Юлия Коробова
«Звук [а], буква А». Конспект логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия
Этапы Деятельность логопеда Деятельность учащихся
I. Вводная часть
Орг. момент - Здравствуйте, ребята. Сядет тот, кто правильно покажет части своего тела (левое ухо, правый глаз, левая нога, правая бровь и т. д.) Дети отвечают
Логопедическая зарядка а) Артикуляционная гимнастика.
- А сейчас давайте подготовим наш язычок и губки к занятию и выполним упражнения. Возьмите зеркала, поставьте их перед собой и начнем делать упражнения.
«Улыбка» – «трубочка»; «Лопаточка»; «Иголочка»; «Лопаточка» -«Иголочка»
- Молодцы. Отложите зеркала в сторону.
б) упражнения на дыхание по схеме.
в) для голоса укачивание куклы «ааааааааа (вслед за логоедом на плавном длительном выдохе) Дети выполняют
Развитие слухового внимания Логопед читает стихотворение, а дети называют все слова со звуком [а]:
Аист вез из магазина
На своей коляске груз:
Ананасы, апельсины.
Абрикосы и арбуз. Дети называют все слова со звуком [а]:
II. Основная часть.
Знакомство со звуком [а]
Уточнение артикуляции звука. - Звук [а] – гласный, его можно петь, потому что воздух свободно проходит и не встречает преграды. Звук [а] живет в красном замке принцессы Гласы. Звук [а] обозначается красным цветом, потому что он гласный.
-Перед зеркалом объяснить артикуляционный уклад при правильном произношении звука[а]. (схематическое изображение)
- Правильно. И сегодня на занятии мы будем с вами говорить о звуке [а].
- Теперь посмотрите, у меня в руках красный кружок – это символ звука [а] (показ символа звука – большого красного круга) Так мы его будем обозначать. Дети выполняют
Развитие фонематического восприяти Игра «Поймай звук»
- Так, ребятки, вам нужно будет поймать звук [а]. Когда вы его услышите, хлопните в ладоши. а, у, о, а, ы, и, а,э, у, а.
«Подбери имя».
Логопед показывает на доске картинки с изображением девочки и мальчика. Дети должны подобрать им имена, начинающиеся на звук [а] (Алена, Алеша, Аня, Антон, Андрей, Алина.).
Игра «Веселый поезд».
- Ребенок показывает картинку (апельсин, пила, арбуз, репка, кукла, автобус., определяет место звука [а] в слове и помещает картинку в вагончик. Дети выполняют
Физ. минутка «Как живешь?
Как живешь? — Вот так! Вдаль глядишь? — Вот так!
Ждешь обед? — Вот так! Машешь вслед? — Вот так!
Утром спишь? — Вот так! А шалишь? — Вот так! Дети выполняют
Развитие мелкой моторики Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами из шарика Су- Джок)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем
на левой.
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? (надеваем кольцо Су-Джок на большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец)
-С этим братцем щи варил, (надеваем кольцо Су-Джок на средний палец)
-С этим братцем кашу ел, (надеваем кольцо Су-Джок на безымянный палец)
-С этим братцем песни пел. (надеваем кольцо Су-Джок на указательный палец). Дети выполняют
Работа на раздаточных листах. - Ребята, у вас на столах листочки с заданиями. Посмотрите на картинки внимательно и назовите их. Обведите в кружок картинки, названия которых начинаются со звука [а].
- Молодцы, названия этих картинок начинаются на звук [а]. Дети выполняют
Знакомство с буквой А - Ребята, посмотрите, что у меня нарисовано. Это буква А. ребята, запомните, звук [а] на письме обозначается буквой А.
Высока и стройна буква А.
Очень похожа на арку она.
- Найдите букву А на своем листочке в правом верхнем углу. Проведите по ней пальчиком (обведите) и раскрасьте ее красным карандашом. Почему красным, кто мне скажет?
- Потому что звук [а] гласный и обозначаем мы его красным цветом.
- Предлогаю вспомнить правило отличия звука от буквы
- Давайте попробуем сделать букву А из наших пальчиков.
Буква А из пальчиков: указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок».
- Так, а теперь давайте напишем букву А пальцем в воздухе, на столе. Дети показываю, отвечают на вопросы
звуки мы слышим, произносим, а буквы мы пишем, видим и читаем.
Итог занятия - С каким звуком сегодня познакомились?
- А с какой буквой мы познакомились?
- Каким цветом обозначается звук [а]?
- Что понравилось больше всего?
- Молодцы, вы сегодня хорошо занимались, слушали внимательно, отвечали на вопросы.
- Наше занятие окончено. Ответы детей
Приложение №1
Для знакомства со звуком [а] и буквой А использовала следующие современные приёмы и методы:
Развитие артикуляционной моторики. Для этого включают слайды с артикуляционной гимнастикой. Например, упражнения для губ: «улыбка-хоботок», для языка: «вкусное варенье», «часики», «иголочка».
Работа по развитию речевого дыхания и голоса. Дети произносят звук [а] беззвучно, просто губками — шепотом, тихо, громко, а затем наоборот: громко, тихо, шепотом, беззвучно.
Развитие фонематического слуха. Игра «Хлопни в ладоши, если услышишь звук [а]
Определение места звука в слове. Для этого используют картинки и карточки со схемами звуков. Например, слова: аист, автобус, апельсин, рука, рак, луна, азбука, акула, ваза. В данном занятии используется игра вагончики.
Соотношение звука с буквой. Логопед объясняет, что звук [а] обозначается буквой А. Затем предлагает сделать букву А из пальчиков (указательный и средний пальцы правой руки опущены вниз, остальные — сжаты в кулак, а указательный палец левой руки образует «поясок») или из счётных палочек и прописать на листочке
Для организации творческой деятельности учащихся можно предложить, например, такую игру: ребёнок показывает картинку (апельсин, пила, арбуз, репка, кукла, автобус, определяет место звука [а] в слове и помещает картинку в вагончик, Вспомнить имена мальчиков и девочек на чинающихся на звук [а]
Планируемые результаты:
Предметные: закрепить навык четкого произношения звука [а]; научить определять позиции звука [а] в слове; познакомить с буквой а; учить применять полученные знания в практической деятельности; владеть звуковым анализом и синтезом слов.
Метапредметные: учить отвечать на вопросы, составляя полную фразу; развивать способность к самостоятельным выводам; развивать логическое мышление, мелкую моторику; определять тему и цель учебной деятельности с помощью логопеда и самостоятельно.
Личностные: положительное отношение к обучению; уметь критично оценивать свои действия; уметь действовать по плану.