Алла Богданова
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей 5–6 лет «Насекомые. Звук и буква ы»
▼ Скачать + Заказать документы
Логопедическое подгрупповое занятие для детей 5- 6 лет.
Тема: «Насекомые. Звук и буква Ы»
Цели:
Образовательные:
-Расширять и закреплять знания детей о насекомых,вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Продолжать знакомства с буквой и звуком Ы.
Воспитательные:
-Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.
Развивающие:
Публикация «Конспект логопедического подгруппового занятия для детей 5–6 лет „Насекомые, Звук и буква ы“» размещена в разделах
- Буква Ы и звук [Ы]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
-Развивать зрительную и слуховую память.
-Активизировать,обогощать словарный запас детей по теме.
-Развивать связную речь.
-Развивать словестно-логическое мышление детей, умение устанавливать причинно-следственные связи, рассуждать,делать выводы, исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
-Продолжать учить отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Оборудование: макеты бабочек на карандаше для развития воздушной струи шмель, оса, стрекоза,комар,гусеница изображение, тетради для печатания звука ы)
1. Организационный момент.
Начинаем заниматься,
Будем весь урок стараться.
Повторять, не зевать, всё запоминать.
Прозвенел звонок.
Начинается урок.
Утро настало,
Солнышко встало.
-Эй,братец Федя,
Разбуди соседей!
-Вставай, Большак!
-Вставай, Указка!
-Вставай, Серёдка!
-Вставай,Сиротка!
-И Крошка –Митрошка!
-Привет! Ладошка! (тоже самое со второй рукой)
2. Артикуляционная гимнастика.
-Но сначала давай сделаем зарядку для язычка. А в этом тебе помогут»весёлые картинки».Посмотри на них и делай так же.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И немного подержи.
Язык нужно раслоблять,
И под счёт его держать.
«Иголочка»
Язык иголочкой тяну,
Не подходи! Я уколю!
«Часики»
Влево – вправо, влево - вправо
Мой язык скальзит лукаво.
«Качели»
На качелях я кочаюсь.
Вверх лечу и вниз спускаюсь.
«Блинчик»
«Вкусное варенье»
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать
«Чашка»
«Слоник, лягушонок»
«Лошадка»
«Футбол»
«Ёжик, цветы»
«Чистим зубки»
«Парус»
3 Организационный момент «Упражнение разноцветные бабочки»
(Создание эмоционального фона, формирование правильного направления воздушной среды)
Логопед раздаёт подвешенных на карандашах бабачек)
Весна в разгаре. Цветёт черёмуха. Проснулись насекомые. Сегодня мы поговорим о насекомых, узнаем, что вам известно о насекомых, об их внешнем виде и образе жизни. Посмотрите какие красивые бабочки к нам прилетели на занятие. Подуйте на них, чтобы они закружились в воздухе. Как вы будете дуть?
Дети. Нужно набрать воздух через нос и подуть на бабочки не надувая щёк, вытянув губы трубочкой.
Логопед. Правильно. Выполняйте упражнение.
(Дети дуют по 4-5 раз)
4. Отгадывание загадок о насекомых. [Развитие общих речевых навыков. ]
Логопед предлагает детям отгадать загадки.
Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
Дети. Это оса. Она алая, тонкая и больно жалит.
Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
Это бабочка. Она яркая, красивая очень похожа на цветок, изящная, нежная.
Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у.
Дети. Комар.
Всех жуков она милей,
Спинка алая у ней.
А на ней кружочки-
Чёрненькие точки.
Дети. Божья коровка.
Она очень красивая красная с чёрными точками.
Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик (стрекоза)
5. Игра с мячом «Закончи предложение». [Расширение экспрессивного словаря словами-антонимами. ]
Логопед приглашает детей поиграть с мечём.
Логопед. Давайте поиграем в знакомую вам игру с мячом «Закончи предложение». Майский жук большой, а божья коровка.
1-й ребенок.. маленькая.
Логопед. У майского жука крылья короткие, а у стрекозы.
