Людмила Толстик
Конспект логопедического занятия «Перелетные птицы. Водоплавающие птицы». Звуки [п]-[т]-[к]. Звук и буква О
▼ Скачать + Заказать документы
Перелетные птицы. Водоплавающие птицы
Коррекционно-образовательные цели. Обобщение представлений о периодах осени и изменениях в природе поздней осенью. Систематизация знаний о перелетных птицах, их внешнем виде, образе жизни. Уточнение и активизация словаря по теме «Перелетные птицы» {птица, лебедь, журавль, утка, гусь, ласточка, стриж, кукушка, грач, скворец', летать, зимовать, собираться, курлыкать, тосковать, возвращаться', перелетный, водоплавающий, пернатый). Совершенствование навыка рассказывания по картине. Формирование целостного представления об изображенном на картине. Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных). Совершенствование навыка анализа предложений. Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Совершенствование фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).
Публикация «Конспект логопедического занятия „Перелетные птицы, Водоплавающие птицы“, Звуки [п]-[т]-[к], Звук и буква О» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Буквы Б, П и звуки [Б], [П]. Конспекты занятий
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Обучение грамоте. Конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Темочки
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового и зрительного внимания и восприятия, мышления и памяти, артикуляционной, тонкой и общей моторики, координации движений.
Воспитательные цели. Воспитание самостоятельности, инициативности, ответственности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование. Коврограф, мольберт, альбом «Круглый год», плоскостные изображения деревьев и перелетных птиц, контейнер с материалами для анализа предложений, ноутбук, CD с записью криков улетающих журавлей, резиновый мяч среднего размера.
Предварительная работа. Наблюдение за птицами во время прогулок в парк и за город, просмотр слайдов с изображениями перелетньгх птиц, прослушивание CD с записью голосов перелетных птиц. Чтение рассказа В. Бианки «Птичий год — осень». Чтение сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Чтение сказки Г. -Х. Андерсена «Дикие лебеди». Разучивание упражнения «Лебеди учатся летать».
Ход занятия
1. Мотивационный момент. [ .Отгадывание загадки. ]
Логопед встречает детей в кабинете, организует приветствие, предлагает занять места за столом.
Логопед. Отгадайте загадку.
Птицы стаями летят.
Грустно. Дождь и листопад.
Ветер тучи в небе носит,
Потому что это.
Н. Нищева
Дети.. осень.
Логопед. Верно. И сегодня мы продолжим разговор об осени, поговорим о том, что происходит осенью в жизни птиц, рассмотрим картину «Отлет птиц» и составим рассказ по ней.
2. Предварительная беседа. [Развитие диалогической речи. Создание эмоционального фона восприятия картины. ]
Логопед включает запись криков улетающих журавлей. Запись звучит одну минуту.
Логопед. Что вы услышали?
Дети. Мы услышали крики журавлей.
Логопед. Какими были крики?
Дети. Грустными, печальными, пронзительными.
Логопед. Почему?
Дети. Журавли улетают в теплые края, прощаются с родиной до самой весны, поэтому им грустно.
3. Рассматривание картины «Отлет птиц» и беседа по ней. [Раз-витие диалогической речи, зрительного внимания и восприятия. ]
Логопед помещает на мольберт картину «Отлет птиц» и организует беседу по ней.
Логопед. Кого вы видите на картине?
Дети. Мы видим перелетных птиц.
Логопед. Что они делают?
Дети. Они готовятся к отлету в теплые края.
Логопед. Где они собираются в стаи?
Дети. Они собираются в стаи на лесном озере.
Логопед. Каких птиц вы видите на переднем плане?
Дети. Мы видим на переднем плане белых лебедей и несколько маленьких куликов.
Логопед. Какие птицы собрались у самой воды?
Д е т и. У самой воды собрались журавли.
Логопед. Кого вы видите вдалеке на воде?
Дети. По озеру плавают утки.
Логопед. Стаи каких птиц поднялись высоко в осеннее небо?
Дети. Высоко в небе летят стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Логопед. Какая природа окружает птиц? Расскажите о времени года, о лесе на заднем плане картины, о воде, о небе.
Дети. Наступила поздняя осень. Лес на заднем плане картины совсем голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Вода в озере серая и холодная. Небо покрыто тучами. Идет дождь. Дует ветер.
Логопед. Подумайте, какие слова можно сказать о дожде и ветре.
Дети. Дождь осенний, моросящий. Ветер порывистый, холодный.
Логопед. Какое настроение вызывает картина?
Дети. Картина вызывает грустное осеннее настроение.
4. Подвижная игра «Лебеди учатся летать». [Развитие общей моторики, координации движений. ]
По предложению логопеда дети встают и делают знакомое упражнение. Они поднимают руки, разводят их в стороны и выполняют взмахи руками, двигаясь по кругу с высоким подниманием колена. По команде логопеда дети заканчивают выполнение упражнения.
5. Игра с мячом «Чей? Чья? Чье?» [Совершенствование грамматического строя речи (образование притяжательных прилагательных).]
