Мария Борисова
Конспект литературно-музыкального досуга «Богатыри — защитники Руси»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект литературно-музыкального досуга «Богатыри – защитники Руси».
Знакомство с поэмой А. С. Пушкина и оперой
М. И. Глинки «Руслан и Людмила»
Программное содержание:
• Познакомить с биографией А. С. Пушкина и его поэмой «Руслан и Людмила».
• Познакомить с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила».
• Развивать воображение, речь детей с помощью художественного слова, умение выражать свои мысли словами.
Публикация «Конспект литературно-музыкального досуга „Богатыри — защитники Руси“» размещена в разделах
- Богатыри
- Богатыри. Конспекты занятий
- Богатыри. Сценарии развлечений
- День защитника. Сценарии к 23 февраля
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Литературные сценарии
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Музыка. Сценарии музыкальных развлечений
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» апрель 2022
• Упражнять в выполнении заданий, связанных со звукобуквенным анализом слов.
• Воспитывать в детях патриотическое и общечеловеческие чувства: любовь к Родине, уважение к старшим, милосердие, порядочность (на примере мыслей, чувств, отношения поэта и композитора).
• Развивать умение видеть и чувствовать красоту мира, во всех её проявлениях.
Ход досуга:
1. 6 июня - день рождения великого русского поэта. А. С. Пушкин родился в Москве, и здесь же прошло его детство. Начал писать стихи в Царском селе. В лицее Пушкин обрел друзей на всю жизнь. Именно здесь он всерьёз почувствовал себя поэтом, здесь начал работу над поэмой «Руслан и Людмила», которую закончил ночью 26 марта 1820 года. Вы помните сказки и стихи А. С. Пушкина, в школе познакомитесь с другими произведениями этого любимого многими поэта. Вы знаете, что поэт жил и нашем городе Санкт-Петербурге, квартиру на Мойке,12 вы можете посетить вместе с родителями, а также место дуэли на Чёрной речке, где он был смертельно ранен.
2. Ребята, сегодня наша встреча посвящена произведению А. С. Пушкина «Руслан и Людмила». А начинается оно со знаменитых строк «У лукоморья дуб зелёный…»
Мультфильм «У лукоморья дуб зелёный…». Дети рассказывают вступление к поэме наизусть.
3. Посмотрите, кто изображен на этих картинках. Руслан, Людмила – главные герои произведения и портрет А. С. Пушкина.
Игра «Соберём слова». (Дети встают в 3 команды и, подходя по одному, выбирая нужные буквы, составляют слова Пушкин, Руслан, Людмила»).
4. «Руслан и Людмила» - это героическая поэма, в её основу взяты русские былины, в которых рассказывается о том, что было очень давно, о героических поступках, о богатырях Земли русской, о силе, мужестве, любви и красоте русских людей. (Презентация, слайд 1).
Слушание. Песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» «Дела давно минувших дней…»(слайд 2)
5. Богатыри – это защитники Руси, смелые, могучие и храбрые русичи, так называли себя те, кто жил на Руси. А как сейчас называется наша, кто в ней живёт. Назовите, кого вы знаете (Илья Муромец, Никита Кожемяко, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Святогор, Садко). Поэма А. С. Пушкина посвящена таким богатырям. Речь с движением. (слайд 3)
Богатырь - вот он каков :
Он силён, он здоров,
Он из лука стрелял,
Метко палицу бросал,
На границе стоял,
Зорко - зорко наблюдал.
Подрастём мы и, смотри,
Станем, как богатыри!
6. Победитель- богатырь – Руслан. (слайд 4).Он приходит на поле битвы, усеянное останками.
Слушание. Песня из оперы «Руслан и Людмила» - «Поле». (Слайд 5).
«Живая голова»
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в темной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной.
7. Почему Руслан отправился в путь? Кого он ищет? Что ему предстоит сделать? Назовите имя злого волшебника. (слайд 6). Составь слово из вторых звуков в названиях предметов на картинках. Картинки: очки, кепки, арфа, антенна, морж, яма, лошади, фрукты, дети называют 2 звук в слове, выставляется нужная буква, дети читают слово Черномор.
8. Это злой колдун-карлик, с длинной бородой, похитивший Людмилу.
Он живёт в сказочном дворце, умеет летать, но вот ходить ему тяжело.
Слушание. Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» (слайд 7)
Безмолвно, гордо выступая,
Нагими саблями сверкая,
Арапов длинный ряд идет
Попарно, чинно, сколь возможно,
И на подушках осторожно
Седую бороду несет;
И входит с важностью за нею,
Подъяв величественно шею,
Горбатый карлик из дверей:
Его-то голове обритой,
Высоким колпаком покрытой,
Принадлежала борода.
Дворец Черномора удивительный и богатый. Волшебные сады в нём из стекла (слайд 8).
Слушание. «Волшебные сады Черномора» из оперы «Руслан и Людмила». (всё неживое, но очень дорогое).
9. Совсем не радуется этому Людмила, которая томиться в плену и скучает по своему дому и жениху Руслан. Её ничего не радует, она грустит.
Слушание. Песня Людмилы.
«Ах, ты доля моя долюшка,
Доля моя горькая.
Рано моё солнышко
За ненастной тучею,
За горой скрылася.
Не видать мне боле
Ни родного батюшки,
Ни дорогого витязя.
Тосковать мне девице
Без отрадной долюшки…»
Девочки выходят для самостоятельных движений под музыку.
10. Но прекрасный Руслан спешит освободить свою невесту. Ему известна тайная сила Черномора. Руслан вступает в бой с Черномором. (слайд 9).
Два дни колдун героя носит,
На третий он пощады просит:
"О рыцарь, сжалься надо мной;
Едва дышу; нет мочи боле;
Оставь мне жизнь, в твоей я воле;
Скажи - спущусь, куда велишь. "
" Теперь ты наш: ага, дрожишь!
Смирись, покорствуй русской силе!
Неси меня к моей Людмиле".
11. Как выглядел русский богатырь (слайд 10). Кроссворд.
1. Рубашка, сплетённая из железных колец (кольчуга).
2. Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом (шлем).
3. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… Ну что, догадался? Конечно же … (меч).
4. Что за полотно, которым укрывался от ветра богатырь? (плащ)
5. Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете наверняка, на левой руке у героя висит тяжёлый, блестящий… (щит).
12. Как закончился бой Руслана и Черномора? А вам понравилась поэма А. С. Пушкина. Вы её прочитаете, когда подрастёте. Эта поэма многим нравится. Давно её полюбил русский композитор Михаил Иванович Глинка, который написал оперу с таким же названием (слайд 11).
13. Какие произведения имеют название «Руслан и Людмила» (слайд 12). Кто авторы этих произведений?
14. Мы сегодня с вами познакомились с творчеством А. С. Пушкина, а музыкальные отрывки, которые мы с вами слушали были из оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Она очень красивая, в ней много действий. А начинается она с увертюры (музыкального вступления). В опере воспеваются героизм, благородство чувств, верность в любви, высмеивается трусость, осуждаются коварство, злоба и жестокость. Через все произведение композитор проводит мысль о победе света над тьмой, о торжестве жизни. Традиционный сказочный сюжет с подвигами, фантастикой, волшебными превращениями Глинка использовал для показа разнообразных характеров. Отрывок из увертюры мы сейчас послушаем.
Слушание. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
1 часть. Приглашаем мальчиков показать бой богатырей в движении.
2 часть. Просмотр видео-фильма к увертюре.
15. Вот и подошла к концу наша встреча, до новых встреч.
Детям раздаются раскраски с иллюстрациями к поэме.