Татьяна Алферова
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи в подготовительной группе компенсирующей направленности на тему: «Зимушка - зима»
Составитель: Алферова Татьяна Викторовна –
учитель-логопед первой квалификационной категории
Тема: «Зимушка – зима»
Цель: формирование связной речи.
Задачи:
1. Закреплять представления детей о признаках зимы, знать зимние месяца, зимние явления.
Публикация «Конспект открытого логопедического занятия по развитию связной речи „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты логопедические
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
2. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима» за счет слов-признаков, слов действий.
3. Закреплять навык словообразования.
4. Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными и распространять предложения с помощью слов-признаков
5. Продолжать формировать просодическую сторону речи; общую и мелкую моторику; мыслительные процессы.
6. Развивать координацию речи и движения;
7. Развивать зрительное и слуховое внимание и память, мышление;
8. Формировать личностные качества: любознательность, активность, умение применять полученные знания в самостоятельной деятельности, развивать способности к самооценке и самоанализу;
Оборудование: комплект предметных и сюжетных картинок по теме «Зима», доска, бумажные снежинки на нитках для дыхательной гимнастики, Су-Джок - шарики, картинки для игры «четвертый лишний», мяч, мнемотаблицы, кинетический песок.
I. Организационный момент.
Л. Ребята, сегодня у нас гости. Давайте поприветствуем наших гостей.
Д: Доброе утро!
Л: Давайте вспомним, как звучат наши полные имена! Меня зовут – Татьяна Викторовна (далее мяч передается по кругу от ребенка к ребенку, каждый называет свое полное имя).
Л: Все мы долго ждем зимушку – зиму, а когда она приходит, то говорим
наступила (какая) зима. Пройдет и сядет, тот, кто ответит, какая бывает зима?
Д: Долгожданная, морозная, лютая, холодная, снежная, сказочная, веселая, длинная, вьюжная, метелистая.
Л: Сегодня утро наше доброе, а ещё какое?
Д: зимнее, декабрьское, морозное, пасмурное, снежное.
Л: Как вы думаете, о каком времени года мы будем говорить?
Д: Мы будем говорить о зиме.
Л: Сколько месяцев зимой? И как они называются?
Д: Три. Декабрь, январь, февраль.
Л: Какой месяц год заканчивает, а зиму начинает?
II. Основная часть. Сообщение темы и цели занятия.
Логопед сообщает детям, чем они будут заниматься на занятии.
1. Отгадывание загадок.
Снег на полях, лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает? (Зимой).
А теперь давайте поговорим какая бывает погода зимой?
- Если зимой холодно, то какая это зима? (Холодная).
- Если зимой снежно, то какая это зима? (Снежная).
- Если зимой морозно, то какая это зима? (Морозная).
- Вот как много мы рассказали о зиме! (Вывешивается картина о зиме).
- А теперь вспомним все, что мы рассказали.
- Какая зима? (Холодная, снежная, морозная, ранняя, поздняя, метельная,).
2. Разучивание стихотворения о зиме по мнемотаблице.
- Мы попытаемся выучить стихотворение Ивана Сурикова «Зима» с помощью мнемотаблицы.
Зима
Белый снег, пушистый, Стали дни короче,
В воздухе кружится Солнце светит мало,
И на землю тихо Вот пришли морозы,
Падает, ложится. И зима настала.
И. Суриков
3. Физминутка. «Зайка серенький».
Зайка серенький сидит и ушами шевелит (руками изображают ушки зайца).
Зайке холодно сидеть, надо лапочки погреть (потирают ладонью по тыльной стороне кисти).
Зайке холодно стоять (стоя потирают ладонями предплечья, надо зайке поскакать (прыгают, изображая зайца).
Кто-то зайку напугал (закрывают ладонями глаза, зайка – прыг, и ускакал! (делают несколько прыжков).
4. Упражнение «Снежинки».
- Пока мы говорили о зиме, на улице пошел снег. И к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они. (Логопед раздает каждому ребенку снежинку на ниточке).
- Давайте заставим наши сказочные снежинки кружиться. Медленно наберите воздух через нос. Щеки не надувайте, вытягивайте губы трубочкой и дуйте на снежинки. (Логопед следит, чтобы во время выполнения упражнения дети не поднимали плечи. Упражнение повторить 3-5 раз).
5. Дидактическая игра с мячом «Назови как можно больше красивых слов».
Дети отвечают на вопросы: какой, какая? какое?
Погода какая? – снежная, холодная, морозная.
Снег какой? – пушистый, белый, лёгкий, мягкий, серебристый, липкий.
Небо какое? – пасмурное, серое, голубое.
День какой? – морозный, короткий, зимний, холодный.
Ветер какой? – сильный, холодный, колючий.
Зима какая? морозная, снежная, ветреная, холодная.
6. Составление рассказа о зиме с помощью мнемотаблицы.
Логопед : Ребята, хочется Зиме услышать рассказы о себе, и чтобы рассказы получились красивые, рассмотрите зимние картинки и нашу схему-помощницу (у каждого ребенка своя часть рассказа). Глядя на картины и схему, вы без труда вспомните, все, что вы знаете о зиме.
Рассказы детей
Если дети затрудняются, то можно дать образец рассказа в соответствии с каждым «пунктом» мнемотаблицы. 1. Погода зимой. 2. Иней на деревьях. 3. Зимующие птицы. 4. Зимняя одежда. 5. Игры детей. 6. Зимние праздники.
7. Физминутка с «Су-Джок» - шариками.
Л: Наши ручки немного замерзли и мы их немного согреем, берите Су-Джок – шарик.
Я снежок держу в руке,
Зажимаю в кулаке,
Отпускаю, разжимаю
И ладошками катаю.
8. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Детям предлагаются наборы картинок, в которых присутствует лишний предмет или объект. Нужно лишний предмет назвать и объяснить свой выбор.
9. Игра «Снежинка из песчинок».
Л: А чтобы мы всегда помнили нашу гостью, мы сложим снежинку из волшебного (кинетического) песка. У каждого получится своя маленькая снежинка, которую они пронесут в своем сердечке всю холодную зиму.
(дети складывают снежинки)
4. Итог занятия :
- Расскажите кому, что понравилось на занятии?
-А, что вызвало трудности?
-Спасибо вам большое. До свиданья. Скоро увидимся.