Берёзова Елена
Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект подгруппового логопедического занятия по развитию
лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе
для детей с ОНР на тему: «Насекомые»
Тема: Насекомые.
Задачи:
- обогащать и активизировать словарь по теме занятия;
Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- совершенствовать грамматический строй речи (согласование существительных с числительными в роде, числе и падеже; образование притяжательных прилагательных);
- совершенствовать связную речь;
- развивать зрительное внимание, восприятие, мышление.
- развивать мелкую моторику, координацию речи с движениями.
Оборудование: картинки с изображением насекомых, черно-белые картинки для раскрашивания, карточки, с изображением насекомых – для счета.
Ход занятия
1. Организационный момент. Доброе утро, ребята. Предлагаю отгадать загадки о насекомых.
Логопед загадывает детям загадки:
Логопед. Этот увалень мохнатый,
Сладкоежка полосатый,
Опускает хоботок
В распустившийся цветок.
Кто это?
Дети. Это шмель. Он полосатый. Он собирает нектар хоботком.
Логопед. Злюка тощая такая
Надо мной весь день летает
И ужалит ненароком,
Если я измажусь соком.
Кто это?
Дети. Это оса.
Логопед. По листочку проползает,
Всюду дырки оставляет.
Вот прожорливая штучка,
А свернулась закорючкой.
Кто это?
Дети. Это гусеница. Она прогрызает дырки в листочках.
Логопед. Звон весь день в ушах стоит.
Надо мною кто звенит?
Прилетел он со двора.
Длинный нос у…
Дети. Комара.
2. Беседа по теме занятия.
Логопед. Ребята, вы уже догадались о ком сегодня мы будем разговаривать?
Дети. Да, о насекомых.
Логопед выставляет картинки с изображением насекомых.
Логопед. Ребята, кто изображен на картинках?
Дети. Насекомые: шмель, оса, гусеница и комар.
Логопед. Расскажите, каких насекомых вы видите на картинках.
Дети дают ответы. Логопед закрепляет в словаре обобщающее понятие «насекомые». Просит показать части тела насекомых (голова, усики, хоботок, жало, глаза, брюшко, крылышки, лапки). Логопед рассказывает детям почему насекомые имеют такую необычную окраску; почему ее называют защитной, отпугивающей. Объясняет детям понятие «хищные насекомые» (стрекоза, муравей, божья коровка, кузнечик, паук, рассказывает, чем питаются хищные насекомые (насекомыми, личинками насекомых). Рассказывает, чем питаются другие насекомые: пчелы, бабочки — нектаром цветов; мухи, тараканы — остатками пищи человека.
Логопед беседует с детьми о том, какую пользу приносят насекомые:
- людям: пчелы дают мед, воск;
- в лесу: муравьи, божьи коровки уничтожают вредных насекомых; пчелы, бабочки опы-ляют растения;
- животным и птицам: муравьи, комары, мухи, бабочки служат для них кормом.
Логопед рассказывает о том, какой вред наносят насекомые:
-людям: мухи, тараканы, комары больно кусают, разносят опасные болезни;
-лесу: жуки-короеды повреждают кору деревьев, гусеницы объедают листья растений;
-животным и птицам: комары, слепни, блохи больно кусают.
3. Упражнение «Что спрятал художник?»
Логопед раздает детям черно-белые картинки для раскрашивания, ставит на стол кон-тейнер с карандашами.
Логопед. Посмотрите на свои карточки. Что спрятал художник в этом рисунке?
Дети. Соты, горшок с медом, ложку и двух пчел.
Логопед. Правильно. Обведите пчел по контуру, а потом правильно раскрасьте их.
Дети выполняют задание. Логопед оценивает их работу.
4. Физкультминутка «Стрекоза».
Дети произносят слова и делают соответствующие движения, изображая стрекоз:
Стрекоза, стрекоза!
Вот такие вот глаза!
А сама — как вертолет:
Вправо — влево, взад — вперед!
Стрекоза летала, летала
И устала (дети приседают).
5. Дидактическое упражнение «Чьи лапки, чья голова?». Логопед просит детей рассмотреть картинки с изображением насекомых и составить предложения по образцу.
Образец: У муравья муравьиные лапки, муравьиная голова.
У пчелы —. лапки,. голова. У комара — лапки,. голова.
У таракана —. лапки,. голова. У стрекозы—. лапки,. голова.
6. Дидактическое упражнение «Считай и называй». Логопед раздает детям карточки, на которых изображены насекомые. А в нижней части каждой карточки - кружки разного цвета. Затем логопед просит посчитать насекомых (записать цифру в кружок) и соединить линиями насекомых одного вида с кружками соответствующего цвета (кузнечики-зеленый круг, божьи коровки – красный круг, муравьи –коричневый круг и т. д.).
7. Коллективный пересказ.
Логопед. Есть насекомые, которые приносят людям большую пользу. Люди их любят и заботятся о них. За это насекомые дарят людям подарок – отличное лакомство и замечательное лекарство. Какие это насекомые, вы поймете, если отгадаете загадку:
Домовитая хозяйка
Пролетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком,
Он поделится медком. (Пчела)
Далее логопед читает рассказ и задает вопросы по тексту.
Зацвели первые кусты и деревья. На пасеке оживает пчелиный городок. Всю зиму пчелы мирно дремали в своих домиках-ульях на сотах с душистым мёдом, тесно прижавшись, друг к другу. Этот мёд оставил пчёлам на зиму заботливый пчеловод. Ведь пчёлы зимой не спят, как большинство других насекомых. Они только дремлют. Зимой им тоже нужна еда, а добывать её негде. На зиму ульи с пчёлами убирают в особое помещение или утепляют, чтобы пчелы не замерзли.
Но вот зима кончилась. Улей выносят на пасеку. Пчелы в первый раз выползают из улья погреться на солнышке. Они не сразу отправляются в поля и леса за медом: сперва оглядываются, расправляют крылышки, а потом лишь трогаются в путь.
В улье в эту пору кипит работа. Пчелы чистят, убирают после зимовки свой домик, готовятся к лету.
— Где живут пчелы? (В ульях.)
— Как называется городок из ульев? (Пасека.)
— Как называется человек, который ухаживает за пчелами? (Пчеловод или пасечник)
— Спят ли пчелы зимой? Что они делают?
— Чем пчелы питаются?
— Где пчелы собирают мед?
— Как пчелы вылетают весной из ульев?
— Что они делают в ульях весной?
Затем дети коллективно (по цепочке) пересказывают рассказ.
8. Итог занятия. Логопед обобщает и систематизирует полученные знания, оценивает деятельность детей.