Ольга Колачева
Конспект логопедического занятия по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: В гостях у сказки (по мотивам русской народной сказки «Гуси-лебеди»)
Цели: развивать все компоненты устной речи (лексическую сторону, грамматический строй речи, произносительную и просодическую сторону речи, связную речь) в различных формах и видах детской деятельности; пополнять и активизировать словарь детей по теме «Посуда. Продукты питания», закреплять умение образовывать относительные прилагательные, дифференцировать понятия «кухонная», «столовая» и «чайная» посуда; --развивать у детей слуховое внимание, общую, мелкую и артикуляционную моторику, мимику, координацию речи с движением, чувство ритма, физиологическое и речевое дыхание, умение петь и правильно брать дыхание, умение владеть своим голосом; приобщать к музыкальному искусству, развивать у детей музыкальность, сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей.
Публикация «Конспект логопедического занятия по мотивам сказки „Гуси-лебеди“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Гуси лебеди», сказка
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
Оборудованиеинтерактивная доска картинки на ней - Аленушка, Ванюшка, печка, яблоня, речка, избушка, Баба-Яга, гуси-лебеди; яблочко; игрушечная посуда; деревянные ложки по количеству детей.
Организация деятельности
I. Организационный момент
Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии в исполнении оркестра русских инструментов и садятся на места.
Логопед:
Сядем, деточки,рядком,да поговорим ладком. Про сказки русские, известные И до сих пор нам интересные.
• Сегодня я предлагаю вам путешествие по русской народной сказке «Гуси-лебеди».
• В одной деревне жили маменька и папенька. И были у них дочка Аленушка да сынок Ванюшка. Ждали как-то они к себе гостей. Да принять-то их надо хорошо, вкусным угостить, разносолами удивить. Отправились маменька с папенькой в город. А Аленушке родители наказали в доме прибраться да за Ванюшкой - малышом посмотреть. Сами лошадь в дрожки запрягли и поехали.
II. Упражнение на развитие внимания «На лошадке»
Ехали дрожки (дети ходят, высоко поднимая колени) По стежке-дорожке, По стежке-дорожке Ровнее ладошки.
Лугом, лесочком (двигаются прямым галопом,
Через реку, мосточком,
С кочки на кочку
Вприпрыжку, вприскочку.
По оврагам, по камням (скачут,
По ухабам, по корням.
Прямо в яму -
БАМ! (Быстро приседают.)
II. Координация речи с движением (Приложение 1)
Логопед: А Аленушка дома прибирается, хлопочет. Все умеет девочка делать, умелые у нее руки:
Мои руки умелые такие, («Аленушка» вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз)
Мои руки - руки золотые.
Они умеют вышивать, (выполняет движения в соответствии с текстом)
Шить и шарф вязать,
Подметать и стирать,
Суп варить, пыль вытирать,
Тарелки чисто мыть,
За порядком следить, (грозит пальчиком.)
Вот они какие - (вытягивает руки вперед, поворачивает ладони то вверх, то вниз) Руки золотые.
Ребенок: Все по дому Аленушка сделала. Услыхала девчушка голоса подружек на улице, посадила братца на крылечко, а сама побежала поиграть с девочками. Подружки первым делом поздоровались.
II. Коммуникативная игра «Здравствуй, дружок!» (на музыку С. Коротаевой)
Здравствуй, дружочек, (Дети приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)Здравствуй, дружок!
Встанем с тобою мы вместе в кружок. (Взявшись за руки идут по кругу.) Дружно по кругу с тобою пойдем, Здороваться вместе начнем!
-Здравствуйте, здравствуйте, ручки! (Вытягивают вперед руки.) -Хлоп, хлоп! (Хлопают.)
• Здравствуйте, здравствуйте, ножки (Выставляют на пятку сначала одну ногу, потом другую.)
-Топ-топ! (Топают.)
• Здравствуйте, наши ладошки! Поворачивают ладошки.
• Хлоп, хлоп! Делают «тарелочки»
-Здравствуйте, наши коленки! (Гладят колени ладошками.)
• Шлеп, шлеп! (Шлепают ладонями по коленям.)
• Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
• Здравствуй, дружок!
