Татьяна Резвухина
Конспект логопедического занятия для 1 класса (КРО v вид) «Звуки [С]-[С’]. Буква С»
▼ Скачать + Заказать документы
Организационная информация
Предмет Логопедическое занятие.
Тема занятия Звуки [с – с']. Буква С.
Класс 1 класс, группа обучающихся с ОНР III уровня.
Методическая информация
Цели занятия Знакомство со звуками [с-с'] и буквой С, формирование слоговой структуры слова и развитие лексико-грамматического строя речи по теме «Семья».
Задачи занятия 1. Коррекционно-образовательные:
Публикация «Конспект логопедического занятия для 1 класса (КРО v вид) „Звуки [С]-[С’], Буква С“» размещена в разделах
- Буква С и звук [С]. Конспекты уроков
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Логопедические занятия
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Средняя школа, 5 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
-познакомиться с правильной артикуляцией звуков [с-с] и с буквой С;
-развивать умение выделять данные звуки в словах и соотносить их с буквой;
-закрепить понятия «звуки», «буквы», «гласные», «согласные».
2. Коррекционно-развивающие:
-формировать слоговую структуру слов (трёхсложные слова с откр. слогом, двухсложные слова с закр. слогом) через проговаривание чистоговорок, отхлопывания ритмической структуры слова;
-развитие фонематических процессов через нахождение нужной картинки и определения места звука в слове;
-развивать мыслительные процессы через создание проблемных ситуаций, запоминание слов с заданным звуком;
-развивать ориентировку в пространстве через дидактическую игру «Морской бой»;
-развивать осознанность и правильность чтения через чтение слогов, слов;
-развивать мелкую моторику рук через закрашивание предметов, письмо букв;
-развитие лексико-грамматического строя речи по лексической теме «Семья»;
-предупреждать ошибки на письме через развитие фонематических и оптических процессов.
3. Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать интерес к русскому языку, любовь к семье.
Используемые педагогические технологии и методы -ИКТ;
-здоровьесберегающие технологии;
-игровые технологии;
-развивающее обучение;
-личностно-ориентированные технологии;
-словесные методы;
-практические методы;
-наглядные методы.
Необходимое оборудование и материалы -Компьютер, мультимедиа – проектор, экран, колонки;
-Презентация в программе MicrosoftOfficePowerPoint;
-Индивидуальные листы, картинки, ручки, карандаши.
Список литературы 1. Ефименкова Л. Н., Мисаренко Г. Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте. – М., 1991.
2. Агранович З. Е. Логопедическая работа по преодолению нарушений слоговой структуры слов. СПб., изд. «Детство-пресс», 2004.
3. Богомолова А. И. Логопедическое пособие для занятий с детьми». М. изд. Школа; СПб., Библиополис,1996.
4. Большакова С. Е. Работа логопеда с дошкольником. М., 1996.
5. Крупенчук О. И. Научи меня говорить правильно! : пособие по логопедии для детей и родителей. – СПб. :изд. Дом «Литера»,2004.
Использованные интернет - ресурсы Картинки с интернет-порталов со звуками [с-с'].
Ход и содержание занятия, деятельность учителя и учеников
I.Орг. момент -Здравствуйте, дети!Вы друг другу улыбнитесь, на места свои садитесь! Начинаем наш урок, будь внимательным, дружок!
(слайд 1)
Дети, к нам в гости пришёл Санечка. Посмотрите какой он печальный. Что же случилось? Бедный Санечка – сиротка.
Плачет несчастный Санечка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама, да дядя, да тётка,
Только папа, да дедушка с бабушкой.
Скажите, сирота – это кто? Скажите, сирота ли Санечка? Есть ли у него мама, папа, бабушка, дедушка?Кто еще есть у Санечки?Как назвать их одним словом?Кто это? Санечка пошёл в первый класс, ему сложно учиться, давайте поможем Санечке вместе с его близкими и докажем Санечке, что он не один, что у него есть семья и члены семьи также хотят помочь Санечке в получении знаний.
II.Определение темы и целей занятия -А какие звуки мы вместе с Санечкой будем сегодня правильно проговаривать, вы сейчас сами скажете.
- Назовите первый звук в слове «Санечка»?
- Назовите первый звук в слове «семья»?
-Готовы мне сказать, за правильным произношением каких звуков будем следить и сопоставлять их с буквой? [с-с]
III.Характеристика звуков. Отработка правильной артикуляции звуков. -Как вы думаете, это гласные или согласные?
-Звонкие или глухие?
