Мария Магрычева
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе «Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: научить детей дифференцировать звуки З-З’,С-С’.
Задачи:
Закреплять знания детей о звуках З-З’,С-С’;
Закреплять правильное произношение данных звуков;
Развивать зрительное восприятие и оптические представления;
Развивать навыки словообразования, работы с омонимами;
Развивать навыки звуко-слогового анализа слов, словообразования;
Учить оперировать в речи обобщающими понятиями;
Развивать зрительное и слуховое внимание и восприятие;
Публикация «Конспект логопедического занятия в подготовительной группе „Дифференциация звуков [з]-[з’], [с]-[с’]“» размещена в разделах
- Буква З и звуки [З], [З’]. Конспекты занятий
- Буква С и звуки [С], [С’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
Оборудование: буквы С — 3; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч; картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка».
Ход занятия:
1. Оргмомент.
Сядет тот, кто правильно произнесё т слоги:
За-са-са Со-зо-зо-со
Со-зо-со За-за-за-са
Су-зу-су Зы-зы-сы-сы
2. Введение в тему занятия
Сегодня мы будем говорить о двух чудесных звуках. Если в слове заменить один звук другим, то получится новое слово.
[З]
КО А
[С]
Чем похожи и чем отличаются эти слова?
Похожи: количеством звуков и букв, началом и концом слова.
Различаются: звуками [С]-[З] и буквами «С»-«З», значением слов.
Придумайте предложение со словом «коза».
Придумайте предложение со словом «коса».
А какие ещё значения слова «коса» вы знаете?
Какое интересное слово «коса» : слово одно, а значений много.
Как называются такие слова?
А теперь скажите, какие звуки мы сегодня будем учиться различать?
Сегодня на занятии мы будем учиться различать на слух звуки [С]-[З] и буквы, которые их обозначают, в словах.
А сейчас вспомните, как воздух выходит из насоса и свистит: «С»-«С»-«С».
Произнесите его. Обратите внимание, в каком положении у вас губы, зубы, где находится кончик языка.
Губы - растянуты в улыбку, зубы – сближены, кончик языка – упирается в нижние зубы
А теперь вспомните, как сердито звенит большой комар: «З»-«З»-«З».
Сделайте вывод об артикуляции звуков [С]-[З].
А давайте подумаем, чем же они отличаются?
Положите руку на горлышко и послушайте, дрожит ли горлышко? (При звуках [С]-[З]).
С голосом или без голоса произносим этот звук?
Вывод: [З] - звонкий, [С] - глухой.
В слове «коса» звук [С] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [С].
В слове «коза» звук [З] твёрдый или мягкий?
Дайте характеристику звуку [З].
Итак, чем же отличаются звуки [С] и [З]?
А сейчас поиграем. Если вы услышите среди других звуков [З] - хлопните в ладоши, [С] - топните.
Отгадайте героев нашего занятия.
У косого нет берлоги, Хитрая плутовка,
Не нужна ему нора. Рыжая головка,
От врагов спасают ноги, Пушистый хвост-краса.
А от голода – кора. Кто же это? … (Лиса).
(Заяц.)
Из какой сказки эти герои?
3. Различение букв
Лиса и заяц принесли вам свои любимые буквы. Найдите эти буквы. Послушайте про них стихотворение и рассмотрите картинки на доске.
Извиваюсь словно змейка,
Срисовать меня сумей-ка!
Что за буква светится
3 не просто завитушка
3 — пружина,
Крендель, стружка. Села мышка в уголок
Съела бублика кусок.
Старым ясным месяцем?
Полумесяц в небе темном
Буквой С повис над домом.
4. Различение звуков С- С’, З- 3 в слогах. Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.
Игра в мяч: «Скажи наоборот»
СА-ЗА УС-УЗ СЕ-ЗЕ СЁ – ЗЁ
СО-3О СИ-ЗИ УС-УЗ ЗУ-СУ
5. Различение звуков занятия в словах. Называние предметных картинок, закрепление знания правил орфографии.
Вот наши герои стали наводить порядок в своих домах. Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что Лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?
Картинки: ваза, сковорода, кастрюля, сито, стакан, самовар, тазик, заварочный чайник.
6. Физминутка
Вы отлично справились с заданием. Давайте немного отдохнем и разучим зарядку про лису, ежика и белочку.
Дети произносят текст и загибают, пальчики, начиная с большого.
У лисы в лесу глухом Под кустами еж колючий
Есть нора — надежный дом. Нагребает листья в кучу.
Не страшны зимой метели Есть у каждого свой дом,
Белочке в дупле на ели. Всем тепло, уютно в нем.
7. Закрепление умений словообразования существительных при помощи суффиксов.
Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в «маленькие». Помогите зайчику изменить слова. Образец: глаз — глазик, таз — тазик…
Игра с мячом «Скажи ласково»
нос — … коляска — … коза — …
слон — … сказка — … роза — …
коса — … гнездо — … маска — …
арбуз — … краска — … сестра — …
8. Отрабатывание звуков в речи. Определение звука, слогов в слове, позицию звука. Игра «ЗАГАДКИ И ОТГАДКИ».
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета,
Для зимы — другого цвета.
(Заяц)
Он в безбрежном океане
Туч касается крылом.
Развернётся под лучами,
Отливает серебром.
(Самолёт)
Себя он раскрывает, тебя он закрывает,
Только дождичек пройдет — сделает наоборот.
(Зонт)
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
(Снежинка)
Красные двери
В пещере моей,
Белые звери
Сидят У дверей.
И мясо, и хлеб -всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю!
(Зубы; автор загадки К. Чуковский)
Висит за окошком
Кулек ледяной.
Он полон капели
И пахнет весной.
(Сосулька)
9. Развитие фонематического слуха. Игра: «БУКВЫ ШУТЯТ»
В словах поменяем букву З на букву С:
Роза — роса,
Коза — коса,
Зоя — соя,
Зайка — сайка.
С каждым словом пары придумать предложение.
10. Итог занятия.