Татьяна Бухлина
Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи «Перелетные и водоплавающие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи в подготовительной к школе логопедической группе на тему :
«Перелетные и водоплавающие птицы».
Задачи:
1. Обобщить представления детей о периодах осени и изменениях в природе; уточнить, расширить и активизировать знания о перелетных и водоплавающих птицах, их внешнем виде, образе жизни. Совершенствовать слоговую структуру слова и грамматический строй речи (образование сложных прилагательных, приставочных глаголов, притяжательных прилагательных).
Публикация «Занятие по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи „Перелетные и водоплавающие птицы“» размещена в разделах
- Водоплавающие птицы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2017
2. Развивать связную речь, зрительное и слуховое внимание, восприятие, память, общую и мелкую моторику, координацию речи с движением.
3 Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, взаимопонимания.
Ход занятия:
Приветствие. Дети выстраиваются полукругом и по очереди достают из контейнера с песком фигурки (природный материал, плоды)
Л: -Как вы думаете, в какое время года мы можем встретить эти предметы?
Д:-Осенью,т. к в это время года созревает урожай, плоды и семена на деревьях. Деревья сначала меняют окрас листьев, а потом сбрасывают их.
Л:-Правильно. Назовите названия осенних месяцев
Д:- сентябрь, октябрь, ноябрь.
Л:-Посмотрите на картинки и расставьте их в нужной последовательности так, чтобы каждая соответствовала осеннему месяцу.
Дети выполняют работу и садятся на свои места.
Л:- Как по-другому мы можем назвать период осени, когда стоит еще теплая погода, редко идут дожди, на деревьях не так много желтых листьев?
Д:-Ранняя осень.
Л:-Кто помнит, как называется период, когда все деревья поменяли свой наряд и начинается листопад?
Д:-Золотая осень.
Л:- Молодцы. А что скажите о последней картинке? Как назовем этот период?
Д:-Поздняя осень. Погода сырая, холодная, слякоть, птицы улетают в теплые края.
Л:- Послушайте аудиозапись внимательно (дети слушают). Вы узнали голоса?Что услышали? Какими были крики?
Какую пользу приносят птицы? Каких птиц вы знаете? (в помощь- картинки с изображением птиц)
Л:-Чем они отличаются и почему именно так называются?
Д:-Зимующие птицы остаются с нами зимовать, они могут переносить морозную погоду. Перелетные птицы улетают от нас осенью в теплые края, а весной возвращаются.
Л:Правильно. Одни перелетают из холодного климата в более теплый, а потом возвращаются, поэтому и называются перелетными. А другие, которые зимуют-зимующие. Откуда прилетают птицы? В какое время года?
Д:-Прилетают с юга, из теплых стран.
Л:- А когда и куда улетают от нас?
Д:-На юг, в теплые края.
Л: -Молодцы. А теперь попробуйте отгадать мои загадки:
1)На шесте дворец, во дворце -певец, а зовут его-(скворец)
2)Прилетают к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
3)По лужку он важно ходит, из воды сухим выходит, носит красные ботинки, дарит мягкие перинки. (гусь)
4)Гордая птица воды не боится, очень пригожа, на двойку похожа. Как зовут,ответь! Это белый….(лебедь)
5) Длинноногий, длинношеей, длинноклювый, телом серый, а затылок-голый, красный, бродит по болотам грязным, ловит в них лягушек-бестолковых попрыгушек (журавль).
Давайте уточним. длинношеей-это какой?
Длинноклювый?длинноногий?
Какое оперение у журавля?. Кто знает, почему журавль живет у болота, у водоема (на экране –изображение журавля)
(Физминутка…. Предлагаю немного отдохнуть и поиграть. Для этого нам нужно разделиться на 2 команды: «Журавли» и «Ласточки».По моей команде все «птицы» летают. Как только услышите сигнал, сразу садимся на стульчики, которых по количеству менше на 1, чем птиц. Выиграет та команда, чей участник займет последний стул.
Л:- Какие части тела птиц вы знаете?
Д:-У птицы есть голова, туловище, 2 крыла, 2 лапы, хвост, клюв.
Д/и «Чей? Чья? Чьи? Чье?»(с мячом)
Л:-Шея лебедя, чья шея?-
- Ноги журавля -, Клюв утки-….,Крыло гуся-…., Хвост лебедя-….,
Крик журавля -…., Песня лебедя-,лапа гуся-….
Л:-Посмотрите внимательно на лапы гуся, лебедя и журавля. Что заметили? Есть ли отличия?
Д:-У лебедя и гуся между пальцами есть перепонки, как ласты. Значит, в воде могут плавать.
Л:-Если могут по воде плавать, то как их назовем по-другому?
Д:-Водоплавающие.
Л:-Правильно. А можем ли мы назвать их еще и перелетными? Почему?
Д:-Да. Они улетают от нас на юг.
Л:- Как они улетают на юг?
Д:-Стаями.
Л:-Объясните, что такое «стая»?
Д:-Семья, коллектив.
Л:-А сейчас потренируемся составлять загадки о птицах. Поможет нам таблица ( в таблице изображены картинки-символы: название, величина, цвет перьев, части тела, чем питаются, зимующая-перелетная-водоплавающая, способы передвижения)
Сначала логопед озвучивает свою загадку, затем предлагает сделать тоже самое детям.
Л:Он крупный, черноголовый и чернохвостый, длинноклювый. Клюет червей. Осенью улетает на юг. Умеет летать, прыгать, ходить, громко кричать. Кто это?
(грач)
Прослушиваются несколько загадок, составленных детьми.
Л:-Молодцы. Что интересного и нового вы узнали на занятии? Что больше понравилось? Придумайте загадку и загадайте своим родителям. В качестве подсказки для них можно нарисовать рисунок.
Логопед благодарит детей и прощается.