Анна Куртукова
Конспект логопедического занятия «Слово, предложение и текст» с учащимися 2 и 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить дифференцировать понятия «слово», «предложения» и «текст», находить границы предложений на письме.
Задачи:
1. Формирование умения анализировать интонацию предложений;
2. Развитие слухового вербального анализа слоговой структуры слова, смысловую и интонационную законченность приложений;
3. Воспитывать навык взаимодействия обучающихся друг с другом во время выполнения совместного задания;
Материалы и оборудование: материалы с текстом (для учителя-логопеда, разрезные слова, предложения и текст, тетрадь для выполнения письменной работы.
Ход занятия
Темочки:
- Логопедические конспекты занятий
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Вводно мотивационная часть:
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами поговорим на очень важную тему, от которой зависит вся наша речь, потому, что мы не можем с вами взаимодействовать без этого, а что это будет мы сейчас узнаем. Но для начала, я вам предлагаю выполнить упражнение. Выберите лишнее слово из предложенных и объясните, почему оно лишнее.
Мак, ромашка, роза, лук
Помидор, слива, баклажан, перец
Курица, коза, корова, овца
Портфель, чемодан, кошелек, книга
Часы, очки, весы, термометр
Василий, Федор, Семен, Иванов
(Ответы и объяснения обучающихся)
Основная часть:
Учитель-логопед: отлично! Скажите, что я только что называла?
(Ответы и объяснения обучающихся)
Учитель-логопед: Это все слова. И каждое слово что-то обозначает.
Посмотрите на парту у вас у каждого лежат листки с буквами, среди этих букв, найдите слова и запишите их.
ПОТЕРЯЛЛОРАЮЫЛОПРЮВЛОПРЮЛВОЗАКЛАДКУЛФОЫАДЫШР
БЬОЧВРМЧЛОРВЛРАЛЯРНОВЫЙЮБЛВОПБВУЧЕНИКДЛЫОАЛОЫА
ДЛВОАПОЫЛПОВЛОСЕГОДНЯЫЛВОРЫЛОПОТЕРЯЛБЫОВАРФО
Учитель-логопед: Какие слова вы нашли?
Ответы обучающихся: потерял закладку, новый ученик, сегодня потерял.
Учитель-логопед: что вы только что нашли?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Вы нашли словосочетание. Словосочетание – это сочетание двух или несколько слов, объединённых по смыслу и грамматически.
Посмотрите на доску, прочитайте, что написано под цифрой один.
1. Ученик, сегодня, новый, закладка, потерять.
Учитель-логопед: Можно это назвать словосочетанием?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Это слова. Что можно с ними сделать?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: составить словосочетание, предложение. Что написано под цифрой два?
2. Потерял закладку, сегодня потерял.
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Это словосочетания. А как вы это поняли?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Что написано под цифрой три?
3. Новый ученик сегодня потерял закладку.
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Это предложение. А почему? Предложение – это слово или несколько слов которые связаны по смыслу и выражают законченную мысль.
Учитель-логопед: Теперь посмотрите на конверт, который лежит у каждого из вас на парте. В нем лежат слова. Сейчас я вас буду говоритьЭ, что можно составить из этих слов: словосочетание, предложение и даже небольшой текст.
(Выполнения задание, проверка учителем –логопедом выполненного задания)
Учитель-логопед: Скажите, а из чего состоит текст?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: А из чего состоят предложения?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Я предлагаю вам сейчас прочитать текст и сказать, что в нем не так?
(обучающихся читают текст без знаков препинания, без обозначения границ предложений)
Учитель-логопед: Спишите данный текст и расставьте все знаки препинания. Но помните, что сначала мы читаем текст полностью, чтобы понять где смысловая законченность предложения, и только потом пишем.
(Проверка выполненного задания)
Заключительная часть:
Учитель-логопед: Как вы думаете, почему эта тема так важна для нас?
(ответы обучающихся)
Учитель-логопед: Наша речь состоит из слов, из слов мы с вами выстраиваем предложения, чтобы выразить свою мысль. С помощью речи мы с вами передаем какую-либо информацию другим. Поэтому, чтобы нас поняли, необходимо правильно выстраивать предложения.