Белова Ольга
Конспект лексико-грамматического занятия «Путешествие в зимний лес» для детей среднего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Белова Ольга Николаевна
Учитель-логопед
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей № 27 «Рябинка»
города Новочебоксарска Чувашской Республики
Конспект лексико-грамматического занятия
на тему: «Путешествие в зимний лес»
для детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)
с общим недоразвитием речи
Публикация «Конспект лексико-грамматического занятия „Путешествие в зимний лес“ для детей среднего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимний лес. Конспекты путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
Цель: Уточнение и расширение представлений детей о зиме и её приметах.
Коррекционно-образовательные задачи:
- Закреплять представления о зиме и её приметах.
- Уточнять и расширять словарь детей о зиме (зима, снег, снежинки, хлопья, метель, вьюга, сугробы, лёд; холодно, морозно, пасмурно; намело, замерзнуть, наступила, падает).
-Учить навыкам употребления в речи грамматических категорий: числа имен существительных и прилагательных, существительных и числительных.
- Совершенствовать навыки словообразования: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Учить составлять предложения по сюжетной картине (в объёме 2-5 слов).
- Совершенствовать навык рассматривания картины.
Коррекционно-развивающие задачи:
- Воспитывать эмоционально-радостное отношение к зимней природе.
- Формировать положительную установку на участие в занятии. Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности.
Оборудование: панно, картина «Зима», зеркало, магнитофон, шумящие мешочки (снежки, листы бумаги, цветной мел, искусственные снежинки (5 шт, искусственная ель.
Предварительная работа:
Наблюдение за зимними изменениями на прогулке.
Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки зимой.
Разучивание стихотворения «Всё бело…» для упражнения «Снежинки» (развитие чувства ритма).
Разучивание артикуляционной гимнастики «Язык путешественник» (развитие артикуляционной моторики с согласованной работой рук).
I.Организационный момент.
Логопед:
- Ребята, вы не замерзли, когда шли сегодня в садик? (Нет)
- А почему вы не замерзли? (Потому что на нас тёплая одежда.)
А почему вы надели тёплую одежду? (Потому что зима, стало холодно.)
- Сегодня мы будем говорить о зиме, о том какая она. Поговорим о приметах зимы.
- Ребята, а хотели бы вы увидеть, какой зима бывает в лесу? (Да.)
- Для того чтобы попасть в зимний лес нам с вами нужно совершить «волшебный ритуал». В этом нам поможет «волшебное зеркало».
Логопед подводит детей к зеркалу.
Логопед: Давайте в него посмотрим и скажем «волшебные слова» :
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там окажусь.
Перенеси нас зеркало в зимний лес».
II.Ход занятия.
1. Артикуляционная гимнастика и межсистемное взаимодействие.
Логопед:
- Посмотрите, ребята, вот мы и оказались в зимнем лесу. А зимой в лесу очень холодно и чтобы нам не замерзнуть, давайте мы с вами немного разомнемся.
«Язык путешественник»
Сценарий
а) Вышел язычок на улицу. Ай! Холодно! И спрятался в домик.
б) Оделся тепло, вышел во двор и облизнулся.
в) Побежал язычок кататься на качелях. Вот так! Кач – кач!
г) Посмотрел на часики. Не пора ли ему идти домой. Вот так! Тик – так.
д) Замерз язычок и, чтобы согреться, стал прыгать и цокать, как лошадки, вот так.
е) А потом стал играть в змейку. Вот так. Выкинул язычок со всей силы вперед и обратно спрятался.
ж) Потом опять поиграл немножко в лошадок и побежал домой.
Расшифровка сценария
а) Высовывать язык вперед, держа его по средней линии. Руки на поясе.
б) Рот приоткрыть. Облизать языком губы по кругу.
в) Поднимать язык вверх – вниз (до нижней и верхней губы, параллельно с этим поднимать и опускать руки в ту сторону, что и язык, при этом можно раскачиваться всем телом вперед – назад.
г) Двигать языком к уголку рта вправо – влево и раскачиваться синхронно с движением языка.
д) Рот открыт. Цокать языком и прыгать. Руки на поясе.
е) С силой выкидывать 5-8 раз язык вперед, изображая «жало змеи». Одновременно с этим сжатые в локтях руки выбрасывать вперед и выпрямлять их.
Логопед:
- Размялись немного? Теперь мы точно не замерзнем.
2. Беседа по картине.
Перед детьми открывается сюжетная картина «Зима», находящаяся на мольберте.
Логопед (приглашает детей к панно с сюжетной картиной) :
- Ребята, давайте посмотрим на наш зимний лес.
Звучит музыка Вивальди «Зима 2».
Вопросы детям:
Логопед: какое время года наступило?
Дети: Наступила зима.
Логопед: Что падает на землю?
Дети: На землю падает снег.
Логопед: Где лежит снег?
