Олег Викторович
Конспект НОД «Бабушкин хлеб»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по духовно-нравственному воспитанию: «Бабушкин хлеб»
Интеграция образовательных областей: "Коммуникация", "Социализация", "Физическая культура", "Познание".
Программное содержание:
1. Закрепить знания детей о выращивании хлеба;
2. Раскрыть понятия «зерно», «колос», «мука»;
3. Вызвать бережное отношение к хлебу.
Словарная работа: расширить славарный запас детей: зерно, колос, мука, соха, борона.
Публикация «Конспект НОД „Бабушкин хлеб“» размещена в разделах
Предварительная работа: чтение сказок о хлебе, заучивание пословиц о хлебе, знакомство с древними и современными методами посадки зерна.
Материал и оборудование:
Мешочек с зернами и колосками разных видов, тарелки на каждого ребенка, интерактивная доска и набор картинок-иллюстраций, макеты бороны, человека с сохой, макет комбайна.
Методы и приемы:
- практические - физкультминутка: "Как растет колосок?", игровое упражнение «Разбери зерна»;
- наглядные (рассматривание, показ, наблюдение, решение проблемных ситуаций.
- словесные (вопросы к детям, беседа, загадка, пословицы).
Цель занятия:
1. Формировать представления о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Воспитать бережное отношение к хлебу.
Ход занятия:
Бабушка. Здравствуйте, гости дорогие! Хлеб вам да соль! Угощайтесь! Хлебушек я в печке испекла, душистый и румяный. Кто знает, из чего хлеб пекут?
Ответы детей: (хлеб пекут из муки).
Бабушка :
Да, для хлеба главное – мука. Из чего мука получается?
Отгадайте загадку:
Золотист он и усат, в ста карманах сто ребят (Колос).
(Воспитатель достает мешочек полный зерен пшеницы, ржи и ячменя и колосьев и показывает детям. В это время на интерактивной доске показано поле со зрелой пшеницей)
Догадались? Это колос. Цвет у него золотистый. Вот усы, вот кармашки, а вот и ребята-зернышки (показывает).
Вот из таких зернышек! А зернышки откуда берутся? Из колосьев! Видели, как в поле колоски растут, под ветром качаются? Я один сорвала и вам принесла. Смотрите, вот он, колосок пшеницы. Колосок один, а зернышек в нем много. Они, как будто в кармашках, в колоске сидят.
Зернышки как мы видим здесь разные попадаются.
Чем они отличаются?
Ответы детей: (цветом, формой, длинной.)
Бабушка :
Правильно это зерна из разных колосьев!
Ребята у вас на тарелочках тоже разные зернышки лежат. Помогите мне разделить их!
Молодцы ребята! Справились с заданием!
Как же вырастить нам из зерен колосья?
Ответы детей: (надо зернышки посеять в землю.)
Бабушка :
Правильно. Но сначала надо землю вспахать, чтобы зернышкам мягко было в земле лежать. Раньше поле пахали сохой. Вот она, соха (показывает на интерактивной доске).
Деревянные рожки,
Острые ножки,
Идет, ковыляет,
Спину гнуть заставляет.
(Соха).
Видите, как дедушка за сохой идет (рассматривают на экране иллюстрации с изображением пахаря с сохой) упирается, на соху налегает, чтобы она в земле своими острыми ножками вот такие следы оставляла, борозды. Поле большое, быстро его не вспашешь. И лошадка устанет соху тащить, и дедушке нелегко спину гнуть, на соху налегать. Недаром в русской пословице говорится: «Поле пахать – не руками махать».
Вот и вспахано поле, но сеять еще рано.
Что нужно сделать с землей прежде чем сеять зернышки?
Ответы детей: (взборонить, порыхлить, разбить комья. Если дети затрудняются напомнить как возделываются грядки на огороде перед посадкой или как готовились клумбы для посадки цветов в д/с).
Правильно, земельку надо взборонить и для этого к лошадке прицепляли борону.
Вот и готова для зернышек мягкая постелька. Разбросают зерна по полю и ждут, когда появятся росточки. Для этого надо, чтобы солнышко землю согревало, чтобы дождик ее поливал. Давайте поиграем, будто мы маленькие зернышки, сидим в земле и ждем солнышка (приседают, а оно не светит, вот зернышки и зовут его:
Физкультминутка:
Солнышко, солнышко,
(говорят закличку, сидя на корточках).
Выгляни в окошечко!
Твои детки плачут,
По камушкам скачут!
(скачут как воробушки)
Вот и солнышко (надевает шапочку солнышка ребенку). Пройди, солнышко, по полю, пожалей, приласкай зернышки, погладь их своими лучиками.
Согрелись зернышки, стали оживать.
Появляйся, росток,
(встают).
Зеленей, стебелек,
(поднимают руки).
Наливайся, колосок!
(растопыривают пальцы рук).
Все бы хорошо, да пить колоскам хочется. Давайте дождик звать!
Дождик, дождик, пуще!
(трясут кистями рук).
Дадим тебе гущи!
(топают ножнами)
Дадим тебе ложку —
(хлопают в ладоши).
Хлебай понемножку!
Бабушка :
Ребятки давайте поможем зернышкам побыстрее вырасти в колоски. Кто знает пословицы про хлеб?
Ответы детей:
«Без хлеба – нет обеда». «Хлеб – батюшка, вода – матушка». «Будет хлеб – будет и песня». «Много свету – много хлеба». «Хлеба надо брать столько, сколько съешь». «Хлеб надо всегда доедать». «Хлеб нельзя бросать на пол». «Не велик кусок пирога, а стоит много труда».
Бабушка :
Вот и вызрели колоски. Зернышки в них налились, стали тяжелыми. Клонится рожь к земле, приговаривает:
– Не хочу больше в поле стоять да колосьями махать! Пора меня убирать! Теперь хлеб комбайнами убирают, а раньше жали колосья серпами (показать бутафорский серп). Идут жницы по полю с серпом (сопровождать показом, срезают колосья под корень, собирают в большие охапки, связывают, чтобы не рассыпались. Такая охапка колосьев называется сноп. Как вы думаете, легко ли жнеям вот так, согнувшись, все поле пройти? Давайте, попробуем (имитируют движения жней). Конечно, трудно! Недаром в народе говорят:
Кто пахал, одну силу потерял,
Кто сеял – две,
А кто жал – тот все!
А теперь прощаться пора. До свидания!
Литература:
1. Малова В. В. «Конспекты занятий по духовно-нравственому воспитанию»
2. Князева О. Л. ,Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб., 1998.
3. https://papa-gen.livejournal.com/328862.html