Папки-передвижки

Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет

Анна Фролова
Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект итогового занятия «Зимушка – зима»

для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5 - 6 лет.

Составители: Невзорова Е. Б., воспитатель,

Фролова А. В., учитель – логопед

Образовательные области: познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма проведения: бинарное, групповое.

Цель: активизировать и обобщить знания детей по тематическому циклу «Зима. Зимние изменения в природе».

Задачи:

Публикация «Конспект итогового занятия „Зимушка-зима“ для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет» размещена в разделах

Образовательные:

- обобщить представления детей по теме «Зима. Зимние забавы и развлечения»;

- формировать лексико-грамматические категории по лексической теме «Зима»;

- дать представления о свойствах снега через проведение экспериментирования;

Развивающие:

- развивать аналитические умения при сравнении двух и более предметов через проведение игры «Снеговики»;

- развивать умение делать выводы с помощью обобщающих понятий по теме «Зима»;

- развивать познавательную активность через проведение экспериментальной деятельности;

Воспитательные:

- воспитывать эстетические чувства восприятия природы, времен года;

- воспитывать эстетическое восприятие произведений русского народного творчества.

Предварительная работа: разучивание русских народных песенок по лексической теме «Зима. Зимние изменения в природе».

План занятия :

Структурный компонент

Время проведения

Ответственный

Организационный момент

1 минута

Воспитатель

Называние зимних месяцев

1 минута

Называние зимних примет

3 минуты

Игра «Слова в копилку»

3 минуты

Учитель - логопед

Организация и проведение экспериментальной деятельности

1минута

Воспитатель

Беседа «Зимние забавы и развлечения»

3 минуты

Учитель - логопед

Физминутка

2 минуты

Игра «Снеговики» (составление предложений с противительным союзом А)

3 минуты

Беседа «Что мы оденем зимой?»

2 минуты

Воспитатель

Игра «Слова – родственники» (подбор однокоренных слов)

2 минуты

Учитель - логопед

Пальчиковая гимнастика

2 минуты

Беседа «Как проводят зиму животные

2 минуты

Воспитатель

Составление итогового описательного рассказа

2 минуты

Учитель - логопед

Изготовление зимних пейзажей

10 минут

Воспитатель,

учитель - логопед

Рассказывание русских народных песенок

2 минуты

Воспитатель

Обобщение итогов экспериментирования

1 минута

Итог занятия

1 минута

Оборудование: мяч, интерактивная доска, снег для экспериментирования, листы темной бумаги, клей, соль.

Ход:

Структурная

часть

Содержание

Примерные ответы детей

1. Организационный момент

Воспитатель:

- Ребята, мне нужна ваша помощь. Вчера вышла на страничку нашей группы ВКонтакте, а там письмо. Нам пишет мальчик Тололо из Африки. Он посмотрел наши зимние фотографии и удивился, что за белые комочки у нас у руках и почему мы закутаны в одежду, почему все вокруг нас белое. Давайте вместе напишем ответ и расскажем Тололо, почему мы так выглядим.

2. Основная часть

Воспитатель:

- Посмотрите, вот эти наши фотографии увидел Тололо. Здесь мы с вами ездили на экскурсию в зимний лес. (Демонстрация слайдов на интерактивной доске.) Давайте расскажем о зиме и для начала назовем все зимние месяцы.

А раньше эти месяцы назывались по-другому. Хотите узнать как? Декабрь -студень и хмурень, январь был снеговик и трескун, февраль называли лютень и снежень. Как вы думаете, почему они назывались именно так?

Молодцы!

Теперь давайте назовем все приметы зимы и зарисуем их схематично на экране для Тололо.

Логопед:

- А теперь давайте назовем слова – признаки зимы. Будем словечки складывать в снежинку-копилку. Для этого у вас есть по три маленьких снежинки. Зима какая? Ветер какой? Одежда какая? Снег какой? И т. д.

Воспитатель:

- Тололо видел, что на фотографии вокруг нас все белое. Что же это? Правильно, снег. А из чего состоит снег?

Давайте проведем эксперимент и проверим, из чего же состоит снег. Наберем полную тарелку снега и поставим его на батарею. Через некоторое время проверим результат.

Логопед:

- А пока давайте вспомним и расскажем нашему гостю, чем можно заниматься зимой. Каждый будет рисовать на экране свои развлечения.

- Поиграем в зимние забавы? (Физминутка. Текст игры в Приложении 1.)

- Попробуйте угадать, о ком я загадаю:

Что за нелепый человек

Пробрался в двадцать первый век.

Морковкой нос, в руке метла,

Боится солнца и тепла.

