Евгения Днепровская
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект логопедического занятия
«Автоматизация звука Р в словах и предложениях»
Цель: формирование умения правильно произносить звук Р в словах и в предложениях.
Задачи:
коррекционно-образовательные
-упражнять в правильном произнесении звука Р в словах, в словосочетаниях, в предложениях;
-упражнять в определении наличия и места звука Р в словах;
Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях“» размещена в разделах
- Буква Р и звуки [P], [Р’]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Темочки
-актуализировать словарный запас по морской тематике; коррекционно-развивающие
-развивать моторику пальцев рук;
-развивать артикуляционную моторику;
-упражнять в формировании правильной дыхательной струи; -формировать правильный артикуляционный уклад для звука Р;
-развивать внимание, мышление.
воспитательные
-воспитывать умение работать в паре;
-прививать ценность дружбы. взаимопомощи
Оборудование: головные уборы для моряков, игрушечные корабли, морские ракушки, 2 бумажных фигурки моряков, фигурки чаек на ниточке, волшебный сундук, шоколадные медальки, игрушка пират, массажные шарики су-джок, эспандары, схемы слов, фонограмма звуков моря, зеркала, морская звезда, письмо пирата.
I. Орг. момент
Логопед : Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)
Сегодня нас ждёт необычное путешествие! Послушайте, эти звуки (фонограмма звуков моря). Это звуки моря. Если наше путешествие связано с морем, значит оно какое? (морское, логопед на голубой ткане на парте делает «Море»). Ну, а на чём же мы будем путешествовать? Отгадайте загадку:
По морю большой плывёт,
Капитан его ведёт. Это (корабль)
Правильно, ребята. (Логопед достаёт игрушечный корабль)
Капитан управляет кораблём, люди, которые путешествуют на корабле называются (пассажиры, ну а кто же помогает капитану? (моряки). Чтобы стать настоящими моряками нужно очень много уметь и знать и правильно произносить в словах и в предложениях звук Р. Согласны? Но прежде всего нам нужна форма моряков. И если вы сейчас назовёте мне водный транспорт, то получите головные уборы настоящих моряков.
Дети отвечают (корабль, катер, пароход, катамаран, лайнер, крейсер) Если есть в слове звук Р – определи, где он находится (начало слова, середина или конец и составь схему слова)
Молодцы, ребята! Вы –настоящие моряки и получаете эти головные уборы!
(Логопед одевает ребятам головные уборы моряков)
Мы отправляемся в путь! (Дети получают бумажные фигурки моряков и ставят их в игрушечный корабль)
II. Пальчиковая гимнастика
Логопед : у моряков должны быть крепкие, сильные руки, согласны?
Поэтому тренируем ручки с помощью этих массажных шариков и эспандеров.
Упражнения с шариками су-джок
Упражнения с цветными эспандерами
III. Дыхательные упражнения
Логопед : на море дует ветерок, летают птицы. Какие птицы чаще всего встречаются на морских просторах? Верно, это чайки. Давайте, представим как над нами пролетают эти птицы. (Дети берут в руки фигурки чаек на ниточке)
а)длительный и плавный ветерок ; б) резкий выдох (шторм); в) чередование
IV. Артикуляционная гимнастика
Логопед : моряки любят привозить из морских путешествий разные сувениры своим друзьям. Вот такие, например (рассматривание разных ракушек). Но у нас ракушки непростые – все они с заданиями –какое упражнение для языка нужно сделать. Дети берут по одной ракушки, читают названия артикуляционного упражнения и выполняют его с зеркалами.
лошадка
качели
маляр
чистим верхние зубки
грибок
гармошка
моторчик
V. Характеристика звука Р и артикуляционный уклад
Логопед : кроме ракушек моряки любят привозить в подарок морские звёзды. Посмотрите, какая она красивая. Она тоже с заданиями. Рассказать характеристику звука Р и правильный артикуляционный уклад для этого звука – как расположены губки, язычок, зубки.
Дети отвечают.
Характеристика звука Р : согласный, твёрдый, звонкий, выделяем синим карандашом.
Артикуляционный уклад:
-губки свободны:
-зубки сближены, но не соприкасаются:
-кончик языка поднят к верхним бугорочкам за верхними зубами и вибрирует, дрожжит;
-по середине язычка идёт тёплая воздушная струя.
VI. Развитие фонематического слуха
Логопед : Наше путешествие продолжается! На корабле обязательно должен быть радист, мы уже это знаем! Он должен быть очень внимательным и всегда точно передавать радиограммы. Сейчас, проверим, сможем ли мы быть радистами?