Галопом поскачет наш дружный кружок. (Двигаются боковым галопом по кругу, руки на пояс.)
Легкие ножки по кругу бегут, На месте стоять не дают.
• Здравствуй, дружочек, (Приветственно машут сначала одной рукой, потом другой.)
• Здравствуй, дружок!
Быстро кружится наш ровный кружок. (Взявшись за руки, легко бегут по кругу.) Резвые ножки быстро бегут, И остановятся тут.
• Мы улыбнемся друг другу с тобой. (Качают головой.)
• Здравствуйте, люди! Смейтесь со мной (Протягивают руки вперед.)
Ребенок: Пока ребята на улице играли, налетели гуси-лебеди. Подхватили малыша, унесли его в темный лес к Бабе-Яге. Отправилась Аленушка искать братца, идет по дорожке, торопится.
V. Подбор названий продуктов, блюд из муки
Ребенок: Дошла Аленушка до печки. Просит девочку печка открыть заслонку, вынуть пышки, пока они не сгорели. Некогда Аленушке, но пожалела она печку, вынула пышки.
Логопед:Ребята, а что можно еще испечь в печке? (пирожки, пироги, беляши, хлеб, блины, булочки, плюшки и т. д.)
1. «Месим тесто» - толкать язычком то одну щечку, то в другую.
2. «Раскатываем тесто» - с силой проталкивать язык через зубы и втягивать обратно в рот.
3. «Блинчик» - держать язык широкой лопаткой.
4. «Кладем начинку» - заворачивать края языка.
5. «Печем пирожки» - надувать щеки и медленно выпускать воздух через расслабленные губы, произнося «пух-х-х».
6. «Вкусный пирожок» - облизать губы языком.
1V. Образование относительных прилагательных.
Ребенок: Пошла Аленушка дальше. Видит: у дороги яблоня стоит. Спелые яблоки наклонили ветви ее. Тяжело яблоньке. Попросила она девочку снять яблочки. Хотя и торопится Аленушка, но помогла яблоньке. Сняла яблочки, сложила их в кучку.
Логопед: Ребята, а кроме яблок вы какие фрукты знаете? (Груша, слива, апельсин, мандарин, абрикос, персик.)
• А что из фруктов можно приготовить? (Сок, варенье, компот, кисель, начинку для пирога.)
• Если сок из яблок, то он яблочный, из груш - грушевый, из апельсинов - апельсиновый, из слив - сливовый, а варенье из персиков - персиковое, из абрикосов - абрикосовое, кисель из фруктов - фруктовый и. т. д.
V. Игра «Яблочко» Слова М. Картушиной, русская народная мелодия «Пойду ль я, выйду ль я»
Муз. руководитель: Ребята, посмотрите, одно яблочко скатилось прямо к нам. Это яблонька Аленушку отблагодарила. Давайте с ним поиграем.
Дети встают в круг и передают яблочко из рук в руки под песню
Яблочко золотое, Яблочко наливное По рукам катилось И остановилось.
Ребенок с яблоком выходит из круга. Дети ему говорят, грозя пальцем:
Быстро с яблочком беги И друзей себе найди.
Ребенок-водящий под музыку бежит за кругом, с окончанием музыки останавливается и задевает двоих детей, около которых он остановился, все ребята хлопают в ладоши и говорят: «Раз! Два! Три! Беги!» Выбранные дети бегут в разные стороны, обегают круг и возвращаются к водящему. Выигрывает тот ребенок, который первый возьмет яблоко с ладони водящего. Игра повторяется.
V.1 Чистоговорка «К-К»
Ребенок: Подошла девочка к речке. А она-то едва течет, завалили русло ее камни тяжелые. Пожалела Аленушка реченьку, отодвинула камни. И опять побежала речка весело.
Ка-ка-ка - бежит чистая река. (Дети делают волнообразные движения руками.)
Ки-ки-ки - берега высоки. (Поднимают и опускают руки, сжимая пальцы в кулаки и разжимая их.)
Ке-ке-ке - искупаемся в реке. (Вытягивают руки вперед и прижимают их к груди.)
Уки-уки-уки - в реке плавают щуки. (Прижимают ладони друг к другу и качают ими вправо-влево.)
