лежит на дне ротовой полости, воздух во рту не встречает преграды. Логопед дает обобщающие понятие: «Гласные звуки - поют,танцуют, не встречают преград. Согласные на все натыкаются, на все спотыкаются. Согласные встречают преграду в виде губ,зубов,языка.
Дети делают вывод о том, что [А] - гласный звук, так как воздух во рту не встечает преграды, мы его можем пропеть. Символ звука [А] - большой красный круг.
4. Хлопни в ладоши, если услышишь звук [А]
[У],[О],[А],[Ы],[А],[М],[О],[Ф],[А][О]
5. Дидактическая игра «Определи место звука в слове»
Логопед раздает картинки, дети должны определить позицию звука в слове.
(первый, последний, средний)
Слова: аист, арбуз, аквариум, апельсин, астра.
6. «Слова на А»
Цель: формирование чувства ритма.
Дети проговаривают стихотворение с отстукиванием ритма.
Астра, азбука, айва начинаются на А.
И кончаются на А астра, азбука, айва.
Упражнение «Назови первый звук [А]»
Цель: выделение звука [А] в начале слова под ударением.
Дети сначала вместе с логопедом (сопряженно, а затем самостоятельно (отраженно) произносят слова, растягивая первый ударный звук [А] в слове.
Слова: астра, азбука.
Упражнение «На прогулке» (Т. Ю. Бардышева, Е. Н. Моносова)
Цель: развитие координации речи с движением.
Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Погуляем мы немножко, (дети водят хоровод)
Побежим мы по дорожкам, (бегают по кругу)
Ножками потопаем, (топают ногами)
Ручками похлопаем. (хлопают в ладоши)
А когда домой придем, (делают руками крышу над головой)
Свою обувь мы протрем. (имитируют мытье рук)
7. Дидактическая игра «Поймай звук [А]»
Цель: формирование умения выделять звук [А] в начале слова. Логопед называет слова, дети, услышав звук [А] в начале слова, хлопают в ладоши.
Слова: Аня, индюк, осень, уши, Африка, ананас, обруч, утюг,аквариум, антенна, Эдик, ослик, умный, азбука, искры,эхо,апрель
8. Дидактическая игра «Громко-тихо»
Цель: развитие силы голоса и длительного плавного выдоха.
Два ребенка стоят друг против друга. По сигналу логопеда дети начинают сначала тихо, затем громко тянуть гласный звук [А]. Дети следят за рукой логопеда : рука внизу — звук тихий, рука постепенно поднимается вверх -громкость увеличивается. Выигрывает ребенок, который на одном выдохе тянет гласный звук дольше.
9. Упражнение «Поем слова на А»
Цель: формирование умения выделять гласный звук в начале слова.
Оборудование: предметные картинки на звук [А].
Детям предлагаются предметные картинки на звук [А]. дети самостоятельно произносят слова, делая акцент на первом гласном звуке [А] : «А-а-а-а-ист» и называют первый звук.
10. Знакомство с буквой А.
Логопед демонстрирует иллюстрацию с изображением буквы А. Дети рассматривают ее.
Логопед читает стихотворение про букву А :
Вот два столба наискосок,
Между ними поясок.
Далее дети выполняют задания:
-определяют на что похожа буква А,
-считают количество элементов ее составляющих,
-прописывают букву в воздухе,
-выкладывают букву из счетных палочек,
-обводят трафарет буквы А, раскрашивают или заштриховывают красным карандашом,
-печатают в тетради строчку с буквой А.
Итог занятия.