Дидактическая игра «Поймай звук Р»
среди других звуков;
среди слогов;
в словах (дельфины, раки, медузы, крабы, акулы)
как назвать их одним словом? (морские обитатели)
составить схемы слов, в которых встретился звук Р
(начало слова, середина, конец)
VII. Физминутка
«Море волнуется»
Море волнуется –раз! (шагаем на месте)
Море волнуется –два! (наклоны туловища влево-вправо) Море волнуется три! (повороты туловища влево-вправо) Морская фигура – замри! (присели и сделали фигуру)
«Рыбка»
Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.
Рыбка спинку изогнула,
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.
VIII. Отработка звука Р в слогах и в словах
Логопед : Наше путешествие продолжается и впереди нас ждёт с вами остров слогов и слов. Можно с помощью наших маленьких лодочек приплыть к этому острову и порыбачить. (Дети садят своих матросиков в лодочки и плывут к острову).
Логопед : Представим, что вам нужно поймать этих рыбок (рыбки лежат как будто на листе бумаги – по углам). Назовите расположение рыбки и выполните её задания (у рыбки на обратной стороне даны слоги РА-, ТРА -, КРА-, ДРА-)
Ребёнок называет «адрес» рыбки (правый верхний угол) и на слоги придумывает слова РАдио, ТРАктор, КРАски, ДРАкон) Аналогичные задания на РО-, РУ-, РЫ-… Молодцы! Выполнили все задания рыбок!
IX. Автоматизация звука Р в чистоговорках
Логопед : Внимание, моряки! Мы приближаемся к коралловым рифам! Мы сможем обойти их только если красиво и правильно произнесём эту чистоговорку
КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ, А КЛАРА У КАРЛА У КРАЛА КЛОРНЕТ! (Дети стараются красиво и правильно произнести чистоговорку)
X. Автоматизация звука Р в предложениях
Логопед : Внимание, матросы! Прямо по курсу неизвестный корабль!
Кто им управляет? Как называют морского разбойника? (пират). Значит, корабль какой? (пиратский). Но что-то незаметно, чтобы пират относился к нам недружелюбно! Посмотрите, у него какое-то письмо. Давайте прочитаем его. Но оно необычное – капельками воды смыло все буквы Р. А вы прочитайте письмо правильно.
ЗД….АВСТВУЙТЕ, ….ЕБЯТА! Я – МО…СКОЙ ПИ…АТ. МНЕ НАДОЕЛО БЫТЬ ЗЛЫМ, ХОЧУ …АЗДАТЬ СВОИ СОК…ОВИЩА ДОБ…ЫМ ЛЮДЯМ. НО ДЛЯ ЭТОГО МЕНЯ НАДО …АСКОЛДОВАТЬ!
ИСП…АВЬТЕ ЭТИ П…ЕДЛОЖЕНИЯ И ТОГДА СМОЖЕТЕ ОТК…ЫТЬ СУНДУК С СОК…ОВИЩАМИ И Я СТАНУ ДОБ…ЫМ ПИ…АТОМ!
ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК НАХОДИТСЯ В ЗАЛИВЕ К…АСИВОЙ И П…АВИЛЬНОЙ …ЕЧИ! УДАЧИ ВАМ НА МО…СКИХ П…ОСТО…АХ!
ВАШ ПИ…АТ.
(Дети читают письмо со звуком Р)
Логопед : Вы правильно прочитали письмо пирата, а теперь давайте выполним его просьбу и исправим эти предложения.
Корабль служит на моряке.
Трап идёт по пассажирам.
Рыба поймала рыбака.
Море живёт в раке.
Паруса развернули матросов.
Море плывёт по кораблю.
Штурвал поворачивает моряка.
Водоросли запутались крабах.
Груз везёт катер.
Морской порт приплыл в корабль.
Логопед : Молодцы, матросы! Теперь мы может плыть в залив красивой и правильной речи! Но чтобы там оказаться необходимо прочитать стихи на морскую тематику красиво и правильно!
(Дети выполняют домашнее задания – наизусть читают стихи А. Л. Барто «Капитан», «Ракушка»). Пока вы читали стихи, мы уже оказались в заливе правильной и красивой речи. А вот и волшебный сундук! Давайте откроем его! В сундуке – сокровища (шоколадные медали).Дети угощают всех гостей.
Логопед : Дорогие мои матросы! А как вы думаете, какое настоящее сокровище есть у людей? Когда они помогают друг другу, приходят на помощь? Верно, это – ДРУЖБА! (дети достают со дна сундука плакат с этим словом) Вот настоящее сокровище не только для матросов, но и для всех людей!
XI .Итог занятия
Вот и подошло к концу наше морское путешествие! Вы показали себя, ребята, настоящими моряками! Справились со всеми заданиями! И я надеюсь, что вы всегда будете правильно произносить звук Р в словах и в предложениях! Вам понравилось? Желаю вам красивой и правильной речи!