Иванова Мария Сергеевна
Задания для 3 класса по русскому языку
▼ Скачать + Заказать документы
У меня недавно возник такой вопрос: как объяснить ребёнку, зачем нужен русский язык? И, действительно, подумала я с высоты своего возраста, педагогического образования и стажа, зачем он нужен?
Задает мне вопрос ученик 7 класса, который хочет быть ветеринаром, помогать и лечить животных, а вот зачем при этом нужно знание родного русского языка не знает. Конечно, я как взрослый и трезво мыслящий человек, стала искать для себя и ребёнка обстоятельные ответы на данный вопрос. Ответы были разные, но смысл один: для правильного написания рецептов, для заполнения отчетов по проделанной работе перед главврачом, для сбора статистических данных, для корректной, правильной, чёткой и красивой речи со своими будущими клиентами, вряд ли кто-то из владельцев собак захочет лечиться у врача, который безграмотен, не умеет писать грамотно, внятно говорить и читать. Конечно, реакции и понимания этого на лице ребёнка я не увидела. И я решила сама покопаться дальше в этом.
Сейчас для ребёнка предоставлено множество ресурсов и возможностей в интернете, как получить, так скажем, всеобщее признание. Для этого абсолютно неважно знание родного языка и в принципе чего-либо серьезного. Для того, чтобы выделяться из толпы, отличиться, достаточно снять какое-нибудь видео (смешное или нет, снять своих домашних животных, маму, папу, сестру, одноклассников, прогулку по городу, поход в зоопарк или магазин с друзьями, приправив все это своеобразными словечками или жестами, и ты тут же станешь звездой, пусть и небольшой, но звездочкой, что моментально повысит твой рейтинг. Рейтинг, отзывы, отклик — важны для нашего подрастающего поколения.
Мы, взрослые, понимаем, чтобы получить признание в профессии или в своем любимом деле, надо постоянно трудиться, каждый день совершенствоваться и развиваться, оттачивать свои навыки и умения, повышать квалификацию, а порой и вовсе менять что-то, занимаясь переподготовкой. Например, я постоянно проверяю правописание слов, ударение и фонетический разбор слов на специальном сайте по русскому языку. Это помогает мне поддерживать свои лингвистические знания на довольно высоком уровне.
Для подростков все устроено гораздо проще. Они хотят получить все и сразу, при этом избегая трудоёмких и длительных процессов. Для них важно что-то иметь сегодня и сейчас. Для нас важно иметь постоянно. Сюда же можно отнести и этот вопрос о роли русского языка в нашей жизни. Кто мы? Мы русские. Где мы живем? В России. Чем мы гордимся? Гордимся отечественным кино, русской классикой, музыкой, художниками, балетом, актерами, спортсменами, режиссерами, модельерами, архитектурой и т. п. Вспомните себя в этом возрасте. Разве мы задавались подобным вопросом «зачем мне нужен русский язык»? Нет. Для нас это было само собой разумеющееся. Мы живем в России. Русский язык — это наш родной язык. И мы хотим и умеем им пользоваться, и даже показать его во всей красе.
О том, что большинство учеников сейчас косноязычно и не может связать двух слов мы не будем говорить. И о том, что «ой, всё» — это любимая их фраза, тоже опустим. И о том, что многие из учащихся не понимают, почему сдача русского языка и математики является обязательной в 9 и 11 классе тоже промолчим.
Возможно, это мы взрослые показываем нашим детям кривую картину мира? Мы не передаем им все те краски и инструменты, которые являются обязательными в нашей жизни? Это мы косноязычны и молчаливы по причине нехватки времени? Может быть для нас этот родной русский, один из красивейших языков со своей длинной историей, стал таким неважным? Может быть в настоящем мире с преобладанием соцсетей и мессенджеров достаточно элементарных знаний языка? Одни сокращения при переписке чего стоят!
Может быть действительно он не нужен? Я так не думаю. Хотелось бы думать, что и многие из вас так не думают. Но во всяком случае у нас есть, над чем задуматься в настоящее время.
Узнавание
Базовый уровень Задание 1
По цели высказывания предложения бывают трёх видов:
А) вопросительные, восклицательные,
повествовательные.
Б) невосклицательные,
повествовательные,
побудительные.
В) повествовательные, вопросительные, побудительные.
Выбери один из трех вариантов ответов. Актуализация имеющихся знаний обучающихся по теме: «Виды предложений по цели высказывания» без их видоизменений 1. Прочитай задание.
