Любовь Горшкова
Конспект логопедического занятия «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели: Формирование лексико-грамматических категорий и графомоторных навыков.
Задачи:
• Закреплять представления о зиме и её приметах.
• Уточнять, расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
• Упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; в образовании множественного числа существительных; в образовании относительных прилагательных; в подборе слов-действий и слов-признаков к слову-предмету; в составлении простых предложений.
• Учить согласовывать слово с движением.
• Развивать зрительное внимание, мышление, тонкую и общую моторику, графо-моторные навыки.
Публикация «Конспект логопедического занятия „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2018
• Воспитывать умение слушать товарищей, отвечать на вопросы полным предложением.
Словарь: зима, декабрь, январь, февраль, снег, мороз, лёд, иней, небо, звёзды, луна, день, ночь, гололедица, узоры, бахрома, снежинки, снеговик, лыжи, санки, коньки, снежки, птицы, звери, зимовье, кормушка, одежда, снегопад, заносы, метель, буря, вьюга, буран, стужа, реки, озёра, хлопья, забавы, холод;
морозная, холодная, суровая, лютая, вьюжная, студёная, лёгкий, пушистый, блестящий, сверкающий, рыхлый, скользкий;
метёт, дует, завывает, падает, кружися, летит, морозит, воет, чистят, сгребают, скользят, скрипят, сверкает.
Оборудование: Игрушки (кукла Лилу - попуас, предметные картинки, простые карандандаши, цветные карандаши, раздаточные карточки.
Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, отгадывание загадок на зимнюю тематику, беседы по картинам с зимними пейзажами.
Ход занятия
1. Организационный момент
Логопед : Сегодня на занятии у нас гость – девочка Лилу из жаркой Африки. Там никогда не бывает зимы и снега. Давайте ей расскажем о зиме и картинки покажем, а потом и в игры поиграем. Лилу принесла нам письмо, но не может понять о чём в нём написано.
2. Игра «Письмо от Матушки-Зимы»
Логопед : Это Матушка-Зима прислала вам письмо и просит рассказать:
Что и почему зимой бывает;
Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?
Зиму-зимушку встречай и скорее отвечай:
День какой? (Короткий.) А ночь какая? (Длинная.) Что всегда зимой бывает? (Снег.)
Кто на ветках не поёт? (Птицы.) Почему снег идёт? (Мороз.)
И у деревьев голый вид? (Листья облетели.)
До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук.)
Чем покрылась река? (Льдом.) И какие облака? (Снежные, тяжёлые.)
Как люди одеваются? (Люди одевают тёплую зимнюю одежду и обувь.)
Как дети развлекаются? (Дети катаются на санках, коньках, лыжах, лепят снеговика и играют в снежки.)
3. Игра «Верно или нет?» (демонстрационная таблица)
Дети подходят к доске и рассматривают картинку.
Логопед : Про картинку дай ответ: всё здесь верно или нет?
Кто здесь расстроен, кто боится, кто удивлён, кто веселится?
Ответы детей: Девочка веселится – она катается на коньках.
Мальчик веселится – он катает снежный ком и лепит снеговика.
Медведь зимой спит, а не собирает цветы. (Не бывает.) и т. д.
4. Физминутка «Зимушка»
Логопед с детьми проговаривают текст и выполняют движения.
Логопед : Давайте представим, что мы вышли на заснеженную дорожку и погреемся.
Мы погреемся немножко,
Мы похлопаем в ладошки,
Ножками потопаем
И себя похлопаем.
5. Игра «Зимние забавы с зимними словами»
Логопед : Все предметы зимними скорее называй,
С этими словами в игры поиграй.
Игра «Жадина»
Игра «Один - много»
Игра «Назови ласково»
Игра «Чего не стало»
Игра «Наоборот»
Игра «Спрячь слоги в ладошки».
Логопед начинает игру :
Буду я сейчас водить,
Слова вслух произносить,
Слово нужно повторить
И на части разделить.
Логопед произносит слова (лексический материал по теме «Зима», а дети хлопками в ладоши делят слова на слоги.
6. Игра «Обведи сугробы» (раздаточные карточки)
Логопед : Ребята, посмотрите, какие сугробы намела метель. Давайте их обведём.
Без отрыва линию веди
Все сугробы быстро обведи.
(Дети голубым карандашом проводят линию.)
7. Игра «Снежная страничка»
Логопед : Рассмотрите картинку на доске. И назовите все снежные картинки и объясните.
Почему вы выбрали эту картинку.
Предметы из снега найди
И указкой обведи.
(Снежок, снеговик, снежная (горка,
Снегурочка, снеговая. (туча)
8. Игра «Какой бывает снег?» (раздаточные карточки)
Логопед : Расскажите Лилу о снеге.
Какой бывает снег? Скажи не торопясь.
И за каждый признак треугольничек раскрась.
Дети получают карточки и называют слова-признаки, а затем на своей карточке раскрашивают треугольник цветным карандашом.
Слова-признаки: лёгкий, белый, пушистый, сверкающий, блестящий, рыхлый, плотный, липкий, рассыпчатый…
9. Игра «Шагаем – действия называем» (раздаточные карточки к заданию 7, 8)
Дети называют слова-действия и обводят стрелочку синим карандашом.
Логопед : Что делает снег? Попробуй сказать,
Все стрелочки-действия прошагать.
Слова-действия: идёт, летит, сыпет, ложится, падает, кружится, скрипит, тает, липнет, лепится…
10. Игра «Дорисуй снежинку» (раздаточные карточки)
Логопед : Растаяли снежинки – дорисуй картинки.
Дети рисуют снежинки и считают сколько снежинок они дорисовали.
11. Игра «Снежная крепость» (демонстрационная таблица)
Логопед просит рассмотреть таблицу на доске. Провести путь по которому Ваня должен выйти из лабиринта. Дети проводят путь указкой и проговаривают слова (приставочные глаголы к слову шёл) :
Логопед : Строил Ваня крепость, так старался,
Что в снежном лабиринте оказался.
Помоги ему немножко – к выходу веди дорожку.
Ваня направо вы (шел, налево по (шёл, повернул направо и вдоль стены про (шёл, долго вперед шёл, через проём в стене про (шёл, налево шёл, шёл, шёл. И из лабиринта вышел.
12. Игра «Закончи предложение» (демонстрационная таблица)
Логопед : Закончи предложение одним из этих слов.
Будет твой рассказ о снеге и зиме готов.
На улице.
Мы ждали.
Белый цвет у.
Мы рады.
Мы любуемся.
Мы думаем о.
13. Игра «Расскажи и дорисуй»
Логопед : Послушайте рассказ о том как Петя лепил снеговика. Давайте рассказ перескажем и снеговика дорисуем.
Рассказ: «Выпало много снега. Петя вышел на улицу. Он стал лепить снеговика. Сначала скатал большой ком, потом – средний, а затем – маленький. Вместо глаз вставил камешки, вместо носа – морковку, вместо рта – веточку. Снеговик получился красивый».
Логопед : Чтоб снеговика слепить, нужно очень точным быть.
Комков ты контур обводи и с пунктира не сходи.
Самый маленький комок нарисуй-ка сам, дружок!
Дорисуй глаза и нос и про ротик не забудь!
14. Итог занятия
Логопед подводит итог занятия. И просит детей рассказать, что они запомнили на занятии и какая игра им понравилась больше других.