елистратова ольга
Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему «Зима. Зимние забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зима. Зимние забавы».
Цель: Обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних играх.
Задачи:
Коррекционно-образовательные.
Актуализация словаря по теме “Зимние забавы». Обогащение словаря прилагательными и однокоренными словами.
Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, согласование числительных с существительными в роде, числе, падеже).
Публикация «Конспект логопедического занятия в старшей группе на тему „Зима, Зимние забавы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Зимние забавы и игры
- Зимние забавы. Конспекты
- Зимние забавы. Логопедические конспекты
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Старшая группа
- Темочки
Коррекционно-развивающие. Развитие речевого дыхания, голоса, общей и тонкой ручной моторики, координации речи с движением. Развитие зрительного, слухового внимания и логического мышления.
Коррекционно-воспитательные.
Воспитание инициативности, самостоятельности, любви к зиме и зимним явлениям. Формирование навыка сотрудничества.
Оборудование: предметные картинки, игрушка –снеговик, мяч. Искусственные снежинки.
Ход занятия.
Дети входят, здороваются, становятся в круг Логопед говорит детям, что занятие сегодня необычное…читает стихотворение «Пришла зима» (Ирина Черницкая).
Логопед : «Ребята, я хочу начать наше занятие со стихотворения Ирины Черницкой «Пришла зима» .
Пришла зима веселая
С коньками и салазками,
С лыжнею припорошенной,
С волшебной старой сказкою.
На елке разукрашенной
Фонарики качаются.
Пусть зимушка веселая
Подольше не кончается!
Знакомство с темой.
Логопед : «Ребята,как вы думаете о каком времени года говорится в стихотворении?»
(Ответы детей)
Логопед : «Скажите, пожалуйста, какое время года описано в стихотворении? (Зима, выставляю картинку с изображением зимы)
- Ребята, вы любите зиму? (можно ответить хором).
- Я тоже люблю зиму, и сейчас мы с вами постараемся объяснить, почему же для многих из нас зима — любимое время года.
(Логопед показывает ребятам СНЕЖОК.)
- Посмотрите, что я вам принесла? Это — волшебный снежок! Давайте будем передавать снежок по кругу и по очереди отвечать на вопрос «Почему я люблю зиму?»
(Логопед : - Я люблю зиму, потому что мне нравится кататься на коньках.)
(Выслушиваются ответы детей.)
Образование относительных прилагательных.
Логопед : Я хочу послушать, что вы ещё знаете о зиме? Скажите, какая погода может быть зимой?
Логопед предлагает варианты : Если на улице идёт снег, то погода… (снежная);
- Если сильный мороз, то погода какая? (морозная)
- Если метет метель, то погода какая? (метельная)
- А если часто гуляет вьюга, то зима какая? (вьюжная)
- Если на улице сильный ветер, очень холодно, и говорят, что на улице стужа, студено, то погода какая? (студёная)
Логопед- Ребята, давайте с вами вспомним, какое время года было до зимы?
А будет после зимы?
- Назовите зимние месяцы!
- А сейчас у нас какой зимний месяц?
(Ответы детей, дети садятся за столы)
Логопед- Мы с вами на сегодняшнем занятии будем выполнять много интересных заданий, играть, читать стихотворения. А все эти упражнения для вас приготовил. Сейчас вы узнаете, кто! Слушайте загадку!
Меня не растили — из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки — угольки, ручки — сучки.
Холодный, большой. Кто я такой? (снеговик)
- Правильно, ребята, к нам сегодня в гости пришел Снеговик. Он очень просит вас ему помочь, его нарисовал художник. Но подул сильный ветер и вся картина у снеговика разлетелась. Давайте поможем снеговику собрать картину. Но для этого на нужно выполнить волшебные задания.
-Посмотрите, какую коробку принес Снеговик! А в коробке — наши задания.
(Логопед по очереди достает из коробки Снеговика конверты, читает задания, написанные на конвертах).
-Берем первый конверт! (конверт№1)
Конверт №1 «Рассказать о зиме».
Логопед-Ребята, посмотрите,снеговик принес в конверте картинку!
-Обратите внимание, какое время изображено на картине?
-Чем заняты дети?
-Что делают дети на горке?