2. Выбери один из трех вариантов ответов.
3. Обведи карандашом букву варианта ответа.
Максимальная оценка 1 балл.
Критерии оценивания.
1 балл – задание выполнено верно;
0 баллов- задание не выполнено или выполнено не верно.
В) повествовательные, вопросительные, побудительные.
Задание 2
Обведите номера повествовательных предложений:
1) Прекрасен осенний наряд деревьев в парке
2) Где вы отдыхали во время каникул?
3) Присмотрись к окружающим тебя людям.
4) С огромной радостью мы слушали пение соловьёв.
Задание 3 Прочитай предложение: Скажите, этот хлеб свежий?
Определите цель высказывания.
А) спросить
Б) сообщить
В) попросить
Воспроизведение Задание 1
Заполни пропуски добавив в определения нужные слова.
1)Предложения, в которых что-то сообщается - ___ предложения.
2) Предложения, содержащие вопрос ___ предложения.
3) Предложения, которые побуждают к действию - ___ предложения.
Цель: воспроизведение усвоенных ранее знаний и применения в типовых ситуациях. 1. Прочитай задание;
2. Вспомни определение какие предложения относятся к повествовательным, вопросительным, побудительным.
3. Закончи определение, запиши в тетрадь
Максимальная оценка 2 балл.
Критерии оценивания.
2 балла – правило рассказано в полном объеме с примерами;
1 балл – правило рассказано в неполном объеме, но с примерами или правило рассказано в полном объеме, но без примеров;
0 баллов – правило рассказано не верно или задание не выполнено.
1) Предложения, в которых что то сообщается -повествовательное предложения.
2) Предложения, содержащие вопрос -вопросительное предложения.
3) Предложения, которые побуждают к действию – побудительные предложения.
Задание 2
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения по цели высказывания?
В конце повествовательного предложения ставится ___ или ___
В конце вопросительного предложения ставится ___
В конце побудительного предложения ставится ___ или ___
Приведи свои примеры.
Задание 3
Соотнесите определение с его значением.
1) Повествовательные предложения -….
2) Вопросительные предложения -…
3) Побудительные предложения - ….
А) Предложение, в котором о чём-либо просят, приказывают, советуют.
Б) Предложение, в котором о чём-либо спрашивают.
В) Предложение, в котором о чём-либо сообщают, рассказывают, повествуют.
Понимание Задание 1
Распредели предложения на группы по цели высказывания.
А) Сообщение,
Б) Просьба,
В) Вопрос
1) Будьте старательны и внимательны!
2) Я сегодня на уроке старался.
3)Как чудесен русский лес!
4) Не разоряйте птичьих гнёзд.
5) В нашей школе три этажа.
6) Какие книги вы прочитали летом?
Объясни свой ответ.
Цель: понимание и осмысленное применение полученных знаний.
1) Прочитай задание
2) Вспомни Виды предложений
3) Распредели предложения на группы по цели высказывания
4) Объясни свой выбор. Максимальная оценка 3 балл.
3 балла – предложения распределены по группам, верно даны объяснения;
2 балла – предложения распределены по группам, верно, не даны объяснения.
1 балл - предложения распределены по группам с ошибками, ни четкое объяснения варианта ответа.
0 баллов – предложения распределены по группам не верно или задание не выполнено. А) – 2, 5
Б) – 1, 4
В) – 6
Если предложение создано для того, чтобы о чем-то сообщить, то оно повествовательное.
Если наша цель – выяснить что-то, то мы задаем вопрос, то есть наше предложение вопросительное.
Побуждение собеседника к какому-то действию, нам потребуется построить побудительное предложение.
Задание 2
Какие предложения являются побудительными?
1) Сквозь серый камень вода сочилась, и было душно в ущелье темном.
2) Приезжайте к нам в Москву
3) Лишь сердце стучит, да песня звучит, да тихо рокочет струна!
4) Участвуйте в нашей выставке.
Дополни ответ своим примером. Приезжайте к нам в Москву
Участвуйте в нашей выставке.
Задание 3
Поставь знаки препинания в конце предложений. Обведи цифру
вопросительного предложения.
1) Запылали алым цветом кисти спелые рябин ___
2) Что ты так грустно смотришь на меня ___
3) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце умным будет___
4) Как я люблю русские народные сказки___
Применение в знакомых условиях Задание 1
Определи по началу предложения, каким оно будет по цели высказывания. Допишите предложения.
