Шабунина Лидия
Конспект логопедического занятия по составлению повествовательного рассказа «Уборка урожая» с использованием мнемотехники
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по составлению
повествовательного рассказа «Уборка урожая» с использованием приема мнемотехники
Возраст: старшие дошкольники.
Логопедическое заключение : ОНР III уровня.
Тема: составление повествовательного рассказа по теме «Уборка урожая».
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Урожай
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Цель: учить составлению повествовательного высказывания.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1) учить детей составлять повествовательные рассказы, используя при этом мнемосхему;
2) уточнить и закрепить знания о структуре текста;
3) уточнять, расширять и активизировать словарный запас по лексической те-ме «Уборка урожая» (названия овощей, фруктов, действий людей);
Коррекционно-развивающие:
1) учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
2) развивать память, внимание, словесно-логическое мышление;
3) усвоение навыков планирующей функции
Коррекционно-воспитательная:
1) воспитывать навык контроля над собственной речью и речью окружающих при составлении монологических высказываний;
2) воспитывать навыки общения, речевой коммуникации.
Оборудование: мнемосхема (на основе методических рекомендаций Т. А. Чохонелидзе «Учусь составлять рассказы» – М. : ТЦ Сфера, 2011 г., картинки с изображением предметов из игры «Четвертый лишний».
Ход занятия
1. Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Скажите, пожалуйста, что необходимо уметь делать каждому человеку, чтобы его понимали другие люди? (Уметь красиво, правильно говорить).
– Сегодня мы с вами будем учиться составлять рассказ по определен-ной теме. Сейчас мы поиграем в игру, и вы сами догадаетесь, о чем сегодня будут ваши рассказы.
2. Объявление темы занятия
Игра «Четвёртый лишний». Логопед выставляет по 4 картинки, дети должны назвать их, определить лишнее слово (лишнюю картинку) и объяснить свой выбор:
картофель, свекла, конфеты, морковь;
грабли, лопата, ведро, чайник;
дерево, цветок, куст, скамейка;
яблоко, груша, горох, водоросли;
дом, огород, забор, самолет.
– Ребята, посмотрите, какие картинки у нас остались (овощи, фрукты, сад). Что обычно люди делают осенью в саду с овощами и фруктами? (соби-рают урожай).
3. Артикуляционная, дыхательная, пальчиковая гимнастика
Пальчиковая гимнастика (Логопед выдает каждому ребенку по масса-жному мячику) :
Заходите, дети, в сад!
Тут крыжовник, виноград (дети сжимают мячики в правой руке).
А в лесу растет черника, земляника, ежевика (дети сжимают мячики в левой руке).
Варит бабашка варенье (дети катают мячик по столу правой рукой).
Будет внукам угощение (дети катают мячик по столу левой рукой).
Дыхательная гимнастика
Дует лёгкий ветерок (тихо произносим на выдохе, растягиваем) : «У-у-у-у-у».
Подул сильный ветерок (громко произносим на выдохе, растягиваем) : «У-у-у-у-у».
Заблудились мы в лесу, закричали мы: «Ау!» (громко-тихо);
Осенний ветер вдруг поднялся и листья все с деревьев сдул (Сделать полный выдох носом, втягивая в себя живот и грудную клетку. Сделать полный вдох, выпячивая живот и ребра грудной клетки; задержать дыхание на 3-4 сек. ; сквозь сжатые губы с силой выпустить воздух несколькими отрывистыми выдохами).
Артикуляционная гимнастика
«Чашечка», «Хоботок», «Заборчик», «Качели», «Часики».
4. Подготовительная работа. Анализ содержания мнемотаблицы.
– Ребята, посмотрите на таблицу (см. Рис. 1, в которой зашифрован целый рассказ!
– Каких персонажей вы видите? (Семья – папа, мама, девочка, бабушка и дедушка).
– Какие предметы изображены в таблице? (Деревья, грядки, овощи и фрукты – морковь, капуста, картофель, помидоры, яблоки; лопата, корзинка, пирог из яблок, суп из овощей).
– Что зашифровано в начале мнемотаблицы? (Шагающие ножки, осень. Наступила осень). Как вы догадались, какое время года наступило? (Наступила осень, листья опадают, слово «осень» начинается с буквы О).
– Догадались ли вы, о каком действии идет речь? (Сбор урожая).
– Где происходит действие? (В саду, в огороде).
– Что делает каждый персонаж? (Папа копает картошку, мама собирает помидоры, девочка выдергивает морковь, бабушка собирает капусту, дедушка собирает яблоки, мама варит суп из овощей, бабушка печет яблочный пи-рог).
– Давайте придумаем имя для девочки! (Маша).
5. Лексико-грамматические упражнения по подготовке к связному высказы-ванию.
– Ребята, сейчас мы поиграем в игру «Подбери слово».
1) Я вам буду показывать картинки с предметами, а вы подбирать описательные слова (прилагательные) к ним.
Морковь (сладкая, оранжевая, яркая, капуста (большая, хрустящая, картофель (коричневый, крупный, помидоры (ароматные, вкусные, красные, яблоки (вкусные, сочные, сладкие).
2) «Назвать действие» по картинкам. При сборе урожая, что делают с картофелем. (выкапывают); с морковью. (выдергивают); яблоки, помидоры, капусту. (собирают).
6. Физминутка
Осень в гости к нам пришла (ходьба на месте)
И подарки принесла (широко развести руки в стороны) :
Яблоки душистые (соединить пальцы обеих ладоней, изображая шар,
Репку золотистую (развести округленные ладони в стороны,
Кабачки пузатые (переплести пальцы рук, выставив их перед живо-том)
И морковку сладкую (хлопать в ладоши).
7. Составление плана рассказа
– Ребята, давайте еще раз внимательно рассмотрим таблицу. Какая структура будет у рассказа? (Действия идут друг за другом по картинкам. На-чало рассказа – наступила осень, семья приехала в сад собирать урожай; середина рассказа – какой урожай собирает каждый персонаж; конец расска-за – что приготовит мама и бабушка из собранного урожая).
8. Составление повествовательного рассказа по мнемотаблице
– Как можно назвать наш рассказ? (Наш рассказ можно назвать «Убор-ка урожая», «Сбор урожая»)
Прослушивание рассказов детей. При необходимости, сопряженное совместное с логопедом рассказывание. При составлении рассказа логопед следит за последовательностью, связностью, объяснением причинно-следственных взаимосвязей, при необходимости помогает ребенку, исправляет не-точности.
9. Оценивание работ и анализ рассказов
– Ребята, оцените друг друга. За что, вы можете похвалить рассказ товарища? А что вы бы исправили? Чей рассказ вам понравился больше?
10. Итог
– Что мы сегодня научились делать на занятии? (Составлять рассказ по таблице, по опорным картинкам).
– Что вам показалось интересным за занятии? Что показалось сложным?
– Молодцы, у вас получились хорошие рассказы!