Анна Александровна Калёнова
Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Слова-предметы» для детей с ОНР в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: формировать понятие о слове, обозначающем предмет.
Образовательные задачи:
1. Продолжать формировать умение делить на слоги слова;
2. Формировать умение различать понятия "звук" и "слова";
3. Совершенствовать умение различать на слух короткие и длинные слова;
4. Уточнить представления об неодушевлённых и одушевлённых предметах;
5. Формировать умение правильно задавать вопросы "Кто это? Что это?";
6. Упражнять в передаче вопросительной интонации.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать фонематические процессы;
2. Развивать мышление, внимание и память;
Публикация «Конспект логопедического занятия по обучению грамоте „Слова-предметы“ для детей с ОНР в подготовительной группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2024
3. Развивать координацию речи с движением;
4. Развивать мелодико-интонационную сторону речи.
Воспитателные задачи:
1. Воспитывать умение внимательно слушать друг друга.
Материал и оборудование: короткие и длинные полоски, картинки с изображением неживых и живых предметов.
Ход занятия.
1. Организационный момент. Игра "Посчитай слоги"[/i].
Л. : - Ребята, давайте вспомним, как называются части, из которых состоят слова. (Ответы детей). Сейчас внимательно посмотрите на картинки и назовите количество слогов в словах.
Лексический материал: Буратино, пирамида, шоколад, сарафан, бегемот, телефон, ветка, баня, роза, бинт, крот, стол.
2. Введение в тему. Игра "Доскажи словечко".
Л.: - Ребята, слушайте внимательно и добавляйте нужное слово.
- Вперевалку шёл со льдин к нам на утренник (пингвин).
- Кто один имеет рог? Отгадайте (носорог).
- Наша Мурка спит и слышит, как в углу скребутся (мыши).
- Не поедет без бензина наша быстрая (машина).
- Ты надел совсем не то: нужна не шуба, а (пальто).
- Михаил играл в футбол и забил в ворота (гол).
- Руки мыть пошла Людмила, ей понадобилось (мыло).
Л. : - Ребята, сейчас вы оговаривали слова.
Лексический материал: гол, пингвин, носорог, мыши, машина, пальто, мыло.
3. Основная часть.
А). Игра "Собери - разбери".
Л. : - Ребята, сложите пальчики "чашечкой" и "соберите" звуки, чтобы получилось слово. (М-а-ш-и-н-а, м-а-к, л-и-с-а).
Л. : - А теперь пальчики "пошли гулять" в разные стороны, все звуки "разбежались". Предлагаю вам сейчас разобрать слова на звуки.
Лексический материал: малина, батут, винт, ива, дом.
Б). Игра "Короткое - длинное".
Л.: - Ребята,е сли в слове много звуков, то оно длинное, а в слове мало звуков, то оно короткое. Например, в слове "бутерброд" девять звуков - это длинное слово. А в слове "дом" всего навсего три звука, это короткое слово.
Л. : - Ребята, топните, если услышите короткое слово. И хлопните, если услышите длинное слово.
Лексический материал: троллейбус, электричество, зонт, экскаватор, рот, пар, машина, шар.
В). Физкультминутка.
Раз, два - все вставайте,
Три, четыре - приседайте.
Пять, шесть - повернитесь,
Семь, восемь - улыбнись.
Девять, десять - не зевайте,
Своё место занимайте.
Л. : - Ребята, слова бывают разные: слова-признаки (синий, слова-предметы (книга, слова-действия (катится). Слова, обозначают предметы, называются слова-предметы. Например: ученик, портфель, парта, книга.
Г). Игра "Живое - неживое".
Л.: - Ребята, слова-предметы могут обозначать неживые и живые предметы. Например, стол - это неживой предмет, а лягушка - это живой предмет.
Л.: - Закрывайте руками уши, если услышите слово, которое обозначает неживой предмет. Закрывайте глаза руками, если вы услышите слово, которое обозначает живой предмет.
Лексический материал: лужа, лягушка, мураей, дом, шоколадка, бабочка, яблоко, бумага, белка.
Д). Игра "Вопрос - ответ".
Л. : - Ребята, у каждого из вас по четыре картинки с изображением неживых и живых предметов. Покажите своему соседу картинку и задайте вопрос "Что это?" или "Кто это?". Сосед отвечает и задаёт вопрос по своей картинке.
Дидактический материал: строитель, дом, спортсмен, стадион, банан, учитель, школа, продавец, глобус, магазин, хлеб, шофёр, автобус, машина, пилот, самолёт, конфета, жираф.
4.Итог занятия.
Л.: - Ребята, с какими словами мы сегодня с вами познакомились?
- Давайте вспомним слова - предметы.
- О каких предметах спрашивают "Что это?"
- О каких предметах спрашивают "Кто это?"
Л.: - Молодцы, ребята. Всем спасибо за занятие!