Людмила Шаповалова
Конспект логопедического занятия по теме «Звуки [П], [Т], [К]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОНР по теме : «Звуки П-Т-К».
Цель: формирование у детей правильного звукопроизношения.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
— учить детей сравнивать звуки П - Т - К по акустическим и артикуляционным признакам;
— формировать понятие «слог», уточнить понятия «звук», «слово»;
Публикация «Конспект логопедического занятия по теме „Звуки [П], [Т], [К]“» размещена в разделах
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
— формировать умения делить слова на слоги и определять количество слогов в словах;
коррекционно-развивающие:
— развивать у детей дыхание и голос;
— развивать мимическую мускулатуру лица;
— развивать звуко-буквенный и звуко-слоговой анализ и синтез слогов и слов;
— развивать мелкую моторику;
коррекционно-воспитательная:
— воспитывать интерес к работе в команде.
Оборудование: картинки со звуками П, Т, К, зеркала, изображения фей Фонетики и Графики, схемы слогового разбора : длинная и три короткие полоски, магнитная доска.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Логопед : «Сядет тот, кто превратит твердые слоги в мягкие».
Па-па-па - пя-пя-пя Ка-ка-ка - кя-кя-кя
Та-та-та - тя-тя-тя и т. д.
II. Развитие обшей, мелкой и артикуляционной моторики. Работа по развитию дыхания и голоса.
1. Развитие общей моторики. Упражнение «Чайник».
Я - чайник, ворчун,
хлопотун, сумасброд,
Я вам напоказ выставляю живот. Дети стоят, изогнув одну руку, как носик чайника, другую держат на поясе; животик надут.
Я чай кипячу, клокочу и кричу: Топают.
- Эй люди, я с вами
попить чай хочу!
(Американская песенка) Призывные движения правой рукой.
2. Пальчиковая гимнастика «Машина каша».
Маша каши наварила,
Маша кашей всех кормила. Указательным пальцем правой руки дети мешают в левой ладошке.
Положила Маша кашу
Кошке – в чашку,
Жучке – в плошку,
А коту – в большую ложку,
В миску курицам, цыплятам,
И в корытце поросятам. Загибают по одному пальчику на левой руке.
Всю посуду заняла, Разжимают кулачок.
Всё до крошки раздала.
(Н. Нищева) Сдувают «крошку» с ладошки.
3. Развитие артикуляционной моторики.
Упражнения для
челюсти Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, удержать под счет.
Упражнения для губ Поднять верхнюю губу вверх (видны верхние зубы, удержать под счет. Опустить нижнюю губу (видны нижние зубы, удержать под счет.
Упражнения для
языка «Толкушка» : поочередно упираться кончиком языка в щеки, не надувая их. Рот закрыт.
«Раскатаем тесто» : широкий язык лежит на нижней губе, зубами слегка покусываем язык.
«Разбили чашку» : придать языку форму чашечки, удержать в этом положении, затем резко расслабить язык, чтобы он упал вниз.
4. Развитие мимических мышц.
Легко сомкнуть веки; плотно сомкнуть веки; закрыть правый глаз, затем левый; подмигнуть.
5. Развитие дыхания: упражнение «Пьём коктейль через трубочку».
Вытянуть губы узкой воронкой - вдох, расслабить губы - выдох.
6. Голосовые упражнения.
Произносить на одном выдохе сочетания из двух звуков :
ау___
ау ___
ау___
III. Упражнения по развитию произношения, фонематических процессов, звукового анализа и синтеза.
1. Объявление темы.
Логопед : «На прошлом занятии мы с вами различали два звука - К и Т - а сегодня к ним присоединился еще один звук - П».
3. Акустико-артикуляционный образ звуков.
Хоровое и индивидуальное проговаривание звуков. Характеристика звуков П, К, Т.
4. Развитие фонематического слуха.
Воспроизведение слоговых рядов
ту-ку-пу то-ко-по пу-ту-ку
по-то-ко ку-ту-пу ко-то-по и т. д.
4. Связь звуков и букв.
Отыскивание букв П, К, Т в разрезных азбуках (с опорой на образец).
5. Дифференциация звуков в слогах, словах, предложениях и текстах.
Определение последних звуков в слогах АК, ОТ, УП и первых звуков в слогах КО, ТУ, ПА.
Дети делятся на три команды. Из предложенных картинок 1-я команда отбирает картинки со звуком П, 2-я - со звуком Т, 3-я - со звуком
К и определяют место соответствующего звука в словах, делят слова на слоги.
Звуковой анализ слов : мак, суп, пот. Составление графических схем.
Проговаривание скороговорки: «Паук под потолком, платок под колпаком».
IV. Физкультминутка.
Дети произносят слоги, выполняя движения руками, приседания, наклоны:
Та-ты-ту-тэ.
Па-по-пы-пу и т. д.
V. Формирование понятия «слог», уточнение понятий «звук», «слово». Упражнение в слогоделении.
Упражнение «Задания феи Фонетики».
Фея предлагает детям произнести слова «пума», «малина».
Затем логопед произносит эти слова с прохлопыванием, дети повторяют.
Фея объясняет, что дети разделили слова на части: в слове «пума» - 2 части, а в слове «малина» - 3 части. Сообщает, что каждая часть слова называется слогом.
Вывод: слова делятся на слоги. Слог - это часть слова.
Упражнение «Делим слева на слоги».
Дети с логопедом произносят слова : мама, козы, пума, машины, панама, кукуруза, помидоры, мухоморы, парашюты, пуговица, пароходы, паровозы, макаронина, дым, дом, ком, том, суп, кот, сок, мак по слогам и прохлопывают их.
Вывод: в словах может быть 1,2, 3, 4, 5 и больше слогов.
Логопед. Запомните! Слова делятся на слоги. Слог - это часть слова. В словах может быть 1, 2, 3, 4, 5 и больше слогов.
Упражнение «Угадай слово».
На наборном полотне 4 картинки (суп, мука, посуда, кукуруза; сок, коты, корова, пуговица; мак,
мама, малина, помидоры).
Логопед прохлопывает 1 раз (2, 3, 4 раза) и просит детей угадать слово.
Упражнение «Слово или слог?».
У детей длинные и короткие полоски. Когда логопед произносит слово, дети поднимают длинную полоску, когда слог - короткую.
Упражнение «Составь схему».
Выложить слоговые схемы слов : кот, муха, малина (длинная полоска- это слою, короткая - слог) на наборное полотно и индивидуально.
VI. Итог занятия и оценка работы детей.
Логопед : «Что такое слог? Дайте характеристику звукам П, Т, К».
Список литературы:
1. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 6-7 лет с ОНР. – М. : Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2017. – 264 с.
2. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий I периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 104 с. – (Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
3. Гомзяк О. С. Говорим правильно в 6-7 лет. Конспекты фронтальных занятий II периода обучения в подготовительной к школе логогруппе / О. С. Гомзяк. – М. : ИЗДАТЕЛЬСТВО ГНОМ, 2018. – 112 с. – (Учебно-методический комплекс «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников»).
4. Лиманская О. Н. Конспекты логопедических занятий в подготовительной к школе группе. 2-е изд., доп., испр. – М. : ТЦ Сфера, 2019. – 176с. – (Библиотека логопеда).