V.11 Фонопедическое упражнение «В лесу»
Ребенок: Довела дорога Аленушку до лесу. Идет она по лесной тропинке, прислушивается к лесным звукам. Боязно девочке.
Скрипит старое дерево. (Дети произносят «а-а-а.» - штро-бас на связках.)
Воет ветер в кроне деревьев. (Пропевают «у-у-у.», делая glissandoceepxyвниз от самого низкого до самого высокого регистра.)
Шелестят листья на ветру. (Поизносят «ui-ui-ш.» на продолжительном, выдохе.)
Падают на землю острые иголки с елок. (Произносят «а,а,а,.» в разных регистрах с показом высоты
звука рукой.)
Квакают на лесном болоте лягушки. (Произносят «Ква-а-а.» в низком регистре.) Зудят комары. (Пропевают «з-з-з.», делая glissandoвверх-вниз.)
Страшным голосом ухает филин. (Произносят «у-ух» : 1-й слог самым низким,2-й слог - самым высоким голосом.)
Ребенок: Зашла Аленушка в самую чащу. Видит, дом Бабы-Яги стоит. Ванюшка у нее в избе сидит, плачет. Обрадовалась Баба-Яга, что Аленушка к ней пришла. Пообещала старуха не трогать братца, коли девочка будет у нее служанкой. Осталась Аленушка у Бабы-Яги, стала прибираться, обед готовить, чаем старую угощать.
VIII Дидактическая игра «Разбери посуду»(Приложение 2)
Логопед: Ребята, посмотрите, какой у Бабы-Яги беспорядок, посуда вся валяется, по местам не убрана. Давайте Аленушке поможем с посудой, разберем по полочкам: столовую, кухонную и чайную.
Дети делятся на 3 команды и под музыку разбирают посуду.
ix. Пальчиковая гимнастика «Вышла чашка погулять»
1, 2, 3, 4, 5 - (загибают пальчики на обеих руках)Вышла чашка погулять (сжимают и разжимают кулачки)
Мимо чайник пролетает - (одну ладонь дерэюат «чашечкой», кулачок второй руки - «чайник, наливающий чай») Чашку чаем наполняет.
• Буль-буль. (хлопают ладонью одной руки по ладони другой (2 раза) Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой)
Нужен сахар кусковой. (Хлопают ладонями по коленям.)
Мимо ложка пролетает, (Водят указательным пальцем одной руки по ладони другой.)
Сахар в чашке растворяет
-Дзынь-дзынь. (Хлопают в ладоши (2раза)
Ой-ей-ей! (Прижимают ладони к щекам и качают головой.)
Нужен пряник расписной. (Хлопают ладонями по коленям.)
X. Игра на деревянных ложках.)
Логопед: - Ты Баба-Яга пока посиди, попей чаю с вареньем, а дети тебе сыграют на музыкальных инструментах.
Дети берут по две деревянные ложки и отстукивают ритм звучащей русской народной мелодии.
XI. Подвижная игра «Спрячься от гусей-лебедей»
Ребенок: Напилась старуха чаю, в ступу вскочила и полетела по белу свету пакости делать. Как только она скрылась, Аленушка взяла братца на руки и побежала домой. А гуси-лебеди отправились в погоню. Но речка, яблонька и печка пришли сестрице на помощь, спрятали, укрыли детей от гусей - лебедей.
Дети под музыку бегут по кругу. Если логопед говорит слово «печка», дети приседают и закрывают голову руками, услышав слово «речка» - ложатся на пол, на слово «яблонька»
• встают прямо и поднимают руки вверх.
Логопед: Не догнали гуси-лебеди брата с сестрой, вернулись к Бабе-Яге ни с чем. Как вы думаете, ребята, почему и речка, и яблонька, и печка спрятали Аленушку с братом? (.)
XII. Танец
Логопед: Только прибежали Аленушка с братцем к дому, а тут и маменька с папенькой из города вернулись. Обрадовались и стали танцевать.
Дети встают парами и выполняют движения под русскую народную мелодию.
XIII. Релаксация
XIV. Итог
Все: Вот и сказке конец, кто слушал и рассказывал молодец.