Дети: Снег лежит на земле (на кустах, на деревьях, на ветках, на пеньках и т. п.).
Логопед: Какая погода зимой?
Дети: Зимой погода холодная (морозная, пасмурная, солнечная и т. п.).
Логопед: Какие деревья зимой?
Дети: Деревья зимой голые.
Логопед: Во что превращается вода зимой?
Дети: Вода зимой превращается в лед.
Логопед: Что случилось с лужами, реками, озерами, прудами?
Дети: Лужи, реки, озера, пруды замерзли.
Логопед: Во что одеваются зимой люди?
Дети: Люди одеваются в тёплую одежду.
Логопед: Какой праздник мы встречаем зимой?
Дети: Зимой мы встречаем Новый год.
3. Лексико-грамматическое упражнение «Назови ласково».
Логопед: Я знаю, что вы любите зиму. Давайте мы назовем ее ласково.
Зима- зимушка
Снег – снежок, снежочек
Ком – комочек, комок
Снеговик – снеговичок
Снежинка – снежиночка
Облако – облачко
Горка – горочка.
4. Упражнение «Нарисуй зиму».
Логопед:
- Ребята, как вам кажется, зимний лес красивый? (Да.)
А давайте и мы свами нарисуем зимнюю картину, но не карандашами и красками, а движениями рук. (Движения выполняет логопед, затем логопед и дети.)
- Посмотрите, как красиво идёт снег. Снег может падать хлопьями. (Руки двигаются сверху вниз, взмахи кистями рук.)
- Снег может падать снежинками. (Руки двигаются сверху вниз, при этом пальцы совершают хаотичные движения.)
- Метут вьюги, метели. (Сильные круговые махи руками.)
- Наметают сугробы. (Руки двигаются от середины сверху, через стороны вниз.)
Послушайте стихотворение, нарисуйте его движениями так, как вы себе его представляете.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
И летят снежинки, легкие пушинки,
В воздухе кружатся, на землю ложатся.
5. Упражнение «Снежинки»
Логопед:
- Посмотрите, ребята, сколько снега намело. Можно слепить «снежные» комочки и поиграть в «Снежки».
Предложить детям перекладывать шумящие мешочки из руки в руку, сминать его имитирую движения лепки снежка.
Все бело, бело, бело,
Много снега намело.
Снег везде, в снегу дома.
Это к нам пришла зима.
6. Лексико-грамматическое упражнение «Посчитаем до пяти».
Логопед: Посмотрите, на ёлку упали снежинки. Давайте мы с вами их посчитаем.
Одна снежинка, две снежинки, три снежинки, четыре снежинки, пять снежинок.
7. Игра «Вьюга». Звучит звук завывания вьюги.
Логопед:
- Кажется, начинается вьюга в зимнем лесу. Но я знаю, как усмирить проказницу вьюгу. Давайте мы её поймаем в круг и поиграем в игру «Вьюга».
Дети образуют круг. Расширяя круг произносят звук «У» долго и громко. Затем дети сужают круг и произносят звук «У» долго и тихо. (Упражнение повторяется 3-5 раз.)
Логопед:
- Молодцы, ребята! Вот мы и успокоили вьюгу.
8. «Нарисуем портрет вьюги».
Логопед:
- Ребята, чтобы вьюга на нас не сердилась, мы с вами сейчас нарисуем её портрет. Вспомним «песенку вьюги» («у-у-у») и цветным мелом нарисуем, как она кружит.
Листы бумаги и цветной мел лежат на полу. Дети начинают рисовать. Звучит музыка: Шопен вальс № 10.
Логопед:
- Замечательные у вас получились рисунки. Я думаю, вьюга не обидится, если мы возьмём их с собой в детский сад, ведь нам пора возвращаться.
Давайте посмотрим в наше «волшебное зеркало» и скажем «волшебные слова» :
«В зеркале я отражусь,
Где захочу, там и окажусь.
Перенеси нас, зеркало,
Обратно, в детский сад».
- Вот мы и вернулись обратно в наш детский сад.
9. Итог занятия.
Вопросы детям:
- Ребята, скажите, а где мы сегодня побывали?
- Что мы с вами делали в зимнем лесу?
- О каком времени года мы сегодня говорили?
Перечень литературы:
1. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей : Формирование грамматического строя речи: Методическое пособие для воспитателей. – 2-е изд., испр. И доп. – М. : Мозаика – Синтез, 2005. – 296с.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа. – М. : Издательство «Скрипторий 2003», 2010.-232с.
3. Микляева Н. В. Фонетическая и логопедическая ритмика в ДОУ: пособие для воспитателей и логопедов/ Н. В. Микляева, о. А. Погозова, Ю. Н. Родионова. – 3-е изд. – М. : Айрис-пресс, 2006.-112с.
4. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. -М. : Мозаика-Синтез, 2007.-72с.