Екатерина Александровна Мартынова
Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы «Волшебный мир насекомых»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического заняти
Тема: " Волшебный мир насекомых. "
Цель: научить детей составлять описательные рассказы о насекомых, используя при этом план – схему.
Задачи занятия :
- продолжать учить связности, развёрнутости, непрерывности высказывания;
-закреплять навык самоконтроля за произношением в самостоятельной речи, употребление существительных в родительном падеже;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию связной речи для старшей группы „Волшебный мир насекомых“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Насекомые. Конспекты занятий, НОД
- Насекомые. Конспекты по развитию речи
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Работа логопеда. Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2023
- активизировать словарь по теме «Насекомые»;
-развивать память, внимание, словесно-логическое мышление на примере упражнений «Составление описательного рассказа о насекомых» «Четвертый лишний»,
- развивать словообразование и словоизменение;
- развивать умение употреблять существительные в форме родительного падежа множественного числа.
-умение употреблять предлоги.
-научить выполнять правильно дыхательную гимнастику.
- расширять и активизировать словарь по теме;
- воспитывать устойчивый интерес к жизнедеятельности насекомых;
Сюжетная линия: — сказка «Путешествие Муравьишки»
Оборудование: плакат с изображением лесной полянки – муравейник, дерево – дуб, предметные картинки с изображением насекомых муравей, кузнечик, бабочка, жук, гусеница.
Ход занятия:
1. Организованный момент.
Логопед и дети входят в группу.
- Здравствуйте дети, сегодня к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с ними (здороваются).
2. Основная часть:
Дети, к нам приполз муравей и просит помощи.
Послушайте его историю:
На опушке леса стоял большой муравейник. В нём жило много лесных муравьёв. И был там один маленький любопытный Муравьишка. В один солнечный день он решил попутешествовать. Выполз он из муравейника и увидел прекрасную бабочку и так ей увлёкся, что ушёл далеко от муравейника. Солнце стало опускаться, и он начал беспокоиться, как успеть до темна, добраться до дома, и пошёл быстрее. Навстречу ему кузнечик. Муравьишка попросил его довести до дома, т. к. он заблудился. Кузнечик ему ответил: «Выполни моё задание, тогда я помогу тебе».
Пригорюнился муравей, ведь трудное задание задал ему кузнечик. А он такой маленький, несмышлёный и не может сделать задание сам, ему нужна помощь.
-Можем мы ему помочь?
3. Давайте, ребята, поможем муравью выполнить его задание.
-А для этого нам нужно отгадать загадки:
1. Над цветком она летала
И пыльцу из цветка собирала.
Полосатая она.
А зовут ее. (пчела).
2. Мы- лесные жители.
Мудрые строители.
Из иголок всей артелью.
Строим дом себе под елью….(муравьи)
3. Жу-жу-жу
Я на ветке сижу,
Букву «Ж» все твержу,
Зная твердо букву эта.
Я жужжу весной и летом. (жук)
4. Целый день летает.
Всем надоедает.
Ночь настает
Тогда перестает. (муха).
-Ребята, вы все загадки отгадали. Как можно сказать одним словом жук,муравей,муха,пчела.
-Верно насекомые.
Молодцы, ребята, помогли Муравьишке. Кузнечик перевез его через речку на полянку и сказал: «Я не могу везти тебя дальше, меня дома маленькие детки ждут».
-Молодцы, вы справились и помогли Муравьишке, ему очень нравиться на полянке. Но у него здесь мало друзей насекомых.
Давайте сделаем так, чтобы их стало много. Но как же это сделать?
-Мы можем поиграть в игру «Один-много».
Я буду называть одно насекомое, а вы будите отвечать так, как их много.
4. Образование существительных в форме множественного числа.
Муха – много мух
Бабочка – много бабочек
Комар – много комаров
Оса- много ос
Кузнечик – много кузнечиков
Пчела – много пчел
Стрекоза – много стрекоз и т. д.
-Мы с вами нашли много друзей нашему Муравьишке, но ему надо вернуться домой к маме и папе. Послушайте что было дальше.
5. Идёт он себе, идёт, навстречу ему летит жук.
Попросил муравей его довезти до муравейника. Жук согласился и сказал: «Моим детишкам в школе задали очень трудное задание, если ты мне поможешь, то и я не откажу тебе в помощи.» Задумался муравей, ведь он не умеет выполнять сложные задания, а домой к маме и папе очень хочется.