А вот и отгадка.

(Картинка со снеговиками).

Посмотрите внимательно, снеговики вроде бы и похожи, но все же разные. Назовите, чем они отличаются? (составление предложений с противительным союзом А). (Картинный материал в Приложении 2.)

Воспитатель:

- Давайте теперь расскажем Тололо, почему же мы одеты таким образом. В Африке ведь всегда тепло, и африканские жители не знают, что надо носить зимой. Что относится к зимней одежде и обуви? Давайте нарисуем на нашей интерактивной доске ваши ответы.

Логопед:

- Ребята, у всех есть семья, вот и у слов есть слова-родственники, то есть похожие друг на друга. Давайте попробуем поискать их. ( Словарь: снег, зима, ветер, мороз и т. д.) И опять же зарисуем в наше письмо.

А теперь мы отдохнем, наши пальцы разомнем. (Проведение пальчиковой гимнастики. Текст игры в Приложении 3.)

Воспитатель:

- А теперь, ребята, давайте вспомним, как животные проводят зиму. И опять же мы наши ответы нарисуем в письме.

Логопед:

- Давайте посмотрим, что мы написали в нашем письме Тололо о зиме. Как вы считаете, мы ответили на его вопросы, что такое зима? Мы ни о чем не забыли написать? (Обобщающий рассказ по составленному совместно с детьми плану на интерактивной доске).

Воспитатель:

- Может быть приготовим подарки для Тололо и его африканских друзей? Давайте нарисуем для них необычные зимние пейзажи, зимние узоры. Для этого нам понадобятся листы синей бумаги, клей и соль. Сначала клеем рисуем зимние узоры, а затем солью присыпаем их. Лишнюю соль стряхиваем на подносы. Теперь оставляем подсохнуть наши поделки. (Образцы поделок в Приложении 4.)

Ой, ребята, а мы как раз песенки про зиму. Давайте вспомним их. (Дети рассказывают ранее выученные русские народные песенки. Тексты песенок в Приложении 5.)

А тем временем посмотрим, что же стало с нашим экспериментом? Из чего состоит снег? Помните, мы набрали полную тарелку снега и поставили на батарею. Снег был какой? Правильно, холодный. А на теплой батарее что с ним происходило? Правильно, он растаял от тепла и стал водой.

Смотрите, мы можем написать Тололо, что он тоже может сделать снег даже в Африке. Что для этого надо сделать? Надо тоже нарисовать это в письме.

Декабрь, январь, февраль.

В декабре было пасмурно и начинало холодать, январь – снежный и морозный, февраль – лютые морозы и еще более снежный.

Становится холодно, морозно, выпадает снег, реки покрываются льдом, солнце светит, но не греет, люди меняют одежду, животные меняют шубки и т. д.

Зима (какая) снежная, холодная, искристая, веселая, радостная и т. п.

Снег.

Снежинки.

Кататься на лыжах, коньках и санках, лепить снеговика, играть в снежки, строить снежные крепости и т. д.

Снеговик.

Дети находят различия между тремя снеговиками. Например, у первого снеговика на голове ведро, а у третьего шляпа и т. д.

Шуба, куртка, теплые штаны, теплые рукавички, перчатки, шапка, шарф и т. д.

Снег – снежинка, снежок, снежный, снежить, Снегурочка, снеговик.

Медведи и ежи впадают в спячку, заяц, белка и лиса меняют цвет шубки и т. д.

Дети составляют по цепочке обобщающий рассказ по составленному в ходе занятия плану.

Снег состоит из снежинок. Снег был холодный. На теплой батарее он растаял.

Снег можно получить, если заморозить воду.

3. Заключительная часть.

Как вы считаете, мы достаточно понятно рассказали Тололо о зиме? Давайте отправим вместе наше письмо Тололо и будем с нетерпением ждать от него ответ.

Да, будем ждать следующего письма.

Приложение 1.

Физминутка «Зимние забавы»

Мы бежим с тобой на лыжах,

(Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом — на коньках,

(Дети изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! («Падают».)

А потом снежки лепили,

(Стоят, сжимают воображаемый снежок ладонями.)

А потом снежки катали,

(Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали. («Падают».)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

Н. Нищева

Приложение 2.

Приложение 3.

Пальчиковая гимнастика «Снежинки»

Стою и снежинки в ладошку ловлю.

Ритмичные удары пальцами левой руки, начиная с указательного, по ладони правой руки.

Я зиму, и снег, и снежинки люблю,

Ритмичные удары пальцами правой

руки, начиная с указательного, по ладони левой руки.

Но где же снежинки?

На вопрос сжать кулаки, на ответ — разжать.

