Марина Ивановна Жидкова
Конспект логопедического занятия в подготовительной подгруппе детей с ОНР «Наша Родина — Россия»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательные задачи: Углубление представлений о России. Расширение и уточнение словаря по теме: «Наша Родина - Россия». Совершенствование навыка чтения. Совершенствование грамматического строя речи (образование однокоренных слов, образование и употребление имён прилагательных в сравнительной степени). Совершенствование синтаксической стороны речи (предложения с противопоставлением). Автоматизация правильного произношения и дифференциация свистящих и шипящих звуков. Обогащение экспрессивного словаря прилагательными. Развитие фонематического восприятия (дифференциация звуков (р, рь) в словах. Развитие фонематических представлений (определение места звука в слове). Совершенствование навыка звукобуквенного анализа.
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной подгруппе детей с ОНР „Наша Родина — Россия“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Моя Родина Россия
- Нравственно-патриотическое воспитание
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Темочки
Развивающие задачи: Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, памяти, общих речевых навыков, координации речи с движением.
Воспитательные задачи: Воспитание чувства гордости за родину, самостоятельности, ответственности, активности, инициативности.
Оборудование: На экране телевизора – карта России, аудио запись пьесы «Ромашковая Русь» Ю. Чичкова, магнитная доска, резиновый мяч среднего размера, буквы, слова – названия, карточки со словами для анализа предложений, синие и зелёные прямоугольники по количеству детей, ребусы, картинки объектов природы для сравнения (берёза и рябина, дуб и берёза, река и ручей, море и река).
Предварительная работа: Рассматривание глобуса и карты России. Чтение стихов русских поэтов о России на занятии по ознакомлению с художественной литературой. Заучивание стихотворения И. С. Никитина «Русь», работа над общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом. Слушание гимна России на музыкальном занятии и в группе. Слушание и обсуждение пьес Ю. Чичкова из сборника «Ромашковая Русь». Создание альбома «Наша Родина - Россия» в совместной с родителями деятельности. Разучивание хороводной игры «Берёза». Заучивание названий морей, рек, озёр, гор, городов на занятии по ознакомлению с окружающим. Образование слов с корнем род на индивидуальных занятиях.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы с вами совершим путешествие по нашей стране. А на чём бы вы хотели отправиться в путешествие?
(Предположительные ответы детей)
Воспитатель: Я предлагаю отправиться на ковре – самолёте. Хотите отправиться в путешествие? Тогда займите места. Ну что, летим!
(Дети присаживаются на стулья, которые стоят на ковре, звучит музыка)
Воспитатель: А как называется наша страна?
(Предположительные ответы детей – Наша страна называется – Россия)
Воспитатель: Мы будем говорить о нашей великой и прекрасной родине – России. Вы на экране видите карту России, слышите пьесу русского композитора Юрия Чичкова «Ромашковая русь».
Воспитатель: Сверху мы видим какая наша страна огромная и красивая.
Мы будем совершать приземления и на каждом приземлении нас ожидают задания и упражнения, которые мы будем выполнять. Выполнив задание, мы все больше и больше узнаем о нашей стране. И первое наше приземление.
Первое задание – это «Стихи о России и Родине»
И я прочитаю стихотворение М. Пляцковского: «Родина»
- Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
- Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
- Видишь звёздочки Кремля?
Это – Родина твоя.
Школа – где твои друзья,
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина!
А сейчас предлагаю вам рассказать стихотворение русского поэта Ивана Никитина «Русь». Надеюсь, что вы будете рассказывать красиво, выразительно, правильно произнося все звуки.
1-й ребёнок. (Тихон)
Под большим шатром
Голубых небес –
Вижу даль степей
Зеленеется.
И на гранях их,
Выше тёмных туч,
Цепи гор стоят
Великанами
2-й ребёнок. (Даниил)
По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.
Широко ты, Русь,
По лицу Земли
В красе царственной
Развернулася!
3-й ребёнок. (Сергей Б.)
