МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»

Евгения Днепровская
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект логопедического занятия

«Автоматизация звука Р в словах и предложениях»

Цель: формирование умения правильно произносить звук Р в словах и в предложениях.

Задачи:

коррекционно-образовательные

-упражнять в правильном произнесении звука Р в словах, в словосочетаниях, в предложениях;

-упражнять в определении наличия и места звука Р в словах;

Публикация «Конспект логопедического занятия „Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях“» размещена в разделах

-актуализировать словарный запас по морской тематике; коррекционно-развивающие

-развивать моторику пальцев рук;

-развивать артикуляционную моторику;

-упражнять в формировании правильной дыхательной струи; -формировать правильный артикуляционный уклад для звука Р;

-развивать внимание, мышление.

воспитательные

-воспитывать умение работать в паре;

-прививать ценность дружбы. взаимопомощи

Оборудование: головные уборы для моряков, игрушечные корабли, морские ракушки, 2 бумажных фигурки моряков, фигурки чаек на ниточке, волшебный сундук, шоколадные медальки, игрушка пират, массажные шарики су-джок, эспандары, схемы слов, фонограмма звуков моря, зеркала, морская звезда, письмо пирата.

I. Орг. момент

Логопед : Здравствуйте, ребята! (дети отвечают)

Сегодня нас ждёт необычное путешествие! Послушайте, эти звуки (фонограмма звуков моря). Это звуки моря. Если наше путешествие связано с морем, значит оно какое? (морское, логопед на голубой ткане на парте делает «Море»). Ну, а на чём же мы будем путешествовать? Отгадайте загадку:

По морю большой плывёт,

Капитан его ведёт. Это (корабль)

Правильно, ребята. (Логопед достаёт игрушечный корабль)

Капитан управляет кораблём, люди, которые путешествуют на корабле называются (пассажиры, ну а кто же помогает капитану? (моряки). Чтобы стать настоящими моряками нужно очень много уметь и знать и правильно произносить в словах и в предложениях звук Р. Согласны? Но прежде всего нам нужна форма моряков. И если вы сейчас назовёте мне водный транспорт, то получите головные уборы настоящих моряков.

Дети отвечают (корабль, катер, пароход, катамаран, лайнер, крейсер) Если есть в слове звук Р – определи, где он находится (начало слова, середина или конец и составь схему слова)

Молодцы, ребята! Вы –настоящие моряки и получаете эти головные уборы!

(Логопед одевает ребятам головные уборы моряков)

Мы отправляемся в путь! (Дети получают бумажные фигурки моряков и ставят их в игрушечный корабль)

II. Пальчиковая гимнастика

Логопед : у моряков должны быть крепкие, сильные руки, согласны?

Поэтому тренируем ручки с помощью этих массажных шариков и эспандеров.

Упражнения с шариками су-джок

Упражнения с цветными эспандерами

III. Дыхательные упражнения

Логопед : на море дует ветерок, летают птицы. Какие птицы чаще всего встречаются на морских просторах? Верно, это чайки. Давайте, представим как над нами пролетают эти птицы. (Дети берут в руки фигурки чаек на ниточке)

а)длительный и плавный ветерок ; б) резкий выдох (шторм); в) чередование

IV. Артикуляционная гимнастика

Логопед : моряки любят привозить из морских путешествий разные сувениры своим друзьям. Вот такие, например (рассматривание разных ракушек). Но у нас ракушки непростые – все они с заданиями –какое упражнение для языка нужно сделать. Дети берут по одной ракушки, читают названия артикуляционного упражнения и выполняют его с зеркалами.

лошадка

качели

маляр

чистим верхние зубки

грибок

гармошка

моторчик

V. Характеристика звука Р и артикуляционный уклад

Логопед : кроме ракушек моряки любят привозить в подарок морские звёзды. Посмотрите, какая она красивая. Она тоже с заданиями. Рассказать характеристику звука Р и правильный артикуляционный уклад для этого звука – как расположены губки, язычок, зубки.

Дети отвечают.

Характеристика звука Р : согласный, твёрдый, звонкий, выделяем синим карандашом.

Артикуляционный уклад:

-губки свободны:

-зубки сближены, но не соприкасаются:

-кончик языка поднят к верхним бугорочкам за верхними зубами и вибрирует, дрожжит;

-по середине язычка идёт тёплая воздушная струя.

VI. Развитие фонематического слуха

Логопед : Наше путешествие продолжается! На корабле обязательно должен быть радист, мы уже это знаем! Он должен быть очень внимательным и всегда точно передавать радиограммы. Сейчас, проверим, сможем ли мы быть радистами?

Дидактическая игра «Поймай звук Р»

среди других звуков;

среди слогов;

в словах (дельфины, раки, медузы, крабы, акулы)

как назвать их одним словом? (морские обитатели)

составить схемы слов, в которых встретился звук Р

(начало слова, середина, конец)

VII. Физминутка

«Море волнуется»

Море волнуется –раз! (шагаем на месте)

Море волнуется –два! (наклоны туловища влево-вправо) Море волнуется три! (повороты туловища влево-вправо) Морская фигура – замри! (присели и сделали фигуру)

«Рыбка»

Рыбка плавает в водице, Рыбке весело играть.

Рыбка, рыбка, озорница, Мы хотим тебя поймать.

Рыбка спинку изогнула,

Крошку хлебную взяла

Рыбка хвостиком махнула, Рыбка быстро уплыла.

