Светлана Николаевна Харьковская
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ФФНР «В лес за ёлкой. Звуки [с] — [з] и буквы с — з»
▼ Скачать + Заказать документы
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Доминирующая образовательная деятельность: «речевое развитие»
Форма деятельности: совместная деятельность учителя-логопеда и детей (фронтальное занятие).
Тип: закрепление полученных знаний.
Способ организации детей : группа.
Виды деятельности детей : игровая, коммуникативная, двигательная.
Место проведения: групповое помещение.
Возраст детей : 6 лет (подготовительная группа).
Темочки:
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Речевые заключения детей : фонетико-фонематическое недоразвитие речи.
Длительность организованной образовательной деятельности: 35 минут.
МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
Тема: «В лес за ёлкой» (звуки и буквы С - З)
Методы и приемы реализации содержания занятия :
Словесный: сюрпризный момент, инструкция.
Наглядный: рассматривание пейзажной картины, узнавание букв по половинкам.
Практический: самостоятельная работа со звуковыми схемами слов, с графическим схемами предложений, со слогами, с кассами букв.
Принципы обучения:
принцип наглядности, принцип доступности и посильности, принцип психологической комфортности, принцип сознательности и активности обучения.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Цель: организация совместной деятельности детей и учителя-логопеда для закрепления полученных знаний по обучению грамоте по теме «Звуки и буквы С - З».
Программные задачи:
коррекционно-образовательные:
- учить преобразовывать слова, заменой одной буквы;
- учить составлять слова из слогов;
коррекционно-развивающие:
- дифференцировать произношение звуков С и З в слогах, словах, предложениях;
- развивать фонематическое восприятие;
- совершенствовать навыки звуко-слогового анализа;
коррекционно-воспитательная:
- воспитывать самоконтроль за произношением;
- воспитывать интерес к логопедическим занятиям;
- формировать навык сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Демонстрационный материал (слоговая лента с буквой С, слоги, написанные на плоскостных «снежках», панно с изображением сугроба, пейзажная картина с изображением зимнего леса, готовые звуковые схемы слов, плоскостная ёлочка, «снежок» - мяч.)
Раздаточный материал (наборы для анализа слов и предложений, кассы букв)
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
I ОРАГАНИЗАЦИОННЫЙ ЭТАП. ЭТАП МОТИВАЦИИ И ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ
Логопед :
- Скоро Новый год, а самым главным украшением этого праздника является ёлочка. Хотите отправиться в зимний лес за самой пушистой, самой красивой ёлочкой?
Нас ждут удобные, волшебные сани, но сесть в них можно, только повторив буквы, которые мы знаем. А они решили пошутить и спрятались в сугробы. Отгадайте их по половинкам.
Дети называют сначала гласные буквы, рассказывают стихотворение о них, затем называют согласные буквы и стихотворение о них.
III АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ПРИОБРЕТЁННЫХ ЗНАНИЙ
Дифференциация звуков С - З в слогах, словах, предложениях.
1. Выделение звука С из фразы, характеристика его.
Логопед :
- Садитесь теперь в сани. (садятся на стульчики) Скажем хором:
По семеро в сани уселись сами. У нас сани едут сами.
- Какой звук часто повторяется в этой чистоговорке? (С)
- Назовите характеристику звука С.
- Какая звонкая пара у звука С? (З)
- Какой буквой обозначаются звуки С и СЬ? (буквой С)
- Какой буквой обозначаются звуки З и ЗЬ? (буквой З)
2. Чтение и анализ слогов.
Логопед :
- Наши сани катятся по слоговой дорожке.
Дети читают слоговую таблицу : СА - СО - СУ - СЫ - СИ - СЯ
- Что мы прочитали? (слоги)
- Что такое слоги? (это части слов)
- Чем похожи эти слоги? (во всех слогах одинаковая буква С)
- Назовите слоги, которые подходят к схеме? (схема обозначает мягкий согласный звук и гласный звук (СИ, СЯ)
III ПРИМЕНЕНИЕ ИЗУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
1. Подбор схемы к слову.
Логопед :
- Вот так чудо из чудес
Мы попали с вами….(лес)
(выставляется несколько схем слов)
- Найдите схему слова ЛЕС.
Дети хором «прочитывают» слово ЛЕС по схеме. Один ребёнок анализирует это слово.
2. Анализ слова ЗИМА.