Логопед предлагает детям образовать круг и берет в руки мяч.
Логопед. А теперь уже знакомая игра «Чей? Чья? Чье?» Я бросаю вам мяч и задаю вопрос, вы ловите мяч и отвечаете на него. Шея лебедя — чья шея?
1-й р е б е н о к. Лебединая шея.
Логопед. Ноги журавля — чьи ноги?
2-й ребенок. Журавлиные ноги.
Логопед. Клюв утки — чей клюв?
3-й ребенок. Утиный клюв.
Логопед. Крыло гуся — чье крыло?
4-й ребенок. Гусиное крыло.
Логопед убирает мяч и предлагает детям сесть прямо на ковер.
6. Упражнение «Составь схему». [Совершенствование навыка анализа предложений. ]
Логопед ставит перед детьми контейнер с материалами для анализа предложений.
Логопед. Еще раз повторите предложение о том, что делают птицы, которые поднялись в осеннее небо.
Дети. Птицы прощаются с озером и лесом.
Логопед. Сосчитайте слова в этом предложении и составьте его схему.
Дети выполняют задание и выкладывают схему.
Логопед. Сколько слов в вашем предложении? Дети. В предложении шесть слов.
Логопед. Назовите слова по порядку.
1-й р е б е н о к. Птицы.
2-й ребенок. Прощаются.
3-й ребенок. С.
4- й ребенок. Озером.
5-й ребенок. И.
6-й ребенок. Лесом.
Логопед. Молодцы. Вы очень хорошо справились с трудным заданием.
По предложению логопеда дети складывают пособия в контейнер, логопед убирает его.
7. Коллективное составление плана рассказа. [Развитие памяти и мышления. ]
Логопед вновь приглашает детей за стол к мольберту.
Логопед. Давайте все вместе составим план рассказа по картине. С чего вы начнете рассказ?
Дети. Можно начать рассказ с описания времени года и природы.
Логопед. О чем вы расскажете потом?
Дети. Потом мы расскажем о птицах.
Логопед. Чем вы закончите рассказ?
Дети. Рассказ можно закончить описанием настроения, которое вызывает картина.
Логопед. Хорошо. А теперь подумайте одну минуту и подготовьтесь к составлению рассказа.
8. Пауза для подготовки детей к рассказу.
9. Рассказ по картине «Отлет птиц». [Развитие связной речи. ]
Логопед предлагает всем детям по очереди составить рассказ.
Отлет птиц
Наступила поздняя осень. Лес стоит голый, темный. Трава пожелтела и засохла. Небо покрыто тучами. Идет холодный моросящий дождь. Дует порывистый ветер. Вода в озере стала холодной.
Перелетные птицы собираются в стаи и готовятся к отлету в теплые края.
На переднем плане картины мы видим белых лебедей и маленьких куликов. У самой воды собрались журавли. По озеру плавают утки. Высоко в небо поднялись стаи лебедей и журавлей. Птицы прощаются с озером и лесом.
Картина вызывает грустное осеннее настроение.
Логопед и дети совместно определяют лучшего рассказчика.
10. Игра «В парке».[Автоматизация произношения сонорных звуков в предложении. Развитие фонематических представлений (дифференциация сонорных звуков в словах).]
Логопед убирает картину с мольберта и помещает на коврограф плоскостные изображения березы, клена, дикой груши, дикой яблони, а на столе перед детьми раскладывает плоскостные изображения лебедя, кулика, грача, дрозда, ласточки, иволги, скворца, стрижа.
Логопед. В заключение занятия я предлагаю вам игру «В парке». Здесь перелетные птицы тоже готовятся к отлету. Вы видите поляну, на которой растут береза, клен, дикие груша и яблоня. А перед вами изображения птиц. Назовите их. Постарайтесь правильно произносить все звуки в словах.
Дети. Лебедь, кулик, грач, дрозд, ласточка, иволга, скворец, стриж.
Логопед. Хорошо. Теперь поместите птиц со звуком [р] в названиях на дикую грушу, расскажите о том, где они сидят. И следите за произношением звуков.
Один ребенок прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия.
1-й ребенок. Грач и дрозд сидят на груше.
Логопед. Птиц со звуком [р’] в названии поместите на березу.
Один из детей прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия.
2-й ребенок. Скворец и стриж сидят на березе.
Логопед. Птиц со звуком [л] в названии поместите на дикую
яблоню.
Еще один из детей прикрепляет изображения птиц на дерево и комментирует свои действия.
3-й ребенок. Ласточка и иволга сидят на яблоне.
Логопед. Птиц со звуком [л’] в названии поместите под
клен.
Последний из детей прикрепляет изображения птиц под дерево и комментирует свои действия.
4-й ребенок. Лебедь и кулик стоят под кленом.
Логопед. Отлично. Это было непростое задание! Я горжусь вами!
Логопед убирает пособия.
11. Рефлексия.
По предложению логопеда дети рассказывают о том, что они делали на занятии, какие игры и задания им понравились