-Ребята, поможем ему, чтобы он успел добраться до дома до захода солнца?
-Да.
-Вот какое задание задали детишкам жука в школе: «Нужно из слов, которые я вам буду называть, определить лишнее слово, то которое не относится к насекомым и объяснить свой выбор».
Игра «Четвёртый лишний»
Логопед называет четыре слова, дети должны на слух определить лишнее слово и объяснить свой выбор.
- Жук, пчела, муравей, кошка;
- Муха,оса,змея,шмель.
-ящерица,жук,муравей,саранча.
Пригорюнился наш Муравьишка, боится, что не успеет домой до захода солнца. Давайте развеселим и преободрим его, мы все встанем,превратимся в насекомых и исполним его любимый танец.
6. Физкультминутка:
«Полосатая пчела»
Прилетела к нам вчера (частые взмахи руками)
Полосатая пчела,
А за нею шмель-шмелек (взмахи более редкие)
И веселый мотылек (взмахи руками от плеча)
Два жука и стрекоза (руки в одну сторону, затем в другую)
Как фонарики, глаза.
Пожужжали, полетали (жужжат и делают взмахи)
От усталости упали (сели на корточки)
7. Мы с вами по танцевали. А сейчас послушайте, что произошло дальше с нашим Муравьишкой.
Оставил жук муравья на ветке могучего дуба. Посмотрел он вниз и увидел, как высоко над муравейником он находится. Спустился он на другую ветку, по которой ползла гусеница. Попросил он гусеницу спустить его вниз. Она ответила: «Если выполнишь моё задание правильно, то помогу тебе добраться донизу».
8. Умение употреблять предлоги на, из-под,из-за.
-Ребята, вы хотите узнать какое задание попросила выполнить Муравьишку гусеница?
-Ребята посмотрите, какие красивые цветы,на нем маленькие жители
-Ее пригласил на День Рождения Жук, который уже помог нашему Муравьишке, вот гусеница и решила подарить ему цветы давайте посмотрим.
Логопед достает цветок в горшке,на котором прицеплены игрушечные насекомые
Какой сюрприз приготовила гусеница? Смотрите ребята на букете спрятались насекомые,давайте попробуем найти.
Дети берут насекомых и проговаривают,откуда они их взяли.
Я достала стрекозу из-за стебелька.
Я достала бабочку из-под листа.
Я достала муравья из-под камня.
Я достала жука из-под камня.
Так наш друг Муравьишка добрался до подножья дуба. Солнце садилось, сгущались сумерки. Ему нужно было быстрее попасть в муравейник, потому что, когда становилось темно, все выходы и входы в муравейнике закрывались и охранялись грозными солдатами.
10. Дыхательная гимнастика «Разноцветный цветок».Ребята,посмотрите,какой красивый цветок,а на цветке столько насекомых. Ребята,давайте подуем. Нужно набрать воздух через носи подуть не надувая щек,вытянув губы трубочкой.
11. Муравьишка побежал к последней отрытой двери, которую уже закрывал солдат муравей и жалобным голосом закричал: «Пустите меня домой! Меня ждут папа и мама!». А солдат муравей ему ответил: «Выполни моё задание, тогда пущу!»
Муравей очень устал и поэтому не мог думать о задании. Он хотел поскорее увидеть своих любимых родителей.
Поможем муравью? Да.
-Солдат-муравей с детства любил рассказы, вот и предложил нашему Муравьишке такое задание. И ему в помощь он дал схему. Давайте выберем любую картинку с изображением насекомого и по цепочке будем составлять рассказ. Я задаю вам вопрос, а вы отвечаете на него полным ответом. А затем один кто-нибудь из вас расскажет солдату-муравью полностью рассказ, какой у нас получился.
-Составление описательного рассказа о насекомых по схеме :
- Составляем вместе рассказ о пчеле:
Пчела это насекомое, они живут в ульях. Пчела маленького размера. У пчелы полосатая окраска: желтые и черные полосы. Всё тело покрыто волосками. Пчелы питаются нектарам, пыльцой. Пчелы очень полезны, они нужны для опыления растений.
Дети: божья коровка, бабочка, муха, кузнечик.
12. Итог занятия.
Какие мы с вами молодцы, помогли Муравьишке. Он теперь добрался до своего дома и скоро увидит папу и маму.
-А для чего мы их выполняли?
-Какие задания мы выполняли чтобы помочь Муравьишке?
-Какие задания вам больше понравились?
-Молодцы!