По седым морям
Из далёких стран
На поклон к тебе
Корабли идут.
И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.
4-й ребёнок. (Сергей С.)
И во всех концах
Света белого
Про тебя идёт
Слава громкая.
Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью.
Воспитатель: Вы замечательно прочитали стихотворение. Какой нарисована наша родина в этом произведении?
(Предположительные ответы детей – Россия нарисована необъятной, могучей, великой и красивой).
Воспитатель: Как называет её поэт в конце стихотворения?
(Предположительные ответы детей – Поэт называет её матерью).
Воспитатель: Верно. И мы тоже должны любить свою Родину, как каждый человек свою маму.
Воспитатель: Велика и необъятна Россия. Много в ней городов и сёл, рек и озёр. Есть в России горы, её берега омывают разные моря.
Путешествие по России продолжается и наше следующее приземление.
Второе задание: «Это важное слово».
Воспитатель: Прочитайте слова на карточках и объясните, что они обозначают.
(Слова – Россия, Москва, Нижний Новгород, Семёнов, Волга, Санохта)
(Предположительные ответы детей – Россия – так называется наша страна,
Москва – Это столица нашей Родины, Нижний Новгород – это большой город, Семёнов – это город, где мы живём, Волга – это река России, Санохта – это река протекает в нашем городе Семёнов.)
Воспитатель: А сейчас из этих букв составьте слова (РОДИНА и РОССИЯ).
Вы справились с этим не лёгким заданием и мы отправляемся дальше. И нас ждёт следующее приземление.
Третье упражнение: «Семейка слов»
Воспитатель: Давайте образуем слова из одной семейки со словом Родина.
Воспитатель: У каждого из вас есть дни рождения. Когда у тебя Тихон?
(Предположительный ответ ребёнка – Мой день рождения – 11 июля)
Воспитатель: Значит, что ты сделал 11 июля?
(Предположительный ответ ребёнка – Я родился)
Воспитатель: Каким словом можно назвать папу и маму?
(Предположительные ответы детей – Папу и маму можно назвать – родители).
Воспитатель: А каким словом ты можешь назвать дядю и тётю?
(Предположительный ответ ребёнка – Дядю и тётю можно назвать – родственники).
Воспитатель: Какой брат у тебя есть Данил?
(Предположительный ответ ребёнка - У меня есть родной брат).
Воспитатель: В том году был хороший урожай яблок. Мы говорим, что яблок много …
(Предположительные ответы детей - Яблок много уродилось).
Воспитатель: Кто живёт в нашей стране?
(Предположительные ответы детей – В нашей стране живёт народ).
Воспитатель: Как называется песня, которую сочинил народ?
(Предположительные ответы детей – Это песня народная).
Воспитатель: Как по - другому можно назвать ключ, бьющий из-под земли?
(Предположительные ответы детей – Ключ называется – родник).
Воспитатель: Отлично. Перечислите все слова из одной семейки со словом Родина.
(Предположительные ответы детей – Родился, родители, родственники, родной, уродилось, народ, народная, родник).
Воспитатель: Вот какая большая семья получилась! И вы теперь знаете, что Родина – это та земля, где мы родились, где живёт наш народ. Родина – родная земля.
Воспитатель: Отправляемся дальше. А знаете ли вы как называется родное русское дерево?
(Предположительные ответы детей – Русское дерево – это берёза).
Воспитатель: Летим дальше и нас ждёт следующее приземление.
Четвё ртое упражнение: «Берёза»
(Воспитатель предлагает детям встать в круг. Дети выполняют подвижное упражнение: «Берёза».
Берёза моя, берёзонька, (Идут по кругу, взявшись за руки)
Берёза моя белая,
Берёза кудрявая.
Стоишь ты, берёзонька, (Останавливаются, поднимают руки, тянутся вверх)
Посередь долинушки,
На тебе, берёзонька, (Опускают руки)
Листья зелёные,
Под тобой, берёзонька, (Медленно приседают)
Трава шёлковая.
