Елена Шарапова
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и уточнение знаний детей о зиме и зимних забавах.
Задачи:
* Коррекционно-образовательные:
- Активизация и расширение словаря по теме «Зима».
- Развитие языкового чутья путём образования родственных слов.
- Развитие связной речи.
- Совершенствование грамматического строя речи, формирование навыка словообразования и словоизменения (образование относительных прилагательных; образование глаголов совершенного вида, прошедшего времени, женского рода с использованием приставки «за-»; образование уменьшительно-ласкательных форм существительных с суффиксами «-ец»,
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
«-иц», «-ок», «-очк-»; употребление существительных в родительном падеже; подбор и использование в речи родственных слов).
- Закрепление и совершенствование навыков звуко-слогового анализа слов.
* Коррекционно-развивающие:
- Развитие слухового и зрительного внимания, восприятия, памяти.
- Развитие речевого слуха.
- Развитие зрительного анализа и синтеза.
- Развитие диалогической речи.
- Развитие умения комментировать свои действия, давать словесный отчёт о выполнении упражнения, делать словесно-логические обобщения.
* Воспитательные:
- Воспитание устойчивого интереса к занятиям, инициативы, стремление к активной деятельности, самостоятельности в принятии решений.
- Воспитание любви и уважения к русскому языку и внимание к собственной речи.
* Оборудование:
Компьютер, снежинки с загадками, игрушка Снеговик, предметные картинки (лыжи, коньки, санки, снеговик, картинки снеговиков с недостающими деталями, «Волшебный снежок», простые карандаши.
* Предварительная работа:
Изучение лексических тем: «Зима», «Зимние забавы». Наблюдения в природе, беседы по данным темам. Чтение сказок: «Морозко», «Снежная королева», «Рукавичка», «Двенадцать месяцев» и др.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
2. Знакомство с темой.
Логопед : Сейчас я загадаю загадку. Слушайте внимательно.
«Белоснежная хозяйка
Всё укроет одеялом,
Всё разгладит, приберёт,
А потом земле усталой
Колыбельную споёт».
О каком времени года эта загадка? (О зиме.)
Сегодня на занятии мы будем говорить о зиме. Давайте вспомним признаки зимы, кто называет, тот садится на стульчик.
( Дети отвечают и садятся: Снег, холод, мороз, вьюга, метель, буран, гололедица, стужа, пороша).
Логопед : Как называется первый зимний месяц?
Логопед : Какой месяц в середине зимы?
Логопед : Какой последний месяц зимы?
Логопед : О чем говорит пословица «Декабрь год кончает, а зиму начинает»?
3. Образование относительных прилагательных.
а)Логопед : Ребята, а что вы знаете о зиме? Какая погода может быть зимой?
Я хочу предложить вам варианты ответов, а вы дополните:
Если на улице идёт снег, то погода… (снежная).
Если на улице холодно, то погода (холодная).
Если на улице мороз, то погода (морозная).
Если на улице ветер, то погода (ветреная).
Если на улице стужа, то погода (студёная).
б)Логопед : Зима какая? (холодная, морозная, снежная, веселая, радостная, долгая, ледяная).
Логопед : снег какой? (белый, пушистый, мягкий, чистый, серебристый).
Логопед : мороз какой? (сильный, злой, крепкий, слабый, трескучий, кусачий).
4. Образование глаголов совершенного вида прошедшего времени женского рода с приставкой «за».
Игра «Что наделала зима?»
Логопед : Зимушка столько всего наделала! Вот посмотрите.
Пришла зима с морозами и всё… – (заморозила).
Река покрылась льдом и … – (заледенела).
Метель мела и все тропинки… – (замела).
Зима позвала вьюгу и всё… – (завьюжила).
Снежная пороша дорожки все…– (запорошила).
5. Образование уменьшительно-ласкательных форм существительных.
Игра «Назови ласково».
Логопед : Ребятки, хоть зима всё заморозила и завьюжила, мы всё равно её любим и знаем ласковые слова о зиме. Давайте их назовём.
Зима - (зимушка). Лёд – (ледок). Холод – (холодок). Метель – (метелица). Мороз – (морозец). Снег – (снежок). Гора – (горка). Сани – (саночки…
6. Дыхательные упражнения.
Упражнение на дыхание: «Снежинка». (Раздаю детям бумажные снежинки).