В ладошке вода,

Куда же исчезли снежинки? Куда?

На первый вопрос сжать кулаки, на второй — разжать.

Растаяли хрупкие льдинки-лучи.

Как видно, ладошки мои горячи.

Мелкие потряхивания расслабленными ладонями.

Приложение 4.

Приложение 5.

Русские народные песенки

1. Замерзали все болота, все ручьи,

Становились бысры реки широки.

Выпадали белы снеги глубоки.

По дорожкам –

Не проехать, не пройти!

2. Без досок, без топоров

Через речку мост готов:

Мост, как синее стекло,

Скользко, весело, светло.

3. Ох, сердит мороз!

Ветки снегом занёс,

Хватает за нос, щиплет до слёз.

Ребятишки не пугаются,

И на лыжах, и на саночках катаются.

4. Ты мороз- мороз-мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

Уж мы саночки возьмём,

И на улицу пойдём!

Приложение 6.

Литература:

1. Дыбина О. В., Разманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016

2. Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. – М. : Педагогическое общество Россия, 2005

3. Нищева Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи. – СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003

4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми с общим недоразвитием речи. – М. : «Мозаика-Синтез», 2004

5. Петров В. М. Зимние праздники, игры и забавы для детей. М., 1999

6. Тимонен Е. И., Туюлайнен Е. Т. Непрерывная система коррекции общего недоразвития речи в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (старшая группа). – СПб. : «ДЕТСВО-ПРЕСС», 2004

Методические комментарии к проведению занятия :

Представленное занятие является обобщающим итогом совместной коррекционной работы воспитателей и учителя-логопеда с детьми, имеющими общее недоразвитие речи 3 уровня, в рамках одной тематической недели. Оно охватывает несколько образовательных областей: познавательно-речевое развитие, художественно-эстетическое развитие. Перед проведением требуется предварительная работа по ознакомлению детей с художественным словом о зиме, русским народным творчеством. В ходе проведения образовательной деятельности активно используется интерактивная доска, раздаточные материалы (символы, фишки). При работе с интерактивной доской важно обратить внимание детей на символичность изображения, не принципиально изображать рисунки очень подробно (что занимает лишнее время, а достаточно краткого символа, понятного всем участникам учебной деятельности.

В ходе проведения занятия необходимо обращать внимание на правильность произношения поставленных звуков в свободной речи детей, правильность оформления лексико-грамматических конструкций, правильность построения фраз при ответах на вопросы, составлении рассказа.

Публикации по теме:

«От слога — к слову». Программа кружка для детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи III уровня .

Конспект итогового занятия по развитию речи в средней группе «Выявление уровня знаний детей 4–5 лет по развитию речи» Цель деятельности педагога: выявить уровень знаний детей. Задачи: • Совершенствовать фонетический слух, навыки звукового анализа. • Упражнять.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Тема: «Путешествие в страну загадок. Транспорт» Задачи:.

Конспект открытого занятия развлечения в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи «Путешествие к старичку» Цель: закрепление знаний детей о времени года " весна" задачи : образовательные: -уточнить и обобщить представления детей о характерных.

Конспект спортивного праздника с детьми третьего года жизни «Зимушка-Зима» Программное содержание : создать у детей праздничное настроение, закреплять умение прыгать на двух ногах с продвижением вперед, продолжать.

Конспект занятия для детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи «Мой дом — моя крепость» Тема: Мой дом – моя крепость. Цель: I Логопедические 1. Совершенствование лексического строя речи: а) обогащение, активизация и расширение.

Конспект занятия по развитию лексико-грамматических категорий речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи Сайботалова Татьяна Андреевна Учитель-логопед Специальный детский сад №13 «Алтынай» Республика Казахстан Павлодарская область, г. Экибастуз.

Логопедическое занятие «Весна». Старшая группа с общим недоразвитием речи II-III уровня на логопедическом пункте 1 Слайд: Тема: Логопедическое занятие в старшей группе детей с общим недоразвитием речи II-III уровня на логопедическом пункте. 2 Слайд:.

Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи (Консультация) Особенности связной монологической речи и ее формирования у детей с общим недоразвитием речи. В логопедии под ОНР (у детей с нормальным.

Рабочая программаучителя-логопеда старшей группы для детей с общим недоразвитием речи (I часть) Содержание. I. Целевой раздел 1. Пояснительная записка….3 1.1. Нормативно – правовая база….3.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет
Опубликовано: 10 июня 2016 в 16:20
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект итогового занятия «Зимушка-зима» для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня 5–6 лет» (включая файлы) размещена пользователем Анна Фролова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД