Людмила Зубцова
Конспект логопедического занятия с логоритмическими упражнениями для детей старшей группы с ТНР
Цель занятия : Уточнение знаний о насекомых, их характерных признаках
Задачи:
1. Учить образовывать относительные прилагательные; согласовывать числительные с существительными; автоматизация шипящих звуков.
2. Развивать логическое мышление и внимание, память., формировать умение вслушиваться в инструкцию и четко ее выполнять. Развивать координацию движений, мышечный тонус, ориентацию в пространстве.
3. Воспитывать внимательное отношение к слову; положительной мотивации к занятию, бережное отношение к насекомым.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед.
Публикация «Конспект логопедического занятия с логоритмическими упражнениями для детей старшей группы с ТНР» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логоритмика. Логоритмические занятия
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2021
Сегодня я предлагаю совершить прогулку на весеннюю лужайку
Луг совсем как ситцевый
Всех цветов платок-
Не поймешь где бабочка, где живой цветок.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые пушистые в небе облака. (Е. Трутнева)
Логопед : Как вы думаете о каком периоде весны говорится в стихотворении Е. Трутневой?
Дети: Конец весны.
Логопед : Почему вы решили, что конец весны, а не середина? Посмотрите пожалуйста на экран, посмотрите какой прекрасный луг изображен здесь. Какие прекрасные цветы на лугу.
Понюхайте их.
(Дети делают глубокий вдох через нос, а выдох через “трубочку”)
А вот мимо полетели бабочки, проползли жучки, червячки.
(Дети выполняют пальчиковую гимнастику «Насекомые»)
Прилетела к нам вчера (пальцами рук выполняют колечки)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
(делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали,
(машут ладошками)
От усталости упали.
(уронить ладони на стол)
Артикуляционная гимнастика под музыку Л. Делиб «Полька –пиццикато»
2. Закрепление темы занятия
Логопед. Кто у нас такие комар, муха, кузнечик, бабочка?
Дети. Насекомые.
Логопед. А каких насекомых вы еще знаете?
Дети. Стрекоза, муравей, таракан и т. д.
3. “Сколько насекомых на цветке?” согласование числительных с существительными.
У каждого ребенка картина с изображением насекомого.
Логопед показывает цифру (от 1 до 5). Ребенок должен составить предложение: “ На цветке 3 муравья”
4. Упражнение массаж «Очки» Посмотрите на поляну. Как сильно печет солнце, оно нам слепит глаза. Давайте оденем солнцезащитные очки. (дети надевают воображаемые очки) Массажируем зону вокруг глаз. Сколько здесь насекомых! (на экране расположены в разных углах насекомые) Ребята какое насекомое спряталось в правом верхнем углу? В левом нижнем углу? И т. д. (дети называют насекомых по инструкции логопеда)
5. Сенсомоторное упражнение «Муравейник». Посмотрите на экран. Чей дом изображен? Давайте придумаем родственные слова к слову муравей (муравьишка, муравьи, мураши, муравейник) Сейчас из бумаги мы с вами построим муравейник. (одновременно двумя руками сминаем бумагу в маленький комок, из комочков строим «муравейник»)
5. Физкультминутка «Гусеница». Упражнение на координацию движений с речью. Развитие творческого воображения.
Этот странный дом без окон у людей
У людей зовётся «кокон».
(Дети лежат на спинах ногами в центр круга)
Свив на ветке этот дом,
Дремлет гусеница в нём.
(Поворачиваются на левый бок, положив руки под щеку)
Спит без просыпа всю зиму.
(Поворачиваются на другой бок)
Но зима промчалась мимо –
(Ложатся на спину, потягиваются)
Март, апрель, капель, весна…
(Медленно садятся)
Просыпайся, соня-сонюшка!
(Потягиваются сидя)
Под весенним ясным солнышком
(Встают, потягиваются стоя)
Гусенице не до сна.
Стала бабочкой она!
(Бегут по кругу, машут руками, как крылышками)
6. Презентация «Насекомые»
Логопед загадывает загадки, о насекомых, если отгадали на экране высвечивается отгадка
7. Дидактическая игра «Весёлые пчёлки».
На полу лежат два больших цветка: синий и красный. Ведущий спрашивает детей, что они знают о гласных и согласных звуках и раздаёт детям буквы. «Пчёлки» с гласными звуками должны прилететь на красный цветок, а с согласными – на синий. Перед тем, как полететь, они поют потешку (югославская народная) :
Пчёлка, пчёлка,
Золотая холка,
Полети на лужок,
Принеси мне медок!
Каждый должен объяснить, почему он прилетел на этот цветок и назвать свою букву.
8. Дидактическая игра «Собери насекомое».
А сейчас мы с вами должны собрать картинки, на которых нарисованы насекомые, и назвать их. Названия насекомых мы должны разделить на слоги.
Дети садятся за стол и собирают разрезные картинки с изображением насекомых: бабочки, стрекозы, кузнечика и жука. Называют получившихся насекомых. Выполняют слоговой анализ названий насекомых.
9. Итог занятия. Где мы побывали сегодня? Что нового вы узнали для себя? Что вам понравилось?