1) Кто звонит …
2) Содержи в порядке …
3) Однажды мы …
4) Мойте руки … Преобразование полученной информации в знакомых условиях. 1) Прочитай внимательно задание.
2) Вспомни виды предложений по цели высказывания.
3) Определи по началу предложения вид по цели высказывания.
4) Допиши предложения.
Максимальная оценка 4 балл.
4 балла –предугадан вид предложения по цели высказывания. Все предложения дописаны.
3 балла – допущены незначительные ошибки в определении вида предложения или неправильно дополнены предложения.
2 балл -допущено более 2 ошибок в определении вида предложения.
1 балл – допущены ошибки в определении вида предложения не дописал предложение.
0 баллов –или задание не выполнено 1)Вопросительное
2) Побудительное
3) Повествовательное
4) Побудительное
1) Кто звонит ко мне в дверь?
2) Содержи в порядке книжки и тетрадки.
3) Однажды мы ходили на рыбалку.
4) Мойте руки перед едой.
Задание 2 Из данных слов составь и запишите предложение, целью которого является выяснение информации:
Зайка, под, серый, спал, кустом
Задание 3 Составьте из данных слов предложения и напишите текст, содержащий предложения, различные по цели высказывания:
листья, деревьев, с, облетели?
в, замерзла, вода, речке
дети, букеты, из, делают, листьев
синичка, людям, к, прилетай
дрожат, холода, от, зверушки
Применение в незнакомой ситуации Задание 1
Ты – журналист, и тебе нужно взять интервью у старшеклассника. Подготовь список вопросов, используя только вопросительные предложения. Вопросы должны быть интересными и раскрывать личность и деятельность вашего героя. Самостоятельное преобразование усвоенной информации в разнообразных ситуациях, творческое применение знаний. Как ты относишься к спорту?
Каким видом спорта ты занимаешься?
Чем тебя привлекает этот вид?
Каких результатов ты достиг?
Сколько ты раз ходишь на тренировки?
Какую цель ты ставишь в будущем перед собой?
Задание 2: Представьте, что тебе нужно написать письмо инопланетянину, чтобы рассказать ему о Земле и людях. Используй разные типы предложений, чтобы письмо было, интересным и дружелюбным
Задание 3
Составь по картинке предложения по цели высказывания
1)Вопросительное
2) Побудительное
3) Повествовательное
Подбери характеристики к предложениям
1) Я хожу в кружок робототехники
2) Этот робот умеет говорить?
3) Подайте, пожалуйста, мне пульт.
Сообщение, просьба, вопрос
Назови виды предложений по цели высказывания
1) Я хожу в кружок робототехники
2) Этот робот умеет говорить?
3) Подайте, пожалуйста, мне пульт.
Повествовательное, побудительное, вопросительное
Запылали алым цветом кисти спелые рябин. ___
2) Что ты так грустно смотришь на меня? ___
3) Пусть будет добрым ум у вас, а сердце мудрым будет ___
4) Как я люблю русские народные сказки! ___
Определи вид предложения
Какими бывают предложения по цели высказывания?
Разложи предложения по цели высказывания
Скушай мандарин
Это кислый виноград?
Ты будешь зеленые яблоки
Виды предложений (по цели высказывания)
Развитие умения определять вид предложений по цели высказывания
1). Обведите номера повествовательных предложений:
1. Как прекрасен осенний наряд деревьев!
2. Где вы отдыхали во время каникул?
3. Присмотрись к окружающим тебя людям.
4. С огромной радостью мы слушали пение соловьёв.
Виды предложений по цели высказывания
Виды предложений по цели высказывания:
1. Повествовательные. Сообщают о чём-либо, рассказывают (повествуют). В конце таких предложений стоит точка или восклицательный знак.
2. Вопросительные. Спрашивают о чём-либо, задают вопрос. В конце вопросительных предложений всегда стоит вопросительный знак.
3. Побудительные. Побуждают к чему-либо, в них содержится просьба, требование, приказ, совет. В конце побудительных предложений стоит восклицательный знак или точка.
Также выделяют вопросительно-побудительные предложения, которые содержат побуждение к какому-либо действию, заключённое в форму вопроса.
В этом предложении спрашивают, задают вопрос. Цель высказывания СПРОСИТЬ