Давайте сделаем так, чтобы снежинки «полетели», глубоко вдохните через нос, вытяните губы трубочкой и медленно выдохните через рот.
А ещё наши снежинки умеют кружиться в воздухе. Выпрямите спину, положите снежинку на ладошку, сделайте глубокий вдох через нос, пошлите воздух в животик и медленно выдохните через рот.
7. Загадки о зимних забавах.
Логопед : Много игр, развлечений и забав приносит людям зима. Я сейчас вам загадаю загадки о зимних забавах, а вы их отгадайте.
- Мы в морозный день с друзьями
Снег из шланга поливали.
Как появится ледок,
Значит, всё – готов (Каток)
- Две новые кленовые подошвы двухметровые:
На них поставил две ноги – и по большим снегам беги. (Лыжи)
- Всё лето стояли,
Зимы ожидали.
Дождались поры –
Помчались с горы. (Санки)
- Круглый маленький комочек я из снега соберу,
Брошу в друга, брошу в брата,
Мы играем, все в снегу. (Снежки)
- Во дворе катали ком,
Шляпа старая на нём.
Нос приделали и вмиг
Получился… (Снеговик)
8. Употребление существительных в родительном падеже.
Игра «Что растеряли снеговички?»
Логопед показывает снеговика:
«Лепит с самого утра детвора снеговика.
Снежные шары катает и смеясь, соединяет.
Снизу самый крупный ком, чуть поменьше ком на нём.
Ещё меньше – голова, дотянулися едва.
Глазки – шишки, нос морковка.
Шапочку надели ловко.
Яркий шарф, в руках метла.
И довольна детвора».
Логопед : Посмотрите, ребята, к нам в гости тоже пришли снеговички, но почему – то они очень грустные. Как вы думаете, что у них случилось? Они торопились к нам в гости и по дороге растеряли свои вещи. Давайте поможем снеговичкам и дорисуем их вещи, а потом расскажем об этом. Садитесь за стол и выбирайте картинки. (Каждый ребёнок рассказывает о том, что он собирается делать и дорисовывает картинку.)
«У моего снеговика нет… (ведра, метлы, носа, глаз, рук)».
«Я дорисую… (ведро, метлу, нос, глаза, руки)».
(Снеговички хвалят и благодарят детей, а логопед вывешивает картинки на доске.)
9. Физкультминутка.
Логопед : Дети все в кружок вставайте. Физкультминутку начинайте.
(Дети встают в кружок).
Солнце землю греет слабо, (Руки вверх и вниз).
По ночам трещит мороз, (Руки на пояс, наклоны в стороны).
Во дворе у снежной Бабы (Руки на пояс, поворот вокруг себя).
Побелел морковный нос. (Дети показывают нос).
В речке стала вдруг вода (Прыжки на месте).
Неподвижна и тверда,
Вьюга злится,
Снег кружится, (Дети кружатся).
Заметает всё кругом
Белоснежным серебром. (Плавные движения руками).
10. Образование родственных слов.
Игра «Доскажи словечко».
Логопед : Зима покрывает землю белым, пушистым ковром. Ребята, я буду читать стихотворение, а вы будете добавлять слова, связанные со словом «снег». Слушайте внимательно.
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед : Молодцы.
11. Развитие звуко-слогового анализа слов.
Логопед :
Ребята, давайте сядем за стол и посмотрим, что ещё приготовила для нас зима. Это зимние картинки. ( Слова: снег, лыжи, зима, снеговик, снегурка, снегири).
Сколько слогов в слове? Какой согласный звук первый (последний, в середине) Какой ударный гласный звук?
Давайте придумаем предложение с вашим словом.
(Дети придумывают предложения).
12. Работа с деформированным предложением.
Логопед : Ребята, я несла вам предложения о зиме, но подул сильный ветер, и все слова разлетелись. Помогите мне их собрать.
«Наступила, вот, и, зима»
«Пушистый, покрыл, землю, ковром, снег, белым».
«Снежинки, в, кружатся, воздухе».
13. Заключительная часть.
Логопед : Вот подходит к концу наше занятие. Возьмите вот этот снежный комочек, передавайте его друг другу и вспоминайте, что мы сегодня делали, о чём говорили? Кому что понравилось? Что у каждого из вас получилось лучше всего?
(Дети передают из рук в руки «Снежный комочек» и отвечают).