VIII. Отработка звука Р в слогах и в словах

Логопед : Наше путешествие продолжается и впереди нас ждёт с вами остров слогов и слов. Можно с помощью наших маленьких лодочек приплыть к этому острову и порыбачить. (Дети садят своих матросиков в лодочки и плывут к острову).

Логопед : Представим, что вам нужно поймать этих рыбок (рыбки лежат как будто на листе бумаги – по углам). Назовите расположение рыбки и выполните её задания (у рыбки на обратной стороне даны слоги РА-, ТРА -, КРА-, ДРА-)

Ребёнок называет «адрес» рыбки (правый верхний угол) и на слоги придумывает слова РАдио, ТРАктор, КРАски, ДРАкон) Аналогичные задания на РО-, РУ-, РЫ-… Молодцы! Выполнили все задания рыбок!

IX. Автоматизация звука Р в чистоговорках

Логопед : Внимание, моряки! Мы приближаемся к коралловым рифам! Мы сможем обойти их только если красиво и правильно произнесём эту чистоговорку

КАРЛ У КЛАРЫ УКРАЛ КОРАЛЛЫ, А КЛАРА У КАРЛА У КРАЛА КЛОРНЕТ! (Дети стараются красиво и правильно произнести чистоговорку)

X. Автоматизация звука Р в предложениях

Логопед : Внимание, матросы! Прямо по курсу неизвестный корабль!

Кто им управляет? Как называют морского разбойника? (пират). Значит, корабль какой? (пиратский). Но что-то незаметно, чтобы пират относился к нам недружелюбно! Посмотрите, у него какое-то письмо. Давайте прочитаем его. Но оно необычное – капельками воды смыло все буквы Р. А вы прочитайте письмо правильно.

ЗД….АВСТВУЙТЕ, ….ЕБЯТА! Я – МО…СКОЙ ПИ…АТ. МНЕ НАДОЕЛО БЫТЬ ЗЛЫМ, ХОЧУ …АЗДАТЬ СВОИ СОК…ОВИЩА ДОБ…ЫМ ЛЮДЯМ. НО ДЛЯ ЭТОГО МЕНЯ НАДО …АСКОЛДОВАТЬ!

ИСП…АВЬТЕ ЭТИ П…ЕДЛОЖЕНИЯ И ТОГДА СМОЖЕТЕ ОТК…ЫТЬ СУНДУК С СОК…ОВИЩАМИ И Я СТАНУ ДОБ…ЫМ ПИ…АТОМ!

ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУК НАХОДИТСЯ В ЗАЛИВЕ К…АСИВОЙ И П…АВИЛЬНОЙ …ЕЧИ! УДАЧИ ВАМ НА МО…СКИХ П…ОСТО…АХ!

ВАШ ПИ…АТ.

(Дети читают письмо со звуком Р)

Логопед : Вы правильно прочитали письмо пирата, а теперь давайте выполним его просьбу и исправим эти предложения.

Корабль служит на моряке.

Трап идёт по пассажирам.

Рыба поймала рыбака.

Море живёт в раке.

Паруса развернули матросов.

Море плывёт по кораблю.

Штурвал поворачивает моряка.

Водоросли запутались крабах.

Груз везёт катер.

Морской порт приплыл в корабль.

Логопед : Молодцы, матросы! Теперь мы может плыть в залив красивой и правильной речи! Но чтобы там оказаться необходимо прочитать стихи на морскую тематику красиво и правильно!

(Дети выполняют домашнее задания – наизусть читают стихи А. Л. Барто «Капитан», «Ракушка»). Пока вы читали стихи, мы уже оказались в заливе правильной и красивой речи. А вот и волшебный сундук! Давайте откроем его! В сундуке – сокровища (шоколадные медали).Дети угощают всех гостей.

Логопед : Дорогие мои матросы! А как вы думаете, какое настоящее сокровище есть у людей? Когда они помогают друг другу, приходят на помощь? Верно, это – ДРУЖБА! (дети достают со дна сундука плакат с этим словом) Вот настоящее сокровище не только для матросов, но и для всех людей!

XI .Итог занятия

Вот и подошло к концу наше морское путешествие! Вы показали себя, ребята, настоящими моряками! Справились со всеми заданиями! И я надеюсь, что вы всегда будете правильно произносить звук Р в словах и в предложениях! Вам понравилось? Желаю вам красивой и правильной речи!

Публикации по теме:

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложенияхКонспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л’] в словах и предложениях Занятие проводится на материале лексической темы «Лето. Лес». Задачи: Коррекционно-образовательные: - Закреплять произношение звука [л’].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] в словах и предложениях Цель: автоматизировать звук [р] в словах и предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: - закреплять правильное произношение звука.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях» Цель: Закрепление правильного произношения звука [ Р] в слогах, словах и фразах. Задачи: • Закреплять правильное произнесение звука [р].

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] в слогах, словах, предложениях Цель: автоматизировать звук [л] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Образовательные: - закреплять правильное произношение звука [л].

Конспект индивидуального логопедического занятия «Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях» Цель: правильно и четко произносить звук [С] в слогах, словах, предложениях. Задачи: Коррекционно-образовательные: -автоматизировать звук.

Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте»Конспект индивидуального открытого занятия для детей с ТНР «Автоматизация звука [Ш] в словах, предложениях и тексте» Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в словах, предложениях и тексте. Задачи: Коррекционно - образовательные: - Закреплять правильный.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»
Опубликовано: 9 августа 2024 в 07:13
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект логопедического занятия «Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях»» (включая файлы) размещена пользователем Евгения Днепровская в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД