Елена Голдеева
Конспект занятия для детей старшей группы комбинированной направленности «Зимующие птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Зимующие птицы» (КРД для детей старшей логопедической группы).
Цели: 1. Уточнение и активизация словаря по теме: «Зимующие птицы».
2. Развитие диалогической речи.
3. Упражнение на образование сложных прилагательных (желтогрудая, черноголовый и т. д.).
4. Употребление слов – антонимов (длинный – короткий, толстый – тонкий и т. д.).
Публикация «Конспект занятия для детей старшей группы комбинированной направленности „Зимующие птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2015
5. Подбор слов – родственников к слову «снег».
6. Упражнение в составлении предложений с предлогами с опорой на схемы.
7. Упражнение в составлении предложений с союзом: «а».
8. Закрепление умения составлять рассказ – описание по схеме.
9. Развитие зрительного внимания, мышления, тонкой и общей моторики, координации речи с движением.
10. Воспитание бережного отношения к птицам, желания помочь им перезимовать.
Оборудование: магнитная доска, занавес, предметные картинки с изображением зимующих птиц, ласточки и самолёта, фигура Снегурочки, разрезные предметные картинки зимующих птиц, минифланелеграфы, картина «Дерево» со схемами предлогов, вырезанные по контуру изображения зимующих птиц, фигура Снежной королевы, схема для описания зимующих птиц, белые круги из бумаги, шкатулка с подарками (леденцами на палочках).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте их поприветствуем.
А теперь все повернулись ко мне, глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.
( На магнитной доске слева прикреплены магнитами предметные картинки: воробей, ворона, самолёт, сорока и закрыты листом белой бумаги. Затем листок убирается).
- Сядет тот, кто скажет, какая картинка лишняя и почему? (Самолёт, потому что это вид транспорта, а на остальных картинках – птицы).
- Садись…
- А теперь добавим в этот ряд изображения голубя и ласточки. Кто лишний здесь? Почему? (Ласточка, потому что это перелётная птица, а остальные – зимующие).
- Садись…
- Сели остальные ребята.
II. Постановка цели занятия.
- Скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (Весна).
- Верно, наступила весна. Но зима никак не хочет уходить. Вокруг ещё много снега, дуют ветра, по ночам бывает очень холодно. И сегодня мы побеседуем о наших пернатых друзьях, о зимующих птицах, которым так нелегко бывает в это холодное и голодное время.
III. Беседа о зимующих птицах.
1. -Почему эти птицы называются зимующими? (Они остаются зимовать у нас, а не улетают в тёплые края).
- Кто назовёт зимующих птиц по картинкам? Пойдём (Вызванный ребёнок показывает указкой птиц и называет их).
- Каких зимующих птиц ещё вы знаете? (Дети называют птиц, а логопед прикрепляет магнитами изображения птиц на магнитную доску : синица, дятел, снегирь, клёст, свиристель).
- Чем отличаются птицы от других животных? (У них клюв, две лапки, два крыла, перья).
- Чем питаются птицы зимой? (Семечками, несолёным салом, ягодами, семенами растений и деревьев, почками.).
(Убираются птицы, остаются на доске изображения вороны и воробья).
2. – Птицы бывают разные по размеру: крупные и мелкие. Посмотрите на картинки и скажите, какая птица крупная, а какая – мелкая? (Ворона – крупная, а воробей – мелкая птица).
(Убирается ворона. Выставляется дятел, затем синица и снегирь).
- Клювы у птиц бывают длинные и короткие, толстые и тонкие. Расскажите, у кого какой клюв? ( Показывает пары картинок: дятел и воробей, синица и снегирь). ( Дети составляют предложения с союзом: «а». – У дятла клюв длинный, а у воробья – короткий. У синицы клюв тонкий, а у снегиря – толстый).
(Снегирь остаётся, а остальные убираются. Добавляется сорока).
- У птиц бывают разные хвосты. У кого какой хвост? (Показывает изображения сороки и снегиря).(У сороки хвост длинный, а у снегиря – короткий).
(Убираются все картинки. Выставляется ворона и синица).
- И лапки у птиц тоже разные. У кого какие? (Показывает изображения вороны и синицы). (У вороны лапки большие, а у синицы – маленькие).
(Убираются изображения синицы и вороны).
3. - Птицы отличаются по окраске пёрышек или по оперенью.
- Если у снегиря красная грудка, как про него можно сказать? (Красногрудый).
- А у какой птицы жёлтая грудка? (У синицы).
- Как про неё можно сказать? (Желтогрудая).
- У кого белые бока? (У сороки).
- Какая сорока? (Белобокая).
- Чёрные крылья? (Чернокрылый).
- Длинный хвост? (Длиннохвостый).
- Чёрная голова? (Чёрноголовый).
- Молодцы, ребята! Вы всё правильно рассказали про зимующих птиц.
IV. Составление целого изображения птицы из частей.
- Дети, сегодня к нам пришла необычная гостья. Отгадайте, кто это?
Она в серебро
С жемчугами одета –
Волшебная внучка
Волшебного деда. (Снегурочка).
- Правильно, это Снегурочка.
(На магнитную доску слева прикрепляется фигура Снегурочки).
- Снегурочке очень понравилось, что вы много знаете о птицах. Она приглашает вас на свою полянку посмотреть, какие зимующие птицы живут у неё в лесу. Но чтобы узнать, какие это птицы, надо выложить их из частей на минифланелеграфах.
