виктория вакуленко
Конспект коррекционного занятия «Волшебные шляпы»
▼ Скачать + Заказать документы
КОНСПЕКТ
коррекционного занятия «Волшебные шляпы»
для детей 5-7 лет
Цель занятия. Учить преодолевать детские страхи и негативное эмоциональное состояние с помощью изобразительной деятельности.
Предварительная работа: элементарные представления об основных эмоциях
Темочки:
- Головные уборы
- Головные уборы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Темочки
Материал и оборудование: Вырезки из журналов, фотографии или картинки с изображением детей, переживающих различные эмоциональные состояния (для повышения учебной мотивации можно использовать фотографии детей, участвующих в занятии). Две волшебные шляпы : одна - добрая - выполнена в ярких цветах, декорирована блёстками, колокольчиками и прочей позитивной мелочью; другая - страшная - сшита из тёмного материала, декорирована маленькими паучками, змейками и другими персонажами, ассоциирующимися у дошкольников со страхом. К каждому головному убору крепятся пиктограммы с изображением соответствующих эмоций или выполненные из оракала детали: улыбка - к доброй шляпе; нахмуренные брови, кричащий рот - к страшной.
Две музыкальные аудиозаписи. Первая вызывает тревожные ощущения (звуки грозы, шум сильного дождя и т. п., вторая - приятные ассоциации (звуки леса, пение птиц, журчание ручья и др.). Чёрные и жёлтые звёздочки, вырезанные из оракала. Набор карандашей, альбомы (или листы) для рисования - по количеству детей.
Ход занятия:
Дети входят в кабинет психолога и садятся на стулья, расставленные по кругу.
1. Игра-приветствие «Добрый день» (настраивает на активную совместную работу).
Психолог. Я рада видеть вас на занятии. Давайте поздороваемся друг с другом. Возьмёмся за руки и дружно, но очень тихо скажем «Добрый день!» Потом скажем «Добрый день!» погромче. А в третий раз произнесём эти слова так громко, чтобы нас услышал весь детский сад.
2. Беседа по фотографиям.
Психолог. На предыдущих занятиях мы
знакомились с разными настроениями. Сегодня я буду показывать фотографии детей, а вы должны сказать, какое настроение у каждого ребёнка, и объяснить, почему вы так думаете.
Психолог поочерёдно показывает фотографии детей - весёлых, грустных и т. д. При слабой аргументации отвечающего задаёт уточняющие вопросы о мимике и пантомимике персонажа.
3. Появление страшной шляпы.
Последней для рассматривания предлагает фотографию испуганного ребёнка. Незадолго до окончания обсуждения этой эмоции становятся слышны раскаты грома, нарастающий шум дождя. Появляется страшная шляпа - психолог надевает её на руку и говорит за неё соответствующим голосом.
- Ага! Вот они где собрались. разговаривают. про хорошее вспоминают! А я шляпа не простая, я шляпа волшебная! Сейчас моё колдовство вы на себе испытаете, про радость и веселье забудете!
Крибле-крабле-бух,
Слова волшебные вслух
Я скажу и тогда
Заколдую вас навсегда!
(Эти слова можно произнести несколько раз, поворачивая шляпу и делая резкие выпады в сторону детей.)
Теперь вы в моей власти. Вижу, что карандашики приготовили. Ха-ха-ха! А нарисовать-то ничего хорошего вы не сможете! Будете вы рисовать только то, чего боитесь больше всего! Берите альбомы и творите. Пусть в ваших работах царят страх и ужас!
Дети садятся за столы и выполняют задание шляпы. Если у них возникают затруднения, психолог ещё раз объясняет: нужно изобразить то, чего они боятся, что считают страшным. Время от времени страшная шляпа заглядывает в детские работы, хвалит и поощряет тех, у кого получается «очень страшно», прикрепляет к их рисункам чёрные звёздочки. Психолог не возражает, если ребёнок хочет продемонстрировать всем свою страшную работу.
Психолог. Ребята, что же нам делать? Как избавиться от заклинания страшной шляпы? (Выслушивает предложения детей.) Я думаю, что со страшной шляпой может справиться добрая шляпа.
4. Появление доброй шляпы.
Звуки грома и дождя сменяют мелодичное пение птиц, звуки журчащего ручья. Страшная шляпа исчезает (незаметно или наоборот с протестующими и угрожающими выкриками). Появляется добрая шляпа - психолог надевает её на руку и говорит за неё соответствующим голосом.
Здравствуйте, ребята! Вижу, заколдовала вас страшная шляпа. Ой, какие ужасы вы нарисовали! Хотите, я помогу вам избавиться от её заклинания? Я не обещаю, что после моего волшебства вы никогда не будете рисовать страшные картинки, но каждый вас сможет любые страшные картинки пре-вратить в нестрашные или даже добрые * весёлые.
Бум-бара-бум, ахи-бахи,
Уходите прочь, страхи!
Оставьте в покое детей.
Рисунки пусть станут добрей, веселей!
А теперь проверим, действует ли моё заклинание? Пусть каждый из вас подумает что можно дорисовать к своей картинке, чтобы она стала совсем нестрашной.
Следует объяснить детям: не надо рисовать другую картинку на обратной стороне листа. Следует преобразовать то, что уже изображено.
Если детям сложно что-нибудь придумать, им обязательно поможет добрая шляпа. Она может повторить заклинание и ненавязчиво натолкнуть на решение проблемы. («Давай сделаем Бабу-ягу смешной?», «Кто поможет справиться с огнём, с хулиганами?», «А если посадить паука в банку и закрыть его крышкой?»)
В результате появляется несколько вариантов изменения страшной картинки:
- страх посажен в клетку, под замок;
- страшное изображение закрашено так, что его не видно;
- страшилке пририсован бантик или бородавка на носу;
- одежда страшилки разукрашена яркими цветами;
- на рисунке появляется пожарный (если изображён огонь, полицейский (если нарисован хулиган) и т. д.
Добрая шляпа заглядывает в рисунки детей, дарит жёлтые звёздочки в знак того, что они научились бороться со страхами. Звуки леса стихают, и шляпа, прощаясь, уходит.
5. Обсуждение.
Психолог. Давайте посмотрим, что у вас получилось. Маша, расскажи, какую страшилку ты нарисовала и как от неё избавилась. (Ответ ребёнка.) Кто ещё хочет рассказать о том, как он сделал свой страх совсем нестрашным?
(Ответы двух-трёх детей.)
Наше занятие заканчивается. Добрая шляпа научила вас бороться со своими страхами. Надеюсь, вы помните её слова: «Я не обещаю, что после моего волшебства вы никогда не будете рисовать страшные картинки, но каждый из вас сможет любые страшные изображения превратить в нестрашные или даже добрые и весёлые». Пусть так и будет. До новых встреч!