-А что ещё делают дети (лепят снеговика,играют в снежки)
-Как вы думаете,нравится детям на прогулке? Почему вы так думаете?
(ответы детей).
Логопед- Придумайте свой рассказ по картине.
Расскажите,какой был день, когда дети вышли на прогулку.
Расскажите, как они играли.
Подумайте, где дети гуляли.
Рассказы детей.
Упражнение «Снежинки»
- Пока мы с вами беседовали, на улице пошел снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке.
Логопед : “- А ещё зимой дует сильный ветер и кружит вьюга. Вот сейчас и мы подуем на снежинки
- Давайте заставим наши снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки.
Логопед : «Молодцы,у вас получился красивый танец снежинок».
Логопед : «Ребята, давайте посмотрим с вами какое задание нас ждет в следующем конверте?»
Конверт №2 «Зимние забавы» Загадки
Логопед : Зима морозная пора, но очень много игр, развлечений и забав она приносит людям. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
Логопед читает :
- Мои новые дружки и блестящи, и легки,
И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.
За верёвочку-узду через двор коня веду,
С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки)
- Меня не растили – из снега слепили.
Вместо носа ловко вставили морковку.
Глазки – угольки, ручки – сучки.
Холодный большой. Кто я такой? (Снеговик)
Логопед : «Ну, а теперь, ребята,назовите в какие игры можно играть зимой?»
( Ответы детей: «Кидать снежки, кататься на санках, ледянках, коньках, снегокате, сноуборде, лыжах, лепить снеговика, строить ледяные дворцы) (Дети отвечают»).
А сейчас поиграем в игру «Зимние забавы» (игра-пантомима). Логопед поручает детям разные роли: одни имитируют катание на лыжах или на коньках, другие имитируют игры в «снежки», а третьи отгадывают, чем они занимаются.»
Логопед : «Ребята, как вы думаете,лучше всего играть в один предмет или много?»
Игра «Один- много»
Логопед : «Лыжи-много Чего? –лыж. Одна клюшка- много чего?-клюшек. Одна лыжня-много чего?-лыж.
«Кому что нужно». Употребление дательного падежа ИС.
Клюшка нужна хоккеисту; коньки нужны…; санки - …; лыжи - …; шайба - «Исправь ошибку». Развитие логического мышления, слухового внимания.
Лыжнику нужна клюшка. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки. Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, стоят снежную крепость.
Логопед- Молодцы, ребята! Открываем следующий конверт№3
Конверт №3 Логопед предлагает ребятам переместиться в игровую зону группы. Игра с мячом.
Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Логопед : Хоть зима всё заморозила и замела, но мы любим её и ласково называем как? (Зимушка).
Мороз – (морозец).
Лёд – (ледок).
Холод – (холодок).
Снежинка – (снежиночка).
Метель – (метелица)
Физкультминутка.
А теперь давайте подвигаемся!
(Дети встают в кружок)
«Наконец пришла зима (Дети разводят руки в стороны)
Стали белыми дома (Складывают руки домиком над головой)
Снег на улице идет, (Двигают руками сверху вниз)
Дворник улицу метет, (Имитируют)
Мы катаемся на санках, (Приседают, руки вытягивают вперед)
Пишем на катке круги, (Руки за спину, медленно кружатся)
Ловко бегаем на лыжах (Имитируют)
И играем все в снежки. (Лепят и бросают снежки)
Логопед : «Молодцы ребята!
(Логопед приглашает детей на свои места).
Конверт №4 «Одинаковые слова».
Образование родственных слов самостоятельно.
Задание: Подобрать похожие слова к словам:
Зима - (зимушка, зимний, зимовать, зимовье, зимующие и др.);
Мороз - (морозный, морозить, замораживать, мороженое, морозильник, заморозки и др.);
Логопед- Дети, у нас остался последний конверт. Кто хочет открыть конверт с заданием?
Логопед : «Молодцы ребята. Вот мы и собрали все части картины. Давайте с вами посмотрим, что нарисовал художник?»
Снеговику,вас благодарит. Он хочет сказать спасибо за то, что вы его сегодня порадовали своей хорошей работы».
Итог и окончание занятия.
Логопед : «Ребята давайте вспомним, что мы сегодня делали на нашем занятии? О чём говорили? Какие задания вам понравились, что было трудным, что лёгким?