Воспитатель: Мы с вами прекрасно поиграли. И следующее упражнение: «Венов из слов»
Пятое упражнение: «Венок из слов» (с мячом)
Воспитатель: А теперь мы поиграем в новую игру. Она называется «Венок из слов». Все слова в игре будут связаны с темой нашего путешествия. Вы будете ловить мяч и отвечать на вопросы и возвращать мяч мне.
- Россия какая?
(Предположительные ответы детей – любимая, могучая, великая и т. д.)
- Что ещё в России красивое?
(Предположительные ответы детей – Реки, моря, города и т. д.)
- Какая бывает гора?
(Предположительные ответы детей – Гора высокая, скалистая, снежная и т. д.)
- Что ещё высокое?
(Предположительные ответы детей – Дом, дерево, пирамида и т. д.)
- Какая берёза?
(Предположительные ответы детей – Белоствольная, кудрявая, высокая и т. д.)
Воспитатель: Прекрасно справились с заданием. Отправляемся дальше.
Шестое задание: «Сравни и расскажи»
Воспитатель: Мы с вами говорили о том, что Россия велика, необъятна, много в ней гор, морей, рек, лесов. Рассмотрите и сравните объекты, изображённые на картинках. Составьте предложения с маленьким словом а.
(Предположительные ответы детей :
- Берёза выше рябины, а рябина ниже берёзы.
- Дуб толще берёзы, а берёза тоньше дуба.
- Река шире ручья, а ручей уже реки.
- Море глубже реки, а река мельче моря.
Воспитатель: Молодцы, вы отлично справились с заданием. Нам нужно отправляться дальше.
Седьмое задание: «Составь предложение»
(Воспитатель предлагает детям подойти к столу и взять по одной карточке)
Воспитатель: Возьмите по одной карточке со словами и точками. Прочитайте эти предложения, а вместо точек вставьте подходящее слово и прочитайте предложение полностью.
- Мы живём в … (России).
- Мы любим нашу … (родину).
- В России высокие …. (горы).
- В России густые …. (леса).
- В России глубокие …. (озёра).
- Россия моя (родина).
- Я очень люблю … … (мою родину).
- Сегодня мы говорили на занятии … (о моей родине).
- Я горжусь… (моей родиной).
- Мне нравится жить в … (России).
Воспитатель: Отлично и это задание выполнили успешно. Продолжаем наше путешествие по России.
Воспитатель: Следующее задание: «Синий - зелёный»
Восьмое задание: «Синий - зелёный»
Воспитатель: Услышав слово со звуком (р, вы будете поднимать синий флажок. Услышав слово со звуком (рь) – зелёный.
( Воспитатель произносит слова: Родина, Россия, берёза, моря, народ, реки, беречь, охранять, красивая, прекрасная, горы, города, дороги, простор)
Воспитатель: Вот какие талантливые дети! Прекрасно выполнили и это задание. Двигаемся дальше.
Воспитатель: Последняя наше задание: «Ребусы»
Восьмое задание: «Ребусы»
Воспитатель: Посмотрите на листе зашифрованы слова, их нужно отгадать.
(Предположительные ответы детей – Россия и Родина)
Воспитатель: А как вы догадались?
(Предположительные ответы детей – В слове роза нужно заменить букву з на букву и последнюю букву а, тоже нужно заменить на букву с, получится росс. Потом из слова лилия нужно убрать три первых буквы, останется ия. Из двух этих частей получается слово Россия.
Воспитатель: Молодцы! Прочитайте слова. Запомните как они пишутся.
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие по России. Вам понравилось? А что понравилось больше всего? Что вы узнали нового и интересного?
Контрольные вопросы:
-Как называется наша Родина? (предположительные ответы детей – Россия)
-Какая наша Родина?
-Почему мы называем родину – матерью.
Воспитатель: В подарок подарю маленькие карты России, чтобы вы посмотрели и вспомнили о нашем путешествии.