2-й ребенок.. длинные.
Логопед. У жука усы толстые, а у бабочки.
3-й ребенок.. тонкие.
Логопед. У шмеля спина широкая, а у водомерки.
4-й ребенок.. узкая.
Логопед оценивает работу детей и убирает мяч.
6Подвижная игра «Пчела»
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела, Дети бегут по кругу на носочках и машут воображаемыми крылышками.
А за нею – шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Встают, загибают по одному пальчику на обеих руках на каждое название.
Как фонарики глаза. Делают кружки из пальчиков и подносят к глазам.
Пожужжали, полетали, Бегут по кругу.
От усталости упали. Медленно опускаются на ковёр.
7Развитие мелкой моторики
Пальчиковая игра «Бабочка»
Спал цветок Сложенные ладони опущены вниз
И вдруг проснулся, Дети поднимают вверх ладони, сложенные бутоном.
Больше спать не захотел Медленно разводят пальцы в стороны, образуя цветок.
Шевельнулся, встрепенулся, Двигают попеременно всеми пальчиками
Взвился вверх и улетел. Поднимают «цветок» над головой.
Это бабочка сидела, Соединяют большие пальцы расставленных ладоней (крылышки).
Потом дальше полетела. Движения «крылышками» в стороны и вверх.
8. Почему в народе говорится:
Муравей не велик, а горы копает. Пчелка маленькая, да мед ее сладок. У кого пчела, тому жизнь весела. Жужжала муха, дождалась паука.
9 Выделите лишнее слово, объясните свой выбор:
• бабочка, стрекоза, енот, пчела;
• кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
• пчела, стрекоза, шмель, бабочка;
• таракан, муха, пчела, майский жук;
• стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.
10 «Подбери словечко» ( уточнение и расширение глагольного словаря и словаря признаков: бабочка что делает? – летает, порхает, кружится, перелетает и т. д. ; комар какой? – надоедливый, маленький, звенящий, кусающий
11 «В стране лилипутов и великанов»
пчела что делает?-пьёт нектар,жужжит,жалит,летает.).
( упражнение в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным и увеличительным оттенками: паук – паучок – паучище; лапа – лапка – лапища ;камар-камарик-камарище,стрекоза-стрекозка-стрекозище;пчела-пчёлка-пчелище)
12. Игра «Один-много»
Камар - камары, оса - осы, пчела – пчёлы, стрекоза – стрекозы. Когда мы говорим слова во множественном числе какой звук слышится последним?
Где стоит звук Ы? (в начале, в середине, в конце слова).
Сегодня мы поговорим о звуке, букве ы.
Артикуляция звука ы (язык находится глубоко во рту). Дети произносят звук ы хором и индивидуально.
Характеристика звука ы (гласный).
13. Воспроизведение слоговых рядов :
пы—ты—кы—хы ты—кы—хы—пы кы—хы—пы—ты хы—пы—ты—кы ых—ык—ып—ыт ык—ып—ыт—ых ып—ыт—ых—ык ыт—ых—ык—ып
14. Выделение звука ы на слух.
Логопед называет слова. Дети поднимают хлопают, если услышат звук ы.
Словарный материал:
дом, мак, дым, ком, усы, мох, бык, весы, кот, дубы, кит, дынил бок, тыква.
15. Физкультминутка.
Знакомство с буквой ы.
Вот топор.
Полено рядом.
Получилось то, что надо:
Получилась буква ы.
Все мы знать её должны!
«из скольких элементов состоит буква ы?»
16Чтение стихотворения буква Ы
А бедняжка буква Ы
Бродит с палочкой увы
Ы в начале слова нет
Это всем давно известно
В середине и в конце
Там просторно ей не тесно
Ы -нас много, а не мало
Рыбы, птицы и следы
Зайцы,ноты и, конечно
В небе разные шары.
17 Правописание в воздухе.
18Печатание ы в тетрадях.
19 Итог занятия. Чем мы сегодня занимались? Что узнали нового?