Логопед :
- Ребята, какое время года так разукрасило лес? (Зима)
- Проанализируем это слово и составим его схему.
Дети работают на столах, один ребёнок у доски.
3. Подбор слов с заданным звуком.
Логопед :
- Сани наши быстро несутся, но я знаю, что вы очень внимательные и увидели лесных жителей.
На доске выставляется пейзажная картина зимнего леса, на которой видны дикие животные и лесные птицы.
- Назовите мне только тех животных и птиц, у кого в названии есть звуки С или СЬ. (лось, лиса, снегири)
- А теперь со звуками З или ЗЬ в названии. (заяц, поползень)
4. Развитие фонематического восприятия.
Логопед :
- Ребята, посмотрите, один любопытный зайчишка выбежал на полянку. К него длинные ушки и он издалека услышал скрип наших саней и хочет проверить. А чуткие ли ушки у нас и посмотреть, хорошо ли вы слышите первый звук в слове ЗАЙКА? (З)
Игра «Чуткие ушки» дети хлопком выделяют слова со звуком З.
СНЕГ, ЗЕМЛЯ, ЗАРЯ, СИНИЧКА, СОВСЕМ, ЗОЛОТОЙ, СЕРЕБРЯНЫЙ, СУРОВЫЙ, ЗАЯЦ, СЛЕВА, ВНИЗУ, ОЗОРНИК, СОРОКА, ЗВЁЗДЫ.
- Молодцы, ребята, хорошо вы слышали слова со звуком З.
5. Составление предложения из заданных слов.
Логопед :
- Теперь я скажу слова, а вы составьте из них предложение:
ЗАМЕРЗАТЬ, ЗАЙКА, СЕРЕНЬКИЙ, ЗИМА
(СЕРЕНЬКИЙ ЗАЙКА ЗАМЕРЗАЕТ ЗИМОЙ.)
- Сосчитайте сколько слов в этом преодолении? Найдите схему этого предложения.
У детей на столах различные схемы предложений. Дети выбирают подходящую схему к составленному предложению.
6. Физкультминутка. Дифференциация звуков С и З в слогах.
Логопед :
- А чтобы зайка не замёрз. Давайте выйдем из саней и поиграем с ним в снежки.
Игра «Наоборот»
Дети стоят в кругу. Логопед кидает каждому ребёнку «снежок», называя слог со звуком С или З.
СА – ЗА, ЗИ – СИ, ЗУ – СУ, СЕ – ЗЕ и т. п.
7. Закрепление дифферецированного произношения звуков С и З в предложениях.
Логопед :
- Я думаю зайка согрелся. Нам надо спешить, давайте на прощание расскажем ему чистоговорки со звуками С и З.
Дети вспоминают чистоговорки:
Сыпься, сыпься, снег, снег, посыпай всех, всех.
Зелёная берёза стоит в лесу, Зоя под берёзой поймала стрекозу.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
У зайки Бубы заболели зубы.
Спит спокойно сытый сом, смотрит сладко сотый сон.
8. Преобразование слов.
Логопед :
- Едем дальше, не скучаем, слова в кассах составляем:
Дети составляют слова в кассах, преобразовывая их путём замены одной буквы другой.
САМ – СОМ – СОН – СОК – СУК – СУП
9. Составление слов из слогов.
Логопед :
- А вот и самый труднейший участок пути, его не объехать и не обойти. Вчера в лесу была пурга, и всю дорогу завалило снегом, чтобы её расчистить, надо составить слова из букв и слогов.
На доске выставляется панно. Слоги написаны на «снежках», которые лежат на снежных сугробах. (КО, ЗИ, СА, ЗА, МА, НИ)
КОЗА, КОСА, ЗИМА, САНИ.
IV РЕФЛЕКСИЯ
Логопед :
- А вот и ёлочка – красавица лесная! Трудная дорога к ней получилась у нас.
- Вам интересно было путешествие в лес? Что вам особенно запомнилось? А что вызвало затруднения?
- Вы молодцы, справились со всеми трудностями. Забираем ёлочку и возвращаемся обратно. Закройте глаза, я скажу волшебные слова, и наши сани сразу очутятся в группе.
- СНИП. СНАП, СНИСЬ – в группе очутись!
- Вот мы и дома. На следующем занятии будем украшать нашу гостью, готовить её к встрече Нового года.