Мария Семченко
Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме «Звук [Н]»
Цель: Познакомить детей со звуком [Н]
Задачи:
1) Коррекционно-образовательные:
- уточнить произношение звука [Н];
- научить характеризовать звук [Н] по акустическим и артикуляционным признакам;
2) Коррекционно-развивающие:
- развивать общую, мелкую, артикуляционную моторику детей;
- закреплять понятия «звук», «слог», «слово»;
- закреплять понятия «гласный», «согласный» звук;
- закреплять умение дифференцировать гласные звуки от согласных;
- развивать фонематические процессы;
- упражнять детей в определении места звука в слове;
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе по теме „Звук [Н]“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2022
- учить детей составлять звуковые схемы и анализировать их;
- развивать навыки звукового синтеза слова;
- учить составлять предложения по предметной картинке/ заданному слову;
3) Коррекционно воспитательные:
- воспитывать у детей умение выслушивать вопрос до конца;
- воспитывать усидчивость, уважение друг к другу, умение выслушивать ответы других детей до конца.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Здравствуйте ребята. Готовы заниматься? Как мы сидим во время занятия? Если хотите ответить, что нужно делать? Где наши ручки?
2. Развитие мелкой моторики. Пальчиковая гимнастика.
Давайте приготовим наши ручки к занятию (дети выполняют гимнастику, смотря на видео).
Вариант без видео:
В гости к пальчику большому (Выставляют вверх большие пальцы обеих рук. )
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (Поочерёдно называемые пальцы соединяют с )
Безымянный и последний. (большими на обеих руках одновременно. )
Сам мизинчик-малышок (Пальцы сжаты в кулак,)
Постучался на порог. (вверх выставляются только мизинцы. )
Вместе пальчики — друзья, (Кулаки стучат друг о друга. )
Друг без друга им нельзя. (Ритмичное сжимание пальцев в кулаки. )
3. Сообщение темы занятия, повторение пройденного материала.
Сегодня мы с вами продолжим знакомиться со звуками. Какие бывают звуки? (Неречевые/речевые: гласные, согласные) Чем гласные звуки отличаются от согласных? (гласные поются, воздух свободно проходит, не встречая преград, а согласные не поются, воздуху мешают проходить язык, зубы или губы).
Посмотрите, что изображено на доске? (лимоН, диваН, дельфиН)
Как думаете, с каким звуком мы сегодня познакомимся? (со звуком [Н])
Правильно, тема сегодняшнего занятия: звук [Н].
4. Уточнение акустико-артикуляционного образа звука.
Давайте вместе произнесем звук [Н]. Как мы его произносим? В каком положении губы? (губы растянуты в улыбке) Где язык? (кончик языка касается верхних передних зубов) Воздух проходит свободно или что-то ему мешает? (воздух не проходит свободно, ему мешают зубы и язык) Значит звук [Н] какой? (согласный). Каким цветом обозначим его? (синим)
Давайте определим, он звонкий или глухой? (дети прикладывают руку к горлу и произносят звук [Н] по подражанию, определяют, что горло «дрожит», значит звук звонкий.)
5. Развитие фонематического слуха.
Я буду произносить звуки, а вы хлопните, когда услышите звук [Н]: м, н, т, р, н, к, н;
Я буду произносить слоги, а вы топните, когда услышите звук [Н]: на, мо, ну, ас, он;
Теперь хлопните, если услышите звук [Н] в слове: мак, нос, кот, сон, дома, луна.
6. Игра «4-й лишний». Определение наличия звука в слове.
Что изображено на доске? (огурец, помидор, перец, лимон) Послушайте эти слова внимательно: огурец, помидор, перец, лимон.
Какое слово лишнее? Почему? (лимон, потому, что в нем есть звук [Н])
А здесь? (тыква, банан, абрикос, арбуз). Послушайте эти слова внимательно. Какое слово лишнее и почему? (банан, потому что в других словах нет звука [Н])
А сейчас что изображено? (батон, груша, вишня, яблоко). Какое слово лишнее, почему? (батон, потому что только в слове батон есть звук [Н])
Какие еще слова со звуком [Н] вы знаете? (ответы детей)
7. Физ. минутка (по видео)
Вариант без видео (движения в соответствии со стихом):
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.
8. Определение места звука в слове.
Возьмите картинки и карандаши. Что изображено на первой картинке? (носорог) Есть в слове «носорог» звук [Н]? Где? Значит закрашиваем какое место в схеме? (Есть, звук [Н] в начале слова, закрашиваем первый квадратик в схеме)
Что на второй картинке? (слон) Есть в этом слове звук [Н]? Где? Какое место в схеме закрасим?
Что на третьей картинке? (кенгуру) Есть звук [Н] в слове «кенгуру»? Где? Что закрасим?
9. Звуковой анализ слогов.
Возьмите свои квадратики. Красным квадратиком какие звуки будем обозначать? (гласные) А синим? (согласные)
Давайте составим схему слога НА. Какой первый звук? ([Н]) Он какой? (согласный) Какой квадратик положим первым? (синий)
Какой звук после Н в слоге НА? ([А]) Он какой? (гласный) Какой квадратик выложим следующим? (красный)
А теперь составим схему слога ОН. Какой звук первый? (звук [О]) Он какой? (гласный) Какой цвет будет у первого квадратика? (красный).
После [О] в слоге ОН что слышим? (звук [Н]) Он какой? (согласный) Какой квадратик выложим вторым? (синий)
10. Звуковой синтез.
Молодцы, со звуковыми схемами справились хорошо, а теперь задание для самых внимательных. Послушайте и постарайтесь угадать, что за слово получится из тех звуков, что я скажу.
Н - О - ЧЬ.
После правильного ответа на экране появляется изображение ночи.
11. Составление предложений по предметной картинке/заданному слову.
Правильно, это слово НОЧЬ. И последнее задание для самых старательных: какое предложение можно придумать со словом «ночь»? (ответы детей)
12. Итог занятия.
Понравилось занятие?
С каким звуком мы сегодня познакомились?
Он какой?
Каким цветом обозначается?
Молодцы, хорошо поработали, теперь можно отдохнуть.