Эльвира Лыч
Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи «Звук [О] в конце слова»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Звук О в конце слова»
Цель – формирование фонематического восприятия
• Задачи:
• Закреплять понятие «гласный звук»
• Закреплять умение выделять звук «о» в начале слова
• Научить выделять звук О в конце слова
• Формировать навыки звукового анализа и синтеза
• Развивать внимание, память
• формирование координации между речью и движением;
• использование интонационно-ритмических импровизаций в речевых упражнениях
1. Организационный момент:
Публикация «Конспект логопедического занятия для детей старшей группы с общим недоразвитием речи „Звук [О] в конце слова“» размещена в разделах
- Буква О и звук [О]. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется, это время года…
Дети Осенью зовется!
Загадка : Летом вырастают,
Осенью опадают.
Смотрите, какие необычные у нас платочки с листочками, давайте с ними поиграем!
«Колыбельная осеннего листочка» Пальчиковая игра с платочками.
Логопед : Вот и полетел наш листочек в осенний лес…Как же называется явление, когда с деревьев падают листья?
Дети – Листопад
А когда бывает листопад?
Осенью.
Послушайте внимательно слово -«ОСЕНЬ» - какой первый звук мы слышим в этом слове? Дети: Звук [О].
Правильно, звук О. Давайте дадим характеристику звуку [О]. Какой это звук? Почему?
Каким символом мы его обозначаем? Почему?
А сейчас мы с вами отправимся в осенний лес.
Речевая игра с движениями: «Мы в лесок пойдём, мы грибок найдём»
На экране картинка осеннего леса, слушаем звуки осеннего леса
Логопед : А вы знаете, что в лесу можно услышать эхо?
Что эхо делает? (ответы детей) Правильно, оно все повторяет. Сейчас вы станете моим эхо. Я буду произносить звук [О], а вы повторять как эхо.
-Я буду говорить громко звук о, а вы отвечайте как эхо. Затем логопед дает установку детям на длительное произнесение звука [О] и краткое.
Какой буквой мы обозначаем звук О? На что она похожа? Как мы с вами можем показать букву О руками?
4.-Так как мы с вами в лесу мы превратимся в зайчиков! сейчас я буду произносить разные звуки, а вы можете попрыгать как зайчики, но как только услышите звук о, вы должны остановиться и показать его вот так.
5.- Ребята, звуку [О] скучно одному, он решил найти себе друга, и подружился со звуком П. Получился маленький слог ОП, повторите его все вместе. Назовите, какой звук первый, второй?
А теперь подпрыгните на месте столько раз, сколько раз я скажу слог ОП.
Следующее задание для вас - повторите слог ОП только раз сколько я хлопну в ладошки! А теперь повторите слог ОП столько раз, сколько я топну.
6. Ребята, а вот и сам зайчик спешит к нам! (На экране появляется зайчик). Зайчик приготовил для вас загадки, если вы их отгадаете, вы узнаете, у зайчика в корзинке -
1. Рыба полосатая,
Хищная, опасная,
Ловит маленьких мальков,
Красный цвет у плавников! (Окунь)
2. В жёлто-чёрную полоску,
С крыльями летает,
При опасности всегда,
Жало вход пускает! (Осы)
3. Отгадай загадку: «Что растёт на грядке?»
В суп, и в кашу, и в салат
Положить их каждый рад!»(Овощи)
4. Вот на ветках чудо-дом
Как уютно птицам в нем. (Гнездо)
-Молодцы, вы правильно отгадали все загадки! А теперь подумайте, какая картинка здесь лишняя? Я вам дам подсказку – слушайте внимательно, где вы услышите звук [О] в названиях этих картинок.
Дети находят лишнюю картинку, определяя положение звука [О] в словах.
Логопед : «Правильно, лишняя картинка это гнездо, так как звук [О] здесь находится в конце слова.
5. На экране картинки с изображением предметов, названия которых заканчиваются на О, логопед называет картинки, дети повторяют хором и индивидуально и определяют, где слышится звук О.
6. Ребята, осенью в лесу много грибов, во что их собирают грибники?
А мы с вами будем собирать в корзинки не грибы, а картинки
«Собери картинки поскорей в корзинку»
Собираем картинки со звуком [О] в начале и в конце слова (На магнитной доске или мольберте дидактическое пособие «Корзинки» со схемами слова.)
10. Итог занятия : «Зайчик очень был рад увидеть гостей в своём лесу! Он помог нам с вами научиться выделять звук [О] не только в начале, но и в конце слова, а теперь нам с вами пора обратно, в детский сад!»
Использованная литература:
1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I. Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М. : Альфа, 1993
2. Т. А. Ткаченко «Специальные символы в подготовке детей к обучению грамоте»,Москва 2000, серия «Практическая логопедия»
3. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР, Москва 2016