Паклина Елена
Конспект логопедического занятия «Звук [Б] и буква «Б» по лексической теме «Транспорт» для старшего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия.
Форма проведения: подгрупповое.
Вид занятия: обучение грамоте.
Тип занятия: вводное (новая тема).
Тема занятия: Знакомство со звуком и буквой «Б».
Лексическая тема «Транспорт».
Цель: Усвоение характеристики звука «Б», усвоение образа буквы «Б».
Коррекционно-образовательные задачи:
• Учить давать характеристику звука «Б».
• Совершенствовать навык звукового анализа – синтеза.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Звук [Б] и буква „Б“ по лексической теме „Транспорт“ для старшего возраста» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
• Закрепить навык образования множественного числа существительных.
• Формировать навык чтения слогов и односложных слов.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развивать фонематические процессы.
• Совершенствовать речевой выдох.
• Развитие логического мышления, памяти, восприятия, внимания.
Коррекционно-воспитательные:
• Воспитание партнёрских взаимоотношений в группе детей.
Интеграция образовательных областей:
Речевое развитие. Познавательное развитие. Физическое развитие.
Социально-коммуникативное развитие.
Оборудование:
«Чудесный мешочек» с набором игрушек по теме «Транспорт», игрушка-сюрприз «Баран», предметные картинки, картина-таблица «Кто больше?», кассы букв, наборы звуковых символов, таблички для определения места звука в слове, наборы для моделирования буквы, магнитофон.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательная, продуктивная.
Ожидаемые результаты: дети умеют давать характеристику звука, понимают разницу между звуком и буквой, осваивают слоговое чтение, владеют навыками звуко-буквенного анализа-синтеза.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
1.Организационный момент.(активизация мыслительной деятельность)
- Дети, сегодня на свои места вы будете добираться на разном транспорте. Транспорт в Чудесном мешочке.
(Достают игрушку из мешочка и произносят: - У меня лодка, это водный транспорт. Я поплыву на лодке. (велосипед, машина, самолет и т. д.)
2. Дыхательная зарядка.(совершенствование речевого выдоха)
- Все добрались до своих мест. Но вдруг подул сильный ветер. Положите ваши транспортные средства на ладонь и сильно подуйте, так чтобы они оказались на столе. Вдох носом, выдох через губы трубочки, плечи не поднимаем.
(Дуют с контролем правильного ротового выдоха.)
3. Словообразование. (формирование грамматического строя речи)
- А сейчас ваш транспорт надо отправить на стоянку. Но без пропуска туда не пускают. Чтобы попасть на стоянку надо назвать сначала один предмет транспорта, а потом много.
(- Я отправлю на стоянку лодку – лодки – много лодок. (велосипед, машина, самолет ит. д.)
4. Сообщение темы занятия.(развитие слухового внимания)
- Ой, а на стоянке нас кто-то встречает. Из мешочка достает игрушку Баран на барабане. Кто это?
Он привез нам новый звук, который мы сегодня будем учить. Послушайте его стишок и догадайтесь, какой звук он выделяет голосом.
- Белые бараны били в барабаны,
В барабаны били
Лбы себе разбили!
(- Это Баран. - Баран проговаривал звук «Б».)
5. Характеристика звука «Б».(учить давать характеристику звука)
- Правильно, мы сегодня узнаем все о звуке «Б» и познакомимся с образом звука «Б», с буквой, которая обозначает звук «Б». Надо подумать, какой характер у этого звука. Гласный он или согласный. Игра «Ниточка».
(- Звук «Б» согласный. Когда мы его произносим, голосок встречает преграду. Преграда – губки. Ниточка рвется, этот звук нельзя спеть.)
6. Игра «Внимательные ушки»(развитие фонематическ. слуха)
- Барашек хочет с вами поиграть и узнать внимательные у вас ушки или нет. Возьмите нужный кружок – это будет сигнал звука «Б».
(- Дети держат синий кружок, на звук «Б» поднимают его вверх.)
7. Определение места звука в слове.
- Барашек придумал для вас еще одно задание. Встаньте и подойдите к столам с карточками начало,середина,конец слова. У каждого есть своя картинка, узнайте, где в вашем слове спрятался звук «Б».
(_ Дети определяют место звука в слове. - В слове бант, звук «Б» в начале слова (колбаса,собака,бусы,забор,Буратино, Колобок)
8. Игра «Кто больше?»(развитие фонематического слуха, зрительного внимания)
- У барашка ещё есть картина, на которой много предметов со звуком «Б». Поиграем в игру «Кто больше?». Вспомним правила игры. Посмотрим, кто сколько фишек набрал за игру.
(- Правила игры: не выкрикивать, поднимать руку, не повторять слова товарищей, слушать детей. Дети называют слова со звуком «Б». Получают фишки.)
9. Физкультминутка. (развития темпа речи, работа над дикцией)Гимнастика для глаз.
- А сейчас игра «Птахи-черепахи»
Ба-ба-ба белая труба;
Бу-бу-бу дую я в трубу.
(Дети проговаривают чистоговорку с движением, следят за произношение слов в разном темпе. Выполняют «восьмерку» для глаз.)
10. Знакомство с буквой «Б».(профилактика дисграфии)
- О каком звуке мы говорили на занятии? Вспомним правило о звуке. А что такое буква?Сейчас мы посмотрим на букву, которой обозначаем звук «Б». Картинка из «Веселой азбуки»- Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
Из скольких частей состоит буква –Б-? Какие это части?
(- Мы говорили о звуке «Б».- Звуки мы слышим и говорим. Буквы мы видим и пишем. Буква- Б- из трех частей. Две палочки и полукруг.)
11. Работа с кассой (совершенствовать навык звукового анализа – синтеза)
- Барашек принес еще одну картинку, он не может понять, что это. Покажем, ка мы научились делать схему слова.
У доски выложит схему слова БАК – Боря.
(-Это бак. Выкладывают схему слова «БАК». Боря: первый звук «Б» обозначим синим кружочком, это согласный звук, второй звук «А» обозначим красным кружочком –он гласный, последний звук «К» обозначим синим кружочком он согласный.)
- Сколько звуков в слове бак? Сколько гласных? Сколько согласных?А сейчас откройте кассы букв и над каждым звуком положите букву, которая обозначает этот звук. - На доске обозначит буквами слово БАК – Глеб. Прочитаем все вместе, что у нас получилось. Наводим порядок на рабочем месте.
(На магнитной доске выкладывает слово.)
12. Итог занятия. (развитие памяти,работа над связной речью)
- С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились?-Какой характер у этого звука?- Из каких частей состоит буква «Б»?Барашек на память о занятии дарит вам вот такие буквы и просит вас вечером украсить их разными рисунками: бусами, цветами, полосками. Все были молодцы, постарались и отлично потрудились.
(Мы познакомились с буквой и звуком «Б».- Звук «Б» согласный, голосок встречает преграду – губки. - Буква «Б» из трех частей: две палочки и полукруг.)