-Каким цветом обозначаем твердый звук с
-Чтобы правильно произнести данные звуки, надо улыбнуться, язык спрятать за нижние зубки, сделать выдох. Проконтролировать.
- Выдыхаемая струя должна быть холодной (Отработка правильной артикуляции звуков [с-с]).
IV.Фонетическая разминка. Проговаривание чистоговорок. Чтобы красиво и правильно говорить нам нужно, чтобы язычок размялся, мама Санечки предлагает нам повторять чистоговорки.
-Внимательно слушаем, запоминаем и повторяем.
Слайд 3.
-Са-са-са-у Сони коса.
-Сы-сы-сы-у дяди усы.
-Ас-ас-ас-у папы бас.
-Ос-ос-ос-у сына нос.
V.Выделение данных звуков в словах и определение места звука в слове. Деление слов на слоги, отработка ритмич. струк. слова - Папа Санечки предлагает нам выполнить следующее задание.
-Возьмите на столе лист с изображением картинок и схемами,
-вам нужно назвать картинки, определить место звука в слове и соединить картинку с соответствующей схемой, если в начале слова, то соединяем картинку с первой схемой, если в середине – со второй, в конце слова – с третьей.
(дети называют картинки, определяют место звука в слове, делят слова на слоги и проговаривают их).
-итак, к первой схеме какие слова относятся? Ко второй схеме? К третьей?
VI.Образование притяжательных прилагательных. Отработка ритмической структуры слова. - Бабушка Санечки предлагает поиграть в игру «Чей, чья, чьё, чьи». Слайд 4.
- У мамы бусы. Бусы чьи? (мамины)
- У папы усы. Усы чьи? (папины)
- У тёти сумка. Сумка чья? (тётина)
- У дяди сапоги. Сапоги чьи? (дядины)
- У Сани собака. Собака чья? (Санина)
- У Аси маска. Маска чья? (Асина)
-Прохлопаем слова, деля их на слоги
-Сколько слогов во всех этих словах (три)
-А как по-другому определить количество слогов в слове (сколько гласных звуков, столько и слогов).
-итак, во всех этих словах три слога.
VII.Физминутка. -Выполнили задания, а теперь дядя Санечки предлагает нам отдохнуть. Сейчас мы потренируемся выполнять сразу несколько дел одновременно, чётко проговаривать за мной стихотворение, повторять движения и запоминать слова со звуком с.
В комнату вошёл мой папа, (ходьба с высоким подниманием колен)
Мама в шкаф убрала бусы. (вставание на цыпочки, руки вверх)
В конуру залез наш пёс, (присесть, руки к коленям)
Саня в дом кокос принёс. (встать, руки развести в стороны)
-Вспомните и назовите слова со звуком с (бусы, пёс, Саня, кокос, принёс).
VIII.Знакомство с буквой С. -Следующее задание нам предлагает выполнить дедушка Санечки. Он – морской капитан. Посмотрите какой он красивый в форме.
- Дедушка нам предлагает игру «Морской бой»
-Но для начала скажите, какой буквой обозначают звуки [с - с']? (буквой С (эс).
-Найдите на своих столах игровое поле. С левой стороны в столбик написаны цифры, сверху буквы. Я называю место на поле, например: А-1, вы отыскиваете его и вписываете букву С.
-Задание понятно?
-Начинаем. Б-1,А-2,Б-3,А-4,Е-1,Д-2,Е-3,Д-4.
-Проверяем слайд.
IX.Чтение слогов. -А теперь прочитаем что у нас получилось.
Дети читают слоги.
X.Слоговой анализ и синтез слов. -А это задание нам предлагает тётя Санечки. слайд
(са-по-ги, са-ла-ты, со-ба-ка)
-на столе лежат бусинки, на них написаны слоги, вам нужно из этих слогов составить слова, собрать бусы, а какого цвета бусы вы будете собирать, определите по цвету нити. (Задание выполняется в парах,дети выходят к столу, на столе бусинки со слогами, складывают из бусинок слова и читают получившиеся слова).
XI.Итог. -Задания всех родственников вы выполнили. Так, Санечка, ты разве сирота?
-У меня семья! Я – не сирота!
Ура! Ура! Ура! Спасибо вам, друзья!
-Какие звуки мы отрабатывали на занятии?
-Что понравилось?
-Что запомнилось? Чему научились?
-Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Берегите, цените и уважайте свою семью! Вы сегодня очень хорошо поработали! В семье Санечки есть традиция читать по вечерам, вот он вам дарит книги для семейного чтения.
-До свидания!