(У детей на столах лежат минифланелеграфы, на которых находятся плоскостные изображения птиц, разрезанные на части).
- Придвиньте к себе минифланелеграфы. Когда птичку соберёте из частей, поднимите руку и назовёте её. У каждого будет своя птичка. Итак, раз, два, три - собирать картинку начни!
(Как только ребёнок выложил и назвал свою птицу, логопед выставляет на магнитную доску такую же, только целую, рядом с изображением Снегурочки).
- Молодцы! Верно собрали всех птиц из частей и правильно назвали. Отодвинули от себя минифланелеграфы на край стола.
V. Составление предложений с предлогами с опорой на схемы.
(Открывается занавес с правой стороны магнитной доски. Там вывешена картина «Дерево» со снежинками и схемами предлогов).
- Ребята, Снегурочка предлагает разместить некоторых птиц возле этого дерева (показ дерева указкой, на дереве, около дерева, там, где она оставила свои снежинки с подсказками. Подсказки – это маленькие слова: предлоги. Вот их схемы. (Показ схем предлогов на снежинках). Нужно не просто разместить птичек на дереве, но и составить о них предложения. Составляя предложения про птиц, обязательно используйте маленькие слова. Кто хочет разместить птичку и составить предложение? Пойдём, ….
(Ребёнок берёт любую птичку с доски, размещает её на снежинке и оречевляет своё действие:
- Синица летит над деревом.)
- Какое маленькое слово ты использовал (а? (Над).
( Аналогично составляются другие предложения с предлогами:
Дятел летит к дереву. (К).
Воробей слетел с дерева. (С).
Ворона ходит под деревом. (Под).
Сорока сидит на верхней ветке или на дереве. (На).
- А если снегирь залетит за дерево, откуда он будет выглядывать? (Снегирь выглядывает из-за дерева). (Из-за).
- Если сова будет под деревом, откуда она вылетит? (Сова вылетит из-под дерева). (Из-под).
- Молодцы, дети! Трудное было задание, но вы с ним справились. Правильно составили предложения с предлогами.
(Убираются картинки, которые не были размещены на дереве).
VI. Упражнение на зрительное внимание: «Кто улетел»?
- А сейчас закройте глаза и угадайте, кто из птиц улетел.
(Дети закрывают глаза, логопед убирает одну птицу. Дети угадывают, кого не стало: ворона, сова, дятел, сорока, воробей. На дереве остаётся столько птиц, сколько рассказов планирует услышать логопед: синица, снегирь).
- Верно, ребята! Вы правильно угадали всех птиц.
VII. Подбор родственных слов к слову: «снег».
- Отгадайте, каких птиц Снегурочка любит больше всех? Почему? (Снегирей, потому что в словах Снегурочка и снегирь слышится слово снег. Это слова – родственники).
Физкультминутка
- Покажем Снегурочке, как мы умеем играть в снегирей. Тихо встали около столов.
Подвижная игра «Снегири» по Н. В. Нищевой.
Вот на ветках, (Дети вытягивают правую руку в правую сторону)
Посмотри, (Левую руку – в левую сторону)
В красных майках снегири. (2 приседания)
Распушили пёрышки, (Руки вытянуть в стороны, шевелить пальчиками)
Греются на солнышке. (Хлопают руками по бокам) (Повторить 2 раза)
Головой они вертят, (Повороты головы вправо, влево)
Улететь они хотят. (Наклоны головы вправо, влево)
- Кыш! Кыш! (Хлопки в ладоши)
- Улетели! За метелью! За метелью! (Дети машут руками, как крыльями) (Повторить 2 раза)
- Тихо сели на свои места.
VIII. Составление рассказа – описания по схеме.
- Пока мы играли, на нашей поляне появилась Снежная королева. Ей не понравилось, что птицы так весело поют, и она превратила их в снежные комки.
(Заранее на магнитную доску прикрепляется изображение Снежной королевы, а птицы накрываются белыми кругами из бумаги).
- Чтобы выпустить птицу на волю, надо рассказать о ней всё, что знаем. Рассказывать будем по схеме. (Выставляет её на доску).
- Сначала надо назвать птицу, сказать: крупная она или мелкая. Рассказать, как у неё окрашены головка, грудка и крылья; какие клюв, хвост, лапки. Рассказать, чем любит полакомиться птица.
- Кто хочет освободить птичек? Пойдём…
- Каких птиц превратила в снежные комки Снежная королева? (Синицу, снегиря).
- Какую птицу ты хочешь расколдовать?
(Ребёнок выбирает, о какой птице он будет рассказывать. Логопед выставляет над схемой картинку с её изображением. После рассказа ребёнка с этой птицы на магнитной доске снимается бумажный круг. Она освобождается).
- Молодцы, ребята! Вы освободили синичку и снегиря.
IX. Итог занятия.
1. – О ком мы беседовали сегодня? (О зимующих птицах).
2. – А что вам понравилось?
- Мне сегодня понравилось, какие вы были активные и как вы хорошо справились с заданиями. А нашей гостье, Снегурочке, очень понравилось, как вы рассказали о зимующих птицах. Она просит, чтобы вы не забывали о них зимой и подкармливали их. И вот эту шкатулку с подарками она дарит вам.
(Показ шкатулки и раздача леденцов на палочках).